Под Каменском-Уральским большой сход – со всей страны прибывают люди в расшитых рубахах, славянских сарафанах и с просветлёнными лицами. Ролевики? Сектанты? Чудики?
Корреспонденты E1.RU побывали на фестивале родовых поселений "Уральский хоровод", чтобы понять, ради чего сотни людей прощаются с городом и уезжают обустраивать собственные земли.
Родовые поселения как образ жизни
Мы беседуем с Алексеем Григорьевым, одним из организаторов фестиваля, рядом с нами под куполом шатра группа людей водит хороводы и поёт. Сегодня первый день – люди знакомятся, осваиваются.
– Я променял городской образ жизни на сельский, – рассказывает Алексей, по профессии – архитектор. – Пока обустраиваю поселение, а живу тут рядом, в Окулово. Здесь три поля под поселениями, около 90 владельцев, но мы пока только начинаем. Постоянно живут несколько семей, примерно 20 – летом.
Формально это земли сельхозназначения с возможностью ведения личных подсобных хозяйств. Каждый участок – не менее 1 га, именно таким по размеру должно быть родовое поселение, на меньшей территории не создать гармоничную экосистему, считают идейные вдохновители.
В России сегодня – около трёх сотен поселений, люди, их обустраивающие, называют себя "анастасиевцами", все они однажды вдохновились книгами Владимира Мегре (Анастасия – имя его героини). Споры о том, секта это или не секта, ведутся уже не первый десяток лет.
– Это попытка возврата к первоистокам человека, обретения знаний непосредственно через пространство, через общение с природой, – объясняет Алексей. – Что такое родовое поместье? Это обустройство своей родины на кусочке земли размером 1-2 гектара, для себя, своих потомков, для любви, для рождения детей.
– А жить за счёт чего?
– За счёт своего труда. Некоторые постепенно переселяются, приезжают летом, продолжая работать в городе. Бросить город и уехать – это очень сложно. Конечно, на одной продаже иван-чая не выжить. Мы здесь собираемся гостевые домики построить, что-то типа базы отдыха с уклоном в экологический туризм. Тоже будет способ заработка.
"Мы не секта"
– Мы не секта, – убеждает Алексей. – Мы просто живём осознанно. Большинство людей живут как во сне, не сознавая своих действий. В городе людей усыпляют алкоголем, рекламой. А мы как будто проснулись. Сама идея – внерелигиозная, внеконфессиональная. Люди приходят разные – были православными, атеистами, мусульманами, кришнаитами, кто-то увлекался эзотерикой. В секте всегда есть умалчивание, есть авторитарные лидеры, есть сбор финансов принудительный, манипуляции, подавление воли. У нас всё на осознанности, на добровольном участии. В поселениях нет единого лидера, решения принимаются по вечевому принципу, совместно, голосованием. Если есть несогласные, они всегда могут обосновать свою правоту и убедить других.
– Это не религия, – рассказывает Любовь, она приехала сюда из Сургута. – Понимаете, в религиях человек – это раб. А у нас человек – творец, он создаёт мир вокруг себя.
– У нас главное – это осознанность всех действий, – продолжает Люба. – Сначала – мысль, потом – действие. Вот есть утверждение, что мысль материальна, но это немного не то. Мысль, сознание – это сначала, мы через действия воплощаем мысли. Вы знаете, что в некоторых народах возраст ребёнка считают даже не с момента его зачатия, а с мысли – когда мама впервые подумала о нём? Вот у нас так: женщина начинает думать, призывать ребёнка, начинает петь для него песни ещё до того, как становится беременной. И тогда он приходит.
Дети – как будто общие
Светлана и Виталий на фестиваль приехали из Горного Алтая, вот уже 10 лет они живут на своей земле, основной доход им приносит пчеловодство. Правда, они себя называют не "анастасиевцами", а "позитивномышленниками".
– Мы с Виталием познакомились на одном из таких мероприятий, как этот фестиваль, – рассказывает Светлана. – Мы оба из больших городов, но зацепили эти идеи, и в конце концов всё бросили и уехали в глушь.
Светлана рассказывает, что жизнь, конечно, тяжёлая, хотя их дом – в обычном селе, не на отдельном родовом поле, просто на участке большой площади. Пользуются благами цивилизации – электричеством, дорогами, дети ходили в сельскую школу.
– Сложная местность, горы, туда тяжело добираться, мы, конечно, не сразу приспособились. Много физического труда. Но мы поменялись – на многое стали совершенно по-другому смотреть.
– На что, например?
– Образование. У нас четверо детей, поэтому тема мне близка. Раньше что было важно? Чтобы школа была хорошая, престижная. Это была ценность. Сейчас понимаешь, что ценность – сам ребёнок. У нас в селе только начальная школа, потом в среднюю школу ребят отвозят в другое село. Но есть такое ощущение, как бы вам объяснить, будто все друг другу родственники. Вот они носятся толпой, и, если в поле зрения попадает чужой ребёнок, он как будто немножко твой, ты автоматически начинаешь и за ним присматривать. Если угощаешь, то всех. Если кто-то идёт на реку или в лес – всех детей с собой зовёт.
– Вы не боитесь, что дети вырастут и скажут: "Знаете, родители, идеи ваши – бредовые"?
– О, это их воля. Двое детей у нас уже взрослые, сын решил, что будет в городе жить, дочка хочет в деревне, но не с нами, в другой. Дочь переехала в старшем классе учиться в город, где моя родня осталась. Рассказывала, что там за подростки. Одни увлекаются барами-кальянами-вечеринками, другие полностью в компьютере живут. И она одна такая – с умением корову доить и верхом ездить. Искала в них что-то знакомое, настоящее и не могла найти. Но потом подружилась, есть какие-то точки пересечения, например, спорт.
Мир изменится
Алексей Григорьев уверен, что дети, воспитанные в духе единения с божественной природой, бегавшие босоногими и загорелыми по траве, – особенные. Кто-то, быть может, уйдёт и тоже превратится в раба цивилизации, которая давно перестала приносить человеку благо. Но, скорее всего, они вернутся, когда придёт время продолжать свой род, создавать свои семьи.
– Если людей, проникнувшихся нашими идеями, станет процентов 10-15, дальше уже число единомышленников будет нарастать лавинообразно. Мир изменится. Не будет войн. Россия покажет другим пример, как можно иначе жить на этой планете.
– Пожалуйста, экономьте воду! – раздаётся над столовой просьба организаторов. – Вода в колодце не успевает прибывать, поэтому мы возим из деревни. Вот сейчас пойдёте мыть посуду, бережно с водой, хорошо?
Все согласно кивают. К походным условиям этим людям не привыкать.
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU