В период пандемии коронавируса и экономического кризиса всех интересует один вопрос: что будет с ценами на продукты? Екатеринбуржцы уже завалили нас фотографиями с космическими ценами на лимоны, чеснок, имбирь… Мы спросили у местных продуктовых сетей, какие еще товары могут подорожать и ждать ли нам дефицита.
Почему уже выросли цены на имбирь, лимоны и чеснок?
Владелец торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин говорит, что рост цен на имбирь и чеснок вполне закономерен.
— Так уж повелось, что имбирь, лимон, чеснок — это такие продукты, которые считаются лечебными. И хотя все медики говорят, что от коронавируса они вас никак не защитят, но кто же этих медиков слушает? — говорит он. — Поэтому все срочно покупают имбирь, и он, конечно, начинает резко расти в цене, тем более что с ним есть перебои. Я в собственном магазине, увы, не нашел имбиря, вынужден был покупать по 2400 [рублей] маленький корешок, но не потому, что боюсь коронавируса, а тупо люблю чай с имбирем.
Также перебои возникли с лимонами.
— Известный факт, что львиная доля лимонов к нам приходила из Турции, — рассказывает Оглоблин. — Но в Турции сегодня примерно такой же ажиотаж на лимоны, как и у нас. И президент Эрдоган запретил экспорт лимонов. Надолго или нет — не знаю. Но некоторые перебои возникли. Нашим поставщикам еще нужно время, чтобы переориентироваться на какие-то другие страны.
При этом с другими овощами и фруктами таких проблем возникнуть не должно. Наоборот, в ближайшее время они начнут дешеветь, так как появятся первые свежие поставки из Средней Азии.
Почему выросли цены на антисептики?
— Производитель всегда хочет постараться продать дороже, а торговые сети — сохранить цены и не увеличивать, — рассказывает Александр Оглоблин. — И мы всегда ведем переговоры, чтобы это сохранить. Где-то получается, где-то нет, как, например, с гелями для рук. Нам просто говорят: не хотите принимать повышение цены, тогда мы вам их поставлять не будем. И приходится принимать их условия. Но сейчас многие начали производить эти гели в усиленном количестве, думаю, в ближайшие недели рынок будет заполнен этими гелями. Правда, по более высокой цене, чем до «военных» времен.
Вырастут ли цены на остальные продукты?
Владелец сети магазинов «Кировский» Игорь Ковпак говорит, что этот вопрос не к магазинам, а к поставщикам.
— Магазин — это последнее звено в цепочке. Никогда магазин сам цену не поднимает, — говорит Игорь Ковпак. — Если поставщики в этой ситуации совесть имеют, то они ничего поднимать не должны, потому что беда общая.
Что касается финансового кризиса, по мнению Игоря Ковпака, он не должен сильно повлиять на продуктовый рынок.
— Большинство товаров и производителей находятся в России. И даже кофе уже производится в России, и много всего другого, поэтому перебои с поставками продуктов невозможны, — говорит Ковпак. — В России — нет, это фантастика, сейчас не 90-е.
Похожего мнения придерживается совладелец сети магазинов «Гипербола» Константин Погребинский.
— Я думаю, что цены расти не будут, — считает он. — В сегодняшней ситуации, я так понимаю, будут падать наценки магазинов, потому что очень сильно падает количество покупателей. Розница точно так же старается в сегодняшних условиях выжить. Несмотря на то что продовольственные магазины открыты, выручка падает очень сильно. А затратная составляющая остается — людям же зарплаты нужно платить, поддерживать все это дело. Может, возникнет дефицит какой-то экзотики. Но у людей будет меньше денег, они будут меньше покупать что-то дорогое. Вот и все. А на основные товары, я думаю, цены не поднимутся.
Александр Оглоблин чуть менее оптимистичен.
— Цены на продукты, увы, будут подрастать. Все накладывается на другую кризисную волну — экспорт нефти, которая сейчас стоит сущие гроши, — говорит он. — Это повлекло за собой повышение курса евро и доллара, а у нас есть либо полностью импортные продукты и алкоголь, либо те, которые имеют в себе импортную составляющую. Те же яйца и молоко. Подавляющее большинство из них российского производства, но корма и добавки для птиц и коров часто бывают импортными. Так или иначе, все это сказывается на себестоимости продукции. Но это будет вести к незначительному росту цен на данную продукцию.
Руководитель отдела снабжения магазина «Жизньмарт» Эля Халили говорит, что сейчас идет огромная работа с поставщиками: продавцы делают все, чтобы уговорить их не поднимать цены. Там, где это не удается сделать, приходится снижать наценки. А от этого падает рентабельность.
— Сейчас нам нужно решить вопрос с поставками, потому что многие импортные продукты, которые мы приобретали через дистрибьюторов, встали на границе, — рассказывает Эля Халили. — Их просто к нам не пропускают. Например, различные соки. Овощи и зелень, которые мы приобретали в Израиле, тоже встали. Поэтому сейчас мы ищем замену среди российских производителей. Но у нас на рынке трудно найти аналоги такого уровня. Хотя в текущей ситуации российские производители начали работать в сторону увеличения качества. Например, лосось. Раньше мы работали на импортном чилийском лососе, до этого пробовали мурманский — он был отвратительный, прямо разваливался. А буквально в последние полгода у них все поменялось и качество стало намного лучше, чем у чилийского. Сейчас хороший пинок для наших производителей в сторону работы.
Ранее президент Владимир Путин объявил, что этот апрель будет полностью нерабочим. Для частного бизнеса это стало очередным ударом. Мы рассказывали, как бизнесмены планируют выживать в месячник коронавируса.
Сегодня, кстати, стало известно о еще одном подтвержденном случае коронавируса в Свердловской области. Общее количество зараженных в нашем регионе достигло 39. Обо всем, что происходит, мы рассказываем в онлайн-трансляции.