E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

ю-в.

742мм 78%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город "Они как ветераны Афгана и Чечни": 1000 уральских добровольцев, воевавших на Украине, нуждаются в реабилитации

"Они как ветераны Афгана и Чечни": 1000 уральских добровольцев, воевавших на Украине, нуждаются в реабилитации

Вернувшимся с передовой нужна психологическая и медицинская помощь.

Добровольцы уезжают в Донбасс группами и по одиночке – граница открыта.

Несмотря на объявленное перемирие, на Украину продолжают ехать российские добровольцы. Только в среду вечером с железнодорожного вокзала Екатеринбурга уехала целая рота бойцов. Проводы прошли в торжественной обстановке.

Сотни добровольцев, уже отвоевавших в Донбассе, возвращаются без лишней помпы – с физическими и психологическими травмами. Что с ними делать сейчас, не знает ни государство, ни те, кто их отправляет. Впервые после завершения Чеченской и Афганской военных кампаний Россия столкнулась с массовым проявлением "военного синдрома".

E1.RU поговорил с теми, кто знает об этой проблеме не понаслышке: председателем координационного совета ассоциации "Урал – Новороссия" Беком Манасовым и главой свердловского фонда спецназа Владимиром Ефимовым. Один считает, что помощь этим людям не нужна: они ехали на свой страх и риск, никто их туда не звал. Другой – что без работы, семьи, но с боевым опытом бывшие добровольцы могут заняться криминалом. Чтобы снять напряжённость, нужно создавать ветеранские организации по аналогии с чеченцами и афганцами.

Бек МАНАСОВ: "Если добровольцам не помочь, они займутся криминалом".

С начала конфликта на Украину из Свердловской области уехало около тысячи уральцев, говорит E1.RU председатель координационного Совета ассоциации "Урал – Новороссия" Бек Манасов. Точно известно, что погибли пятеро, остальные приехали обратно и пытаются вернуться к нормальной жизни. И им нужна помощь.

– Я сам афганец и могу сказать, что война не плодит ничего нового. Те, кто возвращается с Украины, так же как и афганцы, как чеченцы, как ветераны Вьетнама, нуждаются в работе, психологической и медицинской помощи, – считает Манасов.

При этом, по словам председателя ассоциации, они уверены, что воевали за интересы государства и теперь оно им должно. Но это не так.

– Когда я вернулся из Афганистана, то я знал, что чиновники мне должны: я служил в армии, был приказ о мобилизации. Всё как положено, – говорит Манасов. – Здесь же совершенно другая ситуация. У добровольцев ничего нет. Трагедия каждого вернувшегося с Украины в том, что государство их даже не просило туда ехать.

Бек Манасов, глава ассоциации "Урал – Новороссия".

Но проблемы этих людей всё равно надо решать. В противном случае, считает Манасов, они без работы, без семьи, без доходов, но с боевым опытом будут заниматься криминалом или просто спиваться.

– Мы только начали работу, и ко мне обратилось уже больше 37 человек. Помощь самая разная. Кого-то через областной госпиталь ветеранов, по медицинским полисам, отправляем лечиться бесплатно. Семьям погибших помогаем с похоронами, выделяем помощь детям и женам, перевозим их в Екатеринбург – где работы побольше. Тем, кто ищет работу – назначаем пособие. Даём не много – сознательно. Мы не хотим разводить иждивение. Речь не идёт о какой-то конкретной сумме. Она может быть и пять копеек, но если человек понимает, что ему её стабильно будут давать, то начинается иждивение. А нам надо, чтобы он "приземлился" – начал осваиваться, – объясняет Манасов.

Бойцы, которые вернулись на Урал с войны на Украине с контузиями.

"Урал – Новороссия" помогает добровольцам открывать бизнес – по той же схеме, что у организации афганцев: 50% компании у ополченца, 50% – у организации.

– Вот один доброволец у нас открыл клининговую компанию, – рассказал Бек. – Он сам там ищет сотрудников, я подкидываю заказы. И ему работа, и организации средства на помощь остальным.

С начала конфликта на Украине там побывало около 1 000 добровольцев с Урала.

Само государство, отмечает Манасов, пока не готово заниматься ветеранами украинского конфликта. Элементарно нет возможности даже оказать медицинскую помощь – опыт по реабилитации, полученный во время последних чеченских и афганских кампаний, утерян.

– Раньше в областном госпитале ветеранов войн было целое наркологическое отделение – потому что у ветеранов были проблемы с алкоголем. Было отделение сексопатологий, потому что увечья и психологические проблемы носили самый разный характер. Сейчас ни того, ни другого отделения нет, – рассказал он.

По мнению Манасова, у участников украинской кампании должны появиться централизованные ветеранские организации. Например, его ассоциация может стать Союзом ветеранов Донбасса.

– Тогда ополченцам не придётся бегать самим по всем инстанциям – их проблемы будут централизованно решаться. А главное – с ними будут общаться не врачи или чиновники, которые их не понимают, а равные, такие же, как они, которые смогут их "приземлить", сказать: "Тебе никто ничего не должен". Эта фраза от постороннего человека сейчас взрывает любому добровольцу мозг в одну секунду.

Сейчас ассоциация занимается подсчётом участников конфликта, систематизирует их проблемы, а затем планирует обращаться к государству за помощью – грантами, льготами и другой поддержкой.

Владимир ЕФИМОВ: "Взрослые дядьки шока на войне не получают".

Альтернативный взгляд на ситуацию есть у главы свердловского фонда ветеранов спецназа Владимира Ефимова. Он считает, что проблема преувеличена и касается только тех, кто уехал на Украину сам – без предварительного отбора какой-то организации. Посчитать, сколько таких людей, сейчас невозможно.

Владимир Ефимов – глава свердловского фонда ветеранов спецназа.

– У нас нет убитых, травмы – только лёгкие (хотя E1.RU писал об убитых бойцах. – Прим. ред.). Большинству даже психологическая помощь не нужна – слабонервных не направляем. Если и едут, то взрослые дядьки – сперматозавры! И они шока не получают. А мальчишку возьмут со слабой психикой, школьника, он туда приедет – а у него кукушка съезжает. Мало ли мы таких видели после Афгана или Чечни?

Многие, кто едет на Украину, не имеют боевого опыта.

По словам Ефимова, когда он готовил последнюю группу из 50 человек, то "отфильтровал" около 100 пришедших: психически неуравновешенных, судимых и просто не готовых к войне людей.

– В реабилитации в первую очередь нуждаются те, кому там нечего было делать. Если человек с невыдержанной психикой попадает на войну, и там с ним рядом мина разорвётся, то он уже в ужасе. А приезжает сюда и пальцы крутит, что он такой крутой фронтовик. Если человек с нормальной психикой, военный, то для него все эти ситуации не являются каким-то шоком и поводом для гордыни.

Другой разговор – травмы. Таким пострадавшим, по словам Ефимова, действительно нужна помощь.

– Нужен закон о статусе добровольца, где бы расписывались источники помощи пострадавшим во время боевых действий, – считает он.

Впрочем, Ефимов тут же поправляется и говорит: "Статуса добровольца сейчас бесполезно добиваться. Я уже писал в полпредство. И ничего".

Напомним, Ефимов написал полпреду президента в Уральском федеральном округе Игорю Холманских, что необходимо создать общественную организацию по поддержке добровольческого движения в Донбассе. Это позволило бы открыть счёт, который коммерсанты могли бы пополнять переводами, начали бы заключаться контракты с добровольцами, появился бы учебный центр. Но ему вежливо отказали.

Фото, видео: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Владимир ЕФИМОВ; Михаил ЛАПТЕВ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления