E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

переменная облачность, дождь

ощущается как +13

5 м/c,

ю-з.

727мм 68%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Город интервью Евгений Ройзман: "Парижане с Эйфелевой башней свыклись, вот и мы к "Пассажу" привыкнем"

Евгений Ройзман: "Парижане с Эйфелевой башней свыклись, вот и мы к "Пассажу" привыкнем"

В интервью E1.RU мэр Екатеринбурга рассказал, почему надо смириться с новым ТРЦ в центре города.

Три года назад Ройзман сопротивлялся, а сейчас предлагает смириться с новым "Пассажем".

В пятницу вечером в Екатеринбурге фестивалем "Ночь пожирателей рекламы" открылся торговый центр "Пассаж", возведение которого с самого начала и до конца вызывало много пересудов. И сегодня впечатления от гигантского объекта в самом центре города диаметрально разные: от восхищения – до отвращения.

В субботу "Пассаж" открыл свои двери для всех горожан и гостей города, которые отправятся по новым магазинам, ресторанам, большому продуктовому гипермаркету и кинотеатру. А в понедельник мимо "Пассажа" на работу в мэрию будут проезжать городские чиновники. Один из них – глава Екатеринбурга – в 2012 году пытался сопротивляться сносу исторического здания, организовывал митинг. Правда, тогда он городом ещё не руководил, да и сопротивление получилось не очень-то массовым.

Мы обратились к Евгению Ройзману с просьбой рассказать, с какими чувствами он встречает открытие "Пассажа" под окнами городской администрации.

– Евгений Вадимович, вам лично нравится новый "Пассаж"?

– Чтобы обсуждать, надо понимать историю. Старое здание "Пассажа" принадлежало одному серьёзному областному чиновнику. Как он его приватизировал, каким образом получил в собственность, я не знаю. Оно долго стояло бесхозным в центре города, никто не мог его обязать что-то делать. Он пытался его продать москвичам, но не получилось. Затем его выкупило "Малышева-73". Всех очень задело, когда они начали сносить старый "Пассаж" – это было в выходной, 7 марта. Мы сопротивлялись, как могли. Но каким-то образом оказалось, что все документы подписаны, что он уже не памятник.

– То есть вы лично были противником сноса?

– Да, я был против, и сопротивление организовывали. Кстати, Куйвашев, который тогда был полпредом, обещал вмешаться и решить вопрос, но в результате началась стройка. Поскольку я много раз участвовал в подобных конфликтах, то хорошо понимаю: если стройка началась, то уже ничего не сделать. Не было ни одного прецедента, чтобы после этого останавливали стройку. "Пассаж" уже построен, и ничего сделать уже нельзя. Мне главное, чтобы они сделали нормальное благоустройство территории и к весне там был хороший сквер. Голосить сейчас: "Пассаж" такой, сякой" – можно сколько угодно. Это свершившийся факт.

Новый "Пассаж" – это реконструкция исторического здания. Ройзман называет это лукавством.

– Проиграно сражение?

– Оно было проиграно намного раньше. Но я не согласен с теми, кто говорит, что нам не нужны торговые центры. Стоп, минуточку. Они дают огромное количество рабочих мест. Во-вторых, они платят серьёзные налоги. В-третьих, торговыми центрами мы привлекаем и Тюмень, и Челябинск, и Пермь. Мы повышаем привлекательность города. И надо понимать, что торговые центры строят именно потому, что они востребованы. Если бы было иначе, то их бы никто не строил. Так что в этом есть определённая логика событий. Мало того, они вынуждены каждый следующий центр делать лучше предыдущего. Так что есть здоровая конкуренция.

– Почему всё-таки не получилось остановить строительство "Пассажа"?

– Знаете, почему? Потому что никто не вышел. Те, кто сегодня голосит, на акциях против сноса "Пассажа" я не видел. Мы собирали тогда митинг, но пришли в лучшем случае сто человек. Строители же в ответ вывели на улицу несколько тысяч – они полчаса шли по Вайнера. Если бы действительно снос "Пассажа" задевал кого-то, то вышел бы весь город. Так что всё – откричались.

– Но всё-таки, если говорить о "Пассаже", который в итоге получился…

– Послушайте, для меня это не более чем свершившийся факт. Точка. Его не исправить. Но вспомните, что сначала "Высоцкий" просто царапал душу, а теперь понятно, что это был первый небоскрёб, который полностью построили наши инженеры. Как бы ни говорили, но он пробудил амбиции и других людей, потому больше стали строить высоких зданий. Сначала было отрицательное отношение, а сейчас... Самый яркий пример – Эйфелева башня – весь Париж выл, что её построили. Эмиль Золя выл. Но теперь без неё Париж не представить. Любое новое воспринимается в штыки. Хотя, конечно, понятно, что "Пассаж" строил не Малахов (известный уральский архитектор XIX века. – Прим.ред)

– То есть через какое-то время и мы привыкнем к этому "Пассажу"?

– Совершенно точно. Совсем другое восприятие будет, все привыкнут. Как бы то ни было, но всё равно окажется, что это городу в плюс.

– Вы часто упоминаете, что являетесь историком. Изначально же говорилось, что в случае с "Пассажем" будет не строительство центра с нуля, а реконструкция.

– Не, не, не! Это мошенничество и лукавство. Я его увидел сразу. На старте было понятно, что никакой реконструкции не будет. Именно поэтому я выходил и людей выводил на митинг, проводили акции. Но нас было не так много. Если бы у меня была возможность влиять на ситуацию, то я бы сделал иначе. Во-первых, спроектировал большой сквер. А в здании "Пассажа" нужно было дать возможность держать мастерские лучшим художникам города, чтобы это была открытая общественная галерея. Но жизнь повернулась иначе.

– А как вам кажется, большие ТРЦ в центре города в принципе нужны?

– Есть логика жизни: пока такие центры востребованы – их будут строить. Пока спрос не упадёт.

Ройзман рассчитывает, что мэрия сможет повлиять на застройщика и возле "Пассажа" появится хороший парк.

– Получается, что мэрия не может управлять этим процессом?

– Можно подправлять, минимизировать неудобства, издержки, но пока это будет выгодно – будут строить. И запретить не получится.

– Мне просто иногда кажется, что если всё-таки будет продолжаться, то здание мэрии ещё при нашей жизни станет торговым центром.

– Нет! Не перегибайте!

– Вас не смущает, что "Пассаж" получился выше мэрии?

– Знаете, это у ханов, султанов был бзик, что ничего не должно быть выше их дворцов. Мы же люди европейские, а потому спокойно относимся к этому.

– Но ведь обещали, что он будет ниже здания администрации.

– Таких историй сколько угодно, когда обещают одно, а получается другое. Главное, чтобы сделали хороший сквер. Дождёмся, что там будет к маю. Думаю, что мы сумеем повлиять на ситуацию.

Фото: Андрей КАЗАНЦЕВ, Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; международное бюро KCAP Architects&Planners.

Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления