Пока экс-глава Трамвайно-троллейбусного управления Александр Мирошник находится под домашним арестом, а силовики расследуют пропажу более 600 тысяч рублей – мы встретились с новым гендиректором предприятия Сергеем Нугаевым, который 1 октября был назначен на новую должность.
Руководитель ТТУ рассказал Е1.RU о том, с какими проблемами сталкивается предприятие, куда планируется запустить трамваи и троллейбусы и стоит ли ждать запуска Wi-Fi в общественном транспорте.
– Сергей Николаевич, расскажите, в каком состоянии вы приняли предприятие, ведь сейчас ТТУ переживает не лучшие времена?
– Трамвайно-троллейбусное управление начало переживать не лучшие времена ещё 2–3 года назад. Вся проблема в компенсационных возмещениях, которые поступают нам от всех уровней власти. От города деньги за провоз граждан льготной категории приходят, а вот за областных и федеральных льготников компенсации нет. С областью постоянно идут переговоры, договорённости какие-то обозначаются. Деньги обещают выплатить в декабре, и если это действительно случится, то к январю мы выйдем в ноль, то есть закроем все свои долговые обязательства.
– В одном из выступлений перед гордумой Екатеринбурга вице-мэр Александр Высокинский заявил, что муниципальные транспортные предприятия, в том числе и ТТУ, находятся в предбанкротном состоянии.
– К сожалению, это действительно так. В частности, у нашего предприятия долги по налогам, выплатам в Пенсионный фонд на сегодняшний день составляют 270 миллионов рублей. Эти организации просто так не могут смотреть на ситуацию и начинают действовать, блокируя наши счета. Если счета таким образом будут заблокированы, то предприятие какое-то время ещё просуществует, но недолго.
– С какими ещё проблемами сталкиваетесь?
– Есть серьёзная кадровая проблема. В Трамвайно-троллейбусном управлении сегодня работают 5 200 человек, а ещё в 2009–2010 годы было больше 6 тысяч. Остро не хватает водителей, кондукторов, рабочих других специальностей. Мы бы очень хотели, чтобы престиж профессии водителя горэлектротранспорта вновь поднялся на должный уровень, как это когда-то было. То, что люди сейчас неохотно идут работать в ТТУ, связано прежде всего с низким уровнем заработной платы. Она на 30% ниже, чем по Екатеринбургу: если в городе приближается к 40 тысячам, то у нас она составляет примерно 26-27 тысяч рублей. Да, у нас есть социальные гарантии, но молодое поколение смотрит на них сквозь пальцы, всем нужны в первую очередь деньги.
– Что вы будете делать, чтобы вывести предприятие из кризиса?
– Как руководитель, я, конечно, принимаю определённые меры по оптимизации работы предприятия. Но для выхода из кризиса моих полномочий недостаточно. У нас муниципальное предприятие, и если Екатеринбург – столица Урала, то здесь должны вместе думать и город, и область.
– Многие общественники и депутаты говорили о том, что стабилизировать ситуацию поможет продажа рекламы на бортах трамваев и троллейбусов. Однако ни одно агентство Екатеринбурга не заявилось на конкурс по оказанию данных услуг. По-вашему, почему это произошло?
– Эта шумиха поднялась ещё весной. Кому это нужно было, нам так и не понятно. В июне прозвучало, что мы должны зарабатывать на рекламе 450 миллионов в год. То есть рекламное агентство за аренду бортов должно выплачивать нам такую сумму. Затем прозвучали другие суммы – 150 и 100 миллионов рублей. Один из депутатов городской думы даже заявлял, что готов за рекламу выплачивать 60 миллионов в год. Мы были не против и выставили на торги сначала за 70 миллионов – но первый этап так и не состоялся, потом за 64 миллиона – снова тишина. Третий раз заявляться не стали. Рекламщики просто понимают, какие расходы это за собой влечёт. Да и количество заявок в последнее время резко снизилось. Сейчас я в неделю подписываю всего по три заявки на размещение рекламы. Это практически ничего.
– Стоит ли ждать кадровых перестановок в ТТУ?
– Конечно, они уже происходят. Уже назначен директор Октябрьского депо, из которого я ушёл, и главный инженер управления. В ближайшее время произойдёт ещё два назначения, причём с последующим упразднением одной из должностей в руководящем аппарате.
– В МОАП кондукторы и водители сдают экзамены на грамотность речи и вежливое общение с пассажирами к ЧМ-2018. Планируете ли ввести у себя на предприятии что-то подобное?
– У нас этот вопрос всегда стоял во главе угла. В частности, в премиальном положении предусмотрена определённая сумма за качественное культурное обслуживание. Если на работника поступают жалобы, то мы лишаем его премии. Приходят и благодарственные письма от горожан – тогда работнику автоматически объявляется благодарность и выплачивается дополнительная премия в размере 500–1 000 рублей.
– Каким вы видите дальнейшее развитие электротранспорта в городе?
– Этот вопрос находится в компетенции администрации города. На сегодняшний день ведётся подготовка проектной документации по прокладке трамвайного пути в Академический район. Также в перспективе, не знаю, будет или нет, запуск троллейбуса по улице Краснолесья. Трамвайная линия по проспекту Ленина будет продлена и соединена с линией по Татищева. Планируется соединить конечные станции "УЗТМ" и "Машиностроителей", и сейчас обсуждается, как пойдут трамваи: вдоль завода или прямо по площади.
– Что думаете по поводу проекта обособления трамвайных путей в Екатеринбурге?
– Моё отношение и к обособлению пути, и к выделению специальных полос для общественного транспорта однозначно положительное. Думаю, и вы, и пассажиры от этого только выигрываете: значительно повышается скорость движения трамваев и троллейбусов. В качестве примера можно привести новые объекты обособления – улицы Машиностроителей и Малышева. Все мы наблюдаем, что сейчас происходит на тех участках, где трамваи следуют в общем потоке – нашему транспорту преграждают движение автомобили, стоящие в пробке, и нередко происходят ДТП на трамвайных путях. Сколько людей страдает из-за этого.
Осенью общественники города представили на рассмотрение мэрии свою концепцию обособления трамвайных путей по проспекту Ленина. По итогам встречи замглавы администрации города Евгений Ефимович Липович дал распоряжение разработать техническое задание, составить смету. Хочется верить, что эта задумка будет реализована. Я уверен, если трамваям предоставить приоритет, то горожане, в том числе автомобилисты, взглянут на этот вид общественного транспорта по-новому.
– Когда Wi-Fi появится во всех троллейбусах и трамваях?
– Несколько лет назад начали поднимать этот вопрос, и тогда оборудовали беспроводным интернетом 10 вагонов. Сейчас осталось только три. Переговоры по данному вопросу вновь возобновились, и планируется стопроцентный охват по трамваям и троллейбусам. Мы никому препятствовать не станем. Правда, при условии, что оплата интернета не ляжет на плечи ТТУ, потому что это колоссальная сумма – миллионы рублей. Но мы не будем назначать аренду – пожалуйста, эксплуатируйте и обслуживайте. И если пассажир благодаря Wi-Fi пересядет в трамвай и троллейбус, мы будем только за.
– Планируется ли обновление трамвайного парка?
– Наше предприятие нуждается в обновлении подвижного состава. На сегодняшний день средний возраст трамваев – 30 лет. Это уже критичная цифра. Трамваи всё ещё на ходу за счёт того, что они были сделаны на совесть чешскими производителями, а также за счёт качественного технического обслуживания и ремонта. Благодаря этому их ресурс продлевается ещё на 10–15 лет. За счёт чехов и добротной ремонтной базы мы и держимся на плаву. Новые чешские вагоны сейчас стоят баснословных денег, нам их уже точно не купить. К чемпионату мира по футболу планируется приобретение 50 трамваев "Спектр". Надеемся, что планы будут реализованы.
– На Иннопроме был представлен трамвай R1 производства "Уралтрансмаша". Как вам новинка УВЗ?
– На мой взгляд, интерьер этого трамвая непрактичен. Боюсь, такую отделку могут быстро испортить. Но, конечно же, хотелось бы дотянуться до европейского уровня, чтобы у нас ходили такие вагоны. Хотя я считаю, что это из раздела фантастики. Посмотрим, вдруг и реализуется, тогда будет приятно всем.
– Как обстоят дела с троллейбусами?
– Тут ситуация тоже не простая. Средний возраст екатеринбургского троллейбуса составляет 20 лет. При этом по нормативам срок службы 8 лет. Различными видами ремонтов мы продолжаем поддерживать подвижной состав троллейбуса в приемлемом состоянии, но это не самый лучший выход. Техника должна обновляться. Эксплуатировать троллейбусы 30 лет, как трамваи, просто невозможно, они не выдержат. Звучали хорошие цифры о покупке троллейбусов к чемпионату мира по футболу, поэтому на него все надежды.