Александру Герасимовичу Шелковому 106 лет, наверное, он самый возрастной ветеран Свердловской области.
Поделиться
История 106-летнего ветерана, которого забыли поздравить городские власти в День Победы, затронула жителей Екатеринбурга. После публикации нашего материала в редакцию стали звонить и писать читатели, готовые съездить к деду и поздравить его.
Мы тоже решили поздравить ветерана, пускай и с опозданием на пару дней, но лично, а заодно поговорить с долгожителем. С цветами и тортом мы заходим в комнату, где нас уже ждёт Александр Герасимович Шелковый. При виде незнакомцев он немного теряется и молчит.
Александр Герасимович сидит в кресле, а его ноги лежат на мягком пуфе — уже несколько лет он не ходит, когда второй раз сломал ногу, то пришлось пересесть в инвалидное кресло. К тому же сказалось ранение. В 1943 году на Донбассе его ранили — пуля угодила в пятку, и после этого он всю жизнь хромал. Но, как говорит сам ветеран, могло быть и хуже.
Ветеран живёт со своей снохой Ириной Львовной, в прошлом году она привезла его из Краснодарского края, где он прожил всю жизнь. Оттуда его забрали на войну, туда же он и вернулся, когда отвоевал. В родном селе он работал и жил со своей семьёй — там его Родина. Но переехать пришлось, когда умерла его дочка, которая там жила и ухаживала за ним.
Александр Герасимович со своей снохой, внуком и правнучкой.
Поделиться
Читательница Е1.RU узнала у нас адрес ветерана и тоже приехала поздравить его с праздником.
Поделиться
Так получилось, что долгожитель пережил двух своих сыновей, дочку и жену. Но сноха — Ирина Львовна, которая сейчас взяла на себя уход за Александром Герасимовичем, называет его папой, говорит, что он для неё как второй отец.
Мы подарили цветы, поздравили с днём Великой Победы и начали задавать вопросы Александру Герасимовичу, но он как будто нас не слышал.
— Говорите громче и медленнее, они в Краснодарском крае думают, что мы тараторим, и папа сейчас женские голоса плохо воспринимает, лучше, чтобы мужчина ему вопросы задавал, — поясняет Ирина.
— Сейчас он может многое не вспомнить, а когда я был маленький, он мне столько всего рассказывал, — объяснил внук Евгений.
Сноха Ирина рассказала, что Александр Герасимович из рода настоящих казаков.
Поделиться
Вопросы ветерану приходится задавать через внука Женю: мужские голоса дед воспринимает, а женские — нет.
Поделиться
— Дедушка, расскажи, как ты воевал, помнишь, как ты на Рейхстаге расписался? — спрашивает у деда Евгений Шелковой.
— Помню, там большая парадная, ступени такие, а тут в начале круглый такой столб, на нём шар лежит — там проходит широкая улица, и вот я на этом круглом столбе высек три буквы свои — Шелковый Александр Герасимович, получилось ШАГ. Не знаю, сейчас замазали или нет.
— А медали помнишь какие получил? За отвагу, за взятие Кёнигсберга у тебя есть.
— Я же в действующих войсках был. Я был в разведке полковой — нас было пять человек в группе. Мы были в стрелковой дивизии. Командир мне почему-то доверял, если уж задача поставлена была, то я обязательно её выполню. Я воевал умно, то, что я делал, бралось во внимание и помогало командованию.
Родные помогают надеть парадный пиджак с медалями и орденами.
Поделиться
Поделиться
— А с кем воевал, дед, товарищей помнишь?
— Командир нашего полка был Вальков Василий Матвеевич — хороший мужик был.
— По каким странам до Берлина шли, расскажи.
— В Польше был, в Чехословакии, много где был, и в Рейхстаге был. На Кавказе по горам много ходили, я на войну уже взрослый пошёл.

Поделиться

Поделиться
— На войне страшно было?
— Почему страшно? Нет, как-то всё получалось организованно и всегда был успех. Не так, чтобы сунули куда-то и нас раскромсали, перебили — такого не было. Всё было рассчитано.
— А друзья на войне были?
— А как же, были. Я же был в разведке, у меня отделение целое было, я был командиром отделения. У нас такие моменты были, что не знаешь, как оттуда вышел, с такими переплётами, но оказался живой, не погиб, а товарищей терял.

Александр Шелковый в центре на мотоцикле. Эта фотография была сделана в Чехословакии.
Поделиться
На войну Александр Герасимович ушёл уже в 30 лет. Дома остались жена и дочь. Но война не дала им встретиться снова, и когда Александр Герасимович вернулся, то женился во второй раз — в этом браке у него родились два сына и дочка.
В Свердловской области Александру Герасимовичу сделали операцию на глаза, и теперь он лучше видит.
Поделиться
После операции ветеран читает тексты с таким шрифтом.
Поделиться
Родственники рассказывают, что ветеран очень аккуратный и к жизни относится с позитивом. К тому же родные отмечают, что у Александра Герасимовича хорошее чувство юмора.
Поделиться
— Александр Герасимович, скажите, в чём ваш секрет долголетия?
— Я никогда не пил, я дисциплинированный был в этом отношении. Мне всегда доверяли, я не любил выпивать, в общем вёл правильный образ жизни.
Как рассказали родные ветерана, Александр Герасимович до 96 лет работал на своём участке — а у него было полгектара земли. Раньше держал домашнее хозяйство и делал домашнее вино. Внук вспоминает, что за обедом дедушка мог выпить маленькую рюмочку вина, но пьяным его никогда не видели.
Маленький мальчик — это Александр Герасимович, рядом его отец Герасим Егорович, старшая сестра Анна, мама Татьяна Николаевна и младшая сестра Вера. Всего в семье было 13 детей. Одна из его младших сестёр живёт в Батайске, ей 96 лет, и с Александром Герасимовичем они общаются по скайпу.
Поделиться
Евгений рассказал, что дедушка с детства мечтал стать лётчиком — он учился в авиационном училище, был одним из лучших. Но на последнем курсе его отчислили.
— Его отец вместе с братьями купили себе трактор, и их признали кулаками, за это его отчислили, — пояснил Евгений.
Александр Герасимович до сих пор помнит свой первый полёт.
— Сколько радости было самому подняться в воздух, — рассказывает Александр Шелковый. — На экзамене я набрал высоту пять тысяч метров и пять штук подряд крутил петель, не выходя. Я здоровый был и выдерживал всё.
— А сейчас бы полетели?
— Ещё как, — смеётся Александр Герасимович. — Дали бы мне учебный самолёт, я бы без всяких… то, что я делал, чему научился, я не забыл, я бы всё выполнил. Я смело действовал, уверенность была, что я всё сделаю.

Поделиться
За руку Александра Герасимовича держит жена его внука Юлия. Девушка рассказала, что дочка ветерана записывала его воспоминания в тетрадку, и она их иногда читает.
Поделиться
— О чём вы мечтали, когда были молоды?
— Мечтал создать хорошую семью. Если что-то я наметил, то я сделал.
— Сегодня у вас много гостей было, вам нравится, когда к вам приходят?
— Ну, ещё бы, как это так. Когда люди тебя посещают, это же самое хорошее дело. Не забывают тебя, помнят, что ты такой есть — это же прежде всего нужно быть человеком, тогда вспомнят тебя лучше.
После нашей публикации в гости к ветерану действительно пришло очень много людей. Накануне его навестили ребята из детского дома и подарили открытку, приехали байкеры из организации «Ночные волки» и даже забывчивые представители администрации — Совет ветеранов принёс открытку, правда, адресована она не Александру, а Алексею Герасимовичу — перепутали имя.
Открытки от внуков и от ребят из детского дома. Рядышком стоит письмо от президента.
Поделиться
Открытку из администрации принесли уже после праздника.
Поделиться
Напомним, недавно мы рассказывали про другого ветерана-долгожителя — Семёна Семёновича Козьмина. 101-летний ветеран собирается издать книжку по письмам, которые ему писала его жена на фронт.