
Жители мегаполисов всё чаще покупают готовую еду в магазинах, многие вообще перестают готовить дома. Зачем, если гораздо проще, быстрее и зачастую выгоднее зайти в ближайший минимаркет или заказать доставку? Но в этом есть и опасность: с ростом популярности такой еды растут и риски отравления.
Казалось бы, в Екатеринбурге достаточно торговых точек с готовыми блюдами, но практически ни у кого из игроков этого рынка нет собственного современного и профессионального производства. Даже крупные сети закупают продукцию у маленьких производителей, у которых адресом значатся квартиры в жилом комплексе или частный дом на окраине города. Проконтролировать десятки поставщиков готовой еды в постоянном режиме сложно даже серьезным сетевым магазинам.
На что обращать внимание, совершая покупки в магазине? И что делать, если продукция оказалась некачественной? Директор департамента контроля качества, врач по гигиене питания «Фабрики здорового питания» Елена Свиридова рассказала, как потребители могут о себе позаботиться.

«Сначала докажи, что твоя еда безопасна»
Чтобы попасть на полку магазина, производитель готовой еды должен доказать, что изготовленный им продукт качественный. Каждое такое предприятие обязательно декларирует свой товар. Декларацию так просто не получишь — нужно провести лабораторные исследования, подтверждающие качество и безопасность еды, подтвердить заявленные сроки годности. А торговая сеть обязана проверять полный пакет документов, когда берет продукцию на реализацию. В большинстве случаев это соблюдается, но частые ситуации с отравлением после употребления готовой еды показывают, что контроля всё еще недостаточно.
— В больших компаниях по производству продуктов питания сотрудники отдела качества осуществляют контроль на всех этапах — от получения сырья до приготовления продукции, — рассказывает Елена. — От каждой партии еды на предприятии сохраняют образец, чтобы в случае необходимости подтвердить, что это продукция конкретного производства, и решить возникающие вопросы. Похоже на суточные пробы — например, как в школьной столовой. Если происходит конфликтная ситуация, можно проверить суточную пробу и понять, связано ли отравление с питанием именно от этого производителя. У крупного предприятия есть штат в отделе качества и место для хранения образцов, достаточно ресурсов для проверки безопасности продукции.

Вкусная еда без хлопот и без расплаты — такое возможно?
Главный вопрос, который волнует всех покупателей: как определить безопасность продукции на витрине прямо в магазине? Елена Свиридова рекомендует:
Оцените, насколько чисто в торговом зале и чем пахнет в магазине. Кислый запах — можно разворачиваться и уходить: в холодильнике нарушен температурный режим, продукция, скорее всего, испорченная, и это может быть не видно, для вас главный сигнал — запах. Если вы заходите в магазин и видите еду, лежащую в коробках в коридоре, это значит, что нарушается холодовая цепочка, есть опасность порчи еды.
Тест на чистоту и запах торговой точки пройден? Отлично, смотрим на срок годности товара. И не на «обечайке» — это верхняя обертка контейнера с блюдом, а ищем самую нижнюю наклейку с датой производства. Она заклеена, дата неразборчива — оставляем товар на полке.
Зайдите на сайт производителя готовых блюд. У тех, кто заботится о своей репутации, можно посмотреть на условия производства. Перейдите на адрес предприятия в любой онлайн-карте. Здание производства больше похоже на сарай — воздержитесь от еды, приготовленной в таком месте.
Старый способ, еще более актуальный летом. Берите те упаковки, которые дальше от края полки. Зачастую продукцию, близкую к просрочке, кладут поближе к краю, где теплее, так что за день ваш шницель с пюре может прокиснуть.
База — внешний вид продукта. Он должен быть естественного цвета, без потемнений и, уж конечно, без плесени. Важно и качество упаковки — она должна быть чистой, без повреждений, вздутия, влаги. Открыли контейнер, смотрим на консистенцию продукта: держит ли он форму при нарезке, не перемешан ли в кашу, не разделился ли на фазы, не образовалась ли жидкость. При наличии кислого запаха или несвойственного привкуса не ешьте этот продукт, пожалуйста.

Что делать, если просрочку обнаружили уже дома
Допустим, в магазине было чисто, и ходите вы в него регулярно, но дома внезапно обнаружили, что еда оказалась испорченной.
— Постарайтесь вернуться в магазин и потребовать возврата средств. Кроме того, я бы порекомендовала связаться напрямую с производителем, контакты которого указаны на упаковке. В первую очередь производитель должен получать обратную связь от потребителя, — говорит Елена Свиридова. — Зачастую логистическая цепочка очень длинная, и именно производитель будет искать, на каком этапе произошла ошибка — в его цехах, в распределительном центре, в магазине или при транспортировке. Хорошая репутация создается годами, а потерять ее можно очень быстро. Профессиональное предприятие всегда заинтересовано в том, чтобы его продукция всегда была безопасной.

ООО «ФАБРИКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ», фабрика-урал.рф.