E1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+11°

пасмурно, без осадков

ощущается как +9

2 м/c,

с-з.

737мм 40%
Подробнее
5 Пробки
USD 88,44
EUR 96,24
Реклама
Город мнение Лев Закс, ректор Гуманитарного Университета, доктор философских наук, профессор

Лев Закс, ректор Гуманитарного Университета, доктор философских наук, профессор

О месте индустриального в искусстве и фестивале ART-ЗАВОД.

Лев Закс, ректор Гуманитарного Университета, доктор философских наук, профессор, председатель Совета ректоров негосударственных вузов Свердловской области

О месте индустриального в искусстве и фестивале ART-ЗАВОД.

Вокруг нас

После Второй Мировой войны начался новый этап в развитии современного искусства, который совпал с периодом художественного освоения индустриальных пространств. Искусство пыталось их осваивать и раньше. По сути, уже первые английские дизайнеры, вдохновляемые художником и теоретиком искусства Джоном Рёскиным, пытались эстетизировать промышленное пространство. Они старались придать индустриальным формам характер старого, ремесленного производства.

В ХХ веке искусство вошло в пространство бывших заводов, стало ощущать себя через бетонные стены заводских корпусов, через работающую технику, станки и оборудование. Оказалось, что это не просто фон, а особый выразительный материал для искусства и актуального творчества, что привело к появлению новых артефактов и нового типа произведения искусства. Нео-индустриальное направление в искусстве стало работать с предметами, непосредственно вовлеченными в процесс производства. Например, можно вспомнить мобильные артефакты швейцарского художника Жана Тэнгли. Одна из его известных работ находится рядом с Центром Жоржа Помпиду в Париже. Художник создает динамические конструкции из деталей старых машин, моторов и т.п.. Игра эстетическая и техническая соединяются и образуют некое новое качество, где художник и изобретатель предстают как единое целое.


В моей жизни

Идея фестиваля АRT-ЗАВОД - это актуальное соединение творческого процесса и восприятия искусства с изначально как будто нехудожественной территорией: старые цеха, склады, заводы. Важно, чтобы такие проекты не стали редкостью и привлекали как можно больше зрителей и участников.

Немалую роль для развития такой идеи сыграл процесс деиндустриализации: огромные производственные мощности и территории выводятся из сферы производства, перестают работать и оказываются не нужны. "Индустриальное искусство" живет в бывшем индустриальном пространстве, которое нельзя считать живым, если там не ведется никакая деятельность.

Во многих промышленных городах Европы бывшие цеха и заводы превращены в зоны искусства. Художественное производство пришло на смену техническому производству. Мы должны идти этим же путем.

Россия, конечно, отстает в этом плане, но Свердловской области повезло: нам еще только предстоит пережить этот процесс возрождения. Некогда огромные промышленные территории сейчас просто выпадают из сферы деятельности и простаивают. Поэтому важно увидеть в этих сооружениях образ искусственного мира, иногда страшного, иногда фантастичного, иногда забавного, но всегда приглашающего к сотворчеству. Это мощный толчок для создания новой художественной реальности. Екатеринбург в этом смысле заповедник. Екатеринбургский филиал ГЦСИ, как мне кажется, начинает переработку обработанной культуры. По сути, это создание новой культуры, а значит и новой жизни, обновление мироощущения человека. Так, иногда геологи возвращаются к уже известным и исчерпанным месторождениям, но обретающим новую жизнь.

Не только опыты, эксперименты или художественные игры, а вполне серьезные социальные цели могут решаться на постиндустриальном материале и пространстве. Фестивали современного искусства, подобные АRT-ЗАВОДУ, могут стать основой для неких социально-значимых художественных жестов. Например, экологическое искусство. Ведь экология сегодня - это идеология наших дней, вне которой искусство быть не может. С другой стороны, искусство может стать средством повышения экономической эффективности всего пространства жизни человека. Объекты современного искусства могут привлекать туристов и повлиять на развитие туризма в нашем регионе. Если бы искусство поработало над этими индустриальными пространствами, сделало из них некий художественный факт. Например, я второй год езжу в замечательный город Дубровник (Хорватия). Но не только потому, что там есть море. А потому, что там есть современный художественный фестиваль, и мне - вместе со многими другими - это интересно.

От фестиваля "ART-ЗАВОД 2009" я жду смелого, непредсказуемого соединения старого и нового, традиционного и новаторского. Ведь важно не только, что это индустриальная зона, но и что в ней можно соединить живопись и танец, театральное действо и хоровое пение, скульптуру и кино. Это территория экспериментального соединения всего со всем. ART-ЗАВОД должен быть местом самовыражения не только художника, но и современного культурного горожанина. Жители должны чувствовать свою принадлежность к городу, к его системе ценностей, и это чувство рождается через сопричастность, соучастие в насыщенном творчеством "арт-заводском" пространстве.


Записал: Максим Белозёрских

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления