59-летняя екатеринбурженка Вера Сергеевна с осторожностью говорит о прошедшем суде.
– Мне бы и в мыслях не пришло идти в суд. Никогда ещё не судилась. Тут в первый раз. Если бы сразу деньги вернули за планшет, я бы была довольна, – рассказала Е1.RU Вера Сергеевна.
Женщина 20 сентября 2013 года купила в магазине "Связной" планшет Acer Iconia за 23 490 рублей. Гаджет предназначался в подарок 18-летнему сыну на день рождения. При использовании в устройстве обнаружились недостатки: предыдущее изображение, подобно улыбке Чеширского кота, оставалось на экране.
– Когда потребитель листал приложения, изображение с экрана не исчезало, а накладывалось на другое, – рассказал председатель правления СРОО "Областной потребительский контроль" Илья Евдокимов.
Вера Сергеевна отнесла планшет обратно в магазин и попросила вернуть деньги.
– Товар забрали на экспертизу, продержали месяц. Я написала претензию в 15-дневный срок. Так как это технически сложный товар, нужно было успеть, – вспоминает Вера Сергеевна. – Проверку качества затянули на месяц. Потом сообщили, что ремонт произведён, хотя ничего такого я не просила.
Екатеринбурженка обратилась за помощью СРОО "Областной потребительский контроль", а после – в суд за защитой своих прав. Первое заседание состоялось в ноябре, но, по словам горожанки, ответчик не явился. Следующее заседание прошло после январских праздников – тогда же была назначена независимая товароведческая экспертиза. Эксперты подтвердили наличие недостатка. Выяснилось, что эта была особенность системной платы, но производитель об этом в инструкции умолчал.
– Сразу было видно, что дело выигрышное, – пояснил Илья Евдокимов.
Накануне, 28 апреля, Октябрьский районный суд Екатеринбурга вынес решение, по которому компания "Связной" должна выплатить потребителю 110 000 рублей (из них 6 тысяч – оплата юридических услуг и 1 000 рублей – моральный ущерб).
– Ответчик снова не явился, но прислал бумагу, где предлагал пойти на мировое соглашение с выплатой мне 36 тысяч рублей. Я не согласилась. В итоге присудили около 110 000 рублей, – рассказала екатеринбурженка.
Теперь, соглашается женщина, этих денег хватит на четыре планшета, но жаль потраченного времени и нервов.
Как отмечает председатель правления СРОО "Областной потребительский контроль" Илья Евдокимов, ответственность за такие нарушения, по закону о защите прав потребителей, суровая.
– Сумма, которую назначает суд, обычно в разы больше, чем стоимость товара, – поясняет эксперт и рекомендует в случае с технически сложным товаром не затягивать с подачей претензии. Это нужно сделать в течение первых 15 дней с момента покупки. В противном случае требование о возврате денег за товар или его замену подлежат удовлетворению при наличии существенных недостатков, нарушения сроков устранения недостатков или невозможности использования товара в течение гарантийного срока из-за неоднократного устранения недостатков, – поясняет Илья Евдокимов.
В компании "Связной" прокомментировали ситуацию:
-Прежде всего, наша компания приносит извинения за созданную для покупателя неприятную ситуацию. Приобретенный в магазине гаджет оказался товаром ненадлежащего качества, что показала экспертиза. В то же время хотелось бы отметить, что товар с техническими недостатками – скорее исключение в нашей сети, где представлены исключительно сертифицированные технические продукты. Нам жаль, что Вера столкнулась с этим исключением, что создало для нее дискомфорт. Мы согласны с результатами экспертизы. Однако, на наш взгляд, установленный судом размер компенсации в 110 000 рублей является нетипичным для подобного рода случаев на рынке, и этот вопрос подлежит дальнейшему рассмотрению.