
Каменные Палатки — одно из знаковых мест Шарташского лесопарка
Поделиться
В марте прошлого года Шарташский лесной парк получил нового директора — Артура Зиганшина. С того момента в парке начались изменения. Сначала все обсуждали, что за охрану взялись казаки, следом в парк запретили заезжать на автомобилях, а потом начали выдворять предпринимателей, которые находились здесь незаконно.
Летом 2018 года Зиганшин рассказывал нам, каким станет парк к 2020 году. Сейчас планов прибавилось, и мы встретились с ним снова, чтобы узнать, когда и каких изменений нам ждать.
2019 год — не только в парке, но и вообще — начался с обсуждения вывоза мусора. В прошлом году посетители лесопарка жаловались, что территория им завалена, и тогда эту проблему решили, а сейчас поменяли систему уборки.
— На сегодняшний день у нас ведётся работа по заключению договора по уборке мусора с региональным оператором — ЕМУП «Спецавтобаза». Пока у нас парк не будет полностью благоустроен, мы хотим установить во временных местах восьмикубовые контейнеры для сбора мусора, — рассказал Е1.RU директор Артур Зиганшин. — Также состоялись торги на сбор и уборку мусора на территории парка, компания-победитель будет собирать его внутри парка в контейнеры, а «Спецавтобаза» — забирать с контейнерных площадок. Это будет дешевле, чем по старой системе.

Прошлым летом парк был завален мусором, но с этим справились
Поделиться

«Спецавтобаза» забирает мусор
Поделиться
Директор отметил также, что кто-то вывозит в лесную зону строительный мусор.
— Мы выявили целый квартал, где лежит пятиметровый слой строительных отходов. И он занимает целую поляну — 3,76 гектара. Мы считаем, что так кто-то зарабатывал. Там стоял шлагбаум, и, видимо, с каждого грузовика собирались деньги. Мы хотим учесть данную территорию при разработке мастер-плана, ее нужно рекультивировать и использовать этот земельный участок в рекреационных целях.
— Машины в парк вы больше пускать не будете?
— Зимой мы провели опрос среди посетителей о том, поддерживают ли они наши меры по ограничению движения механизированных транспортных средств по территории парка. В опросе приняли участие 200 человек, 198 сказали, что поддерживают эту меру, что парк должен быть безопасным и без машин. Лишь два человека считают, что это сделано преждевременно, потому что пока нет инфраструктуры. Критика того, что закрыто движение, была только от нарушителей. После того как мы провели несколько массовых мероприятий — полумарафон «Шарташ», «Лыжню России», крещенские купания и другие, — люди подходят и благодарят, что сейчас в парке нет машин.

Машин в парке сейчас нет
Поделиться
— Вы выгоняли предпринимателей, которые незаконно занимали землю. Как прошла эта работа?
— В июне у нас был выявлен случай незаконного захвата земли — 0,24 гектара прямо на берегу озера Шарташ. Территория была огорожена забором, там была кухня, беседки. Вся деятельность их сводилась к тому, что они сами отдыхали и сдавали домики для разных увеселительных мероприятий. Совместно с полицией мы их выселили. Территорию очистили и открыли для горожан.
Артур Зиганшин ещё летом рассказал, что въезд для автомобилей в парк будет закрыт. На зиму его также не открывали
Поделиться
В сентябре мы вместе с судебными приставами выселили клуб-пляж, который назывался Sun Dali. Владелец начал вывозить всё имущество, но потом бросил, и сейчас мы видим, что собственник просто сбежал. С наступлением тепла мы этот вопрос будем поднимать, потому что территорию в 14 гектаров нужно приводить в порядок. Напротив Sun Dali была база «Экстрим», они тоже находились там без законных оснований. Там также распивались напитки, по ночам играли в азартные игры. На сегодняшний день ведется работа по созданию эскизного проекта детско-юношеской академии гольфа и спортивного центра под открытым небом, который, на мой взгляд, станет одним из основных объектов так называемого спортивного парка.
— Летом мы вас спрашивали про форелевую ферму, вы говорили, что не слышали про неё. Нашли?
— Да, она граничила с этим же клубом Sun Dali, её закрыли. Там были выявлены нарушения законодательства в области водопользования.
— Кто-то ещё из старых арендаторов уйдёт?
— Сейчас на территории парка восемь действующих арендаторов. Есть у нас ряд тех, кто платит аренду, но по каким-то причинам ушел с территории. У нас уйдут все, кто наносит вред парку. Мы эту работу не останавливали. У нас есть предприниматели, у которых есть договоры аренды, но они систематически нарушают природоохранное законодательство. И от населения поступают жалобы. Мы либо принудим их, чтобы они работали на благо парка, либо они покинут территорию. В конце прошлого года штраф получила база «Карасики».
— Какова посещаемость парка?
— Прошлым летом пиковая нагрузка днем в хорошую погоду составляла 10 тысяч человек. Пиковая разрешённая нагрузка без вреда для природы — это 30–35 тысяч человек в день. Мы уверены, что, создавая современный и ухоженный парк, мы так или иначе изменим в лучшую сторону отношение людей к природе, поменяем некоторые негативные сценарии поведения и весь негатив сам по себе уйдёт, а парк станет по-настоящему семейным, спортивным местом досуга горожан.
— Уже наступила весна. Что сейчас происходит с парком?
— Когда потеплеет, подрядчик займётся обустройством велодорожек. Мы доделываем сайт, сейчас его наполняем. С приходом тепла мы продолжим снимать социальные ролики. В прошлом году у нас и Владимир Шахрин, и Иван Штырков приняли участие в съёмках. Показ был в социальных сетях, на телевидении, в кинотеатрах. У меня родители живут в Геленджике, у них вещает наше областное телевидение, и они видели наши ролики, так что, можно сказать, мы всю страну охватили. В этом году мы хотим ещё запустить показы на городских медиаэкранах и разместить [социальную рекламу] просто на билбордах. Сейчас мы думаем над новыми сценариями.
Что ещё касается сайта. У меня есть несколько друзей, сообщников — пенсионерок на Шарташе, которые меня особо поддерживают. Одна из них мне рассказала, что раньше, например, на Шарташе был санаторий для беременных. Мы хотим сделать интервью с этими интересными людьми, чтобы они поделились своими историями — каким был парк раньше. Раньше ведь здесь и дачи были. И хотим попросить прислать старые фотографии парка, чтобы мы разместили их у себя на сайте.

В парке разработали свой фирменный стиль
Поделиться
— Вы сказали про дачи, а разве сейчас дач не осталось совсем?
— Есть дачи Академии наук, есть заброшенные дачи Министерства обороны. Мы инициировали процедуру решения земельного вопроса относительно заброшенных дач. Там предусмотрим социальную активность. Со стороны Егоршинского подхода выстроили два новых коттеджа, но они не введены в эксплуатацию, насчет них тоже проверяется информация, законно ли они там стоят.
Артур Зиганшин считает, что, если Екатеринбург получит право на проведение Универсиады в 2023 году, территория парка может стать региональным рекреационно-оздоровительным кластером, одним из приоритетных мест для проведения тренировок и культурной программы Универсиады.
Ещё летом в парке начали разрабатывать единый мастер-план. Согласно ему, велодорожка будет своеобразным коммуникационным хребтом парка, но парк хотят, так сказать, развернуть к горожанам лицом. Как рассказал источник Е1.RU в правительстве области, сейчас думают над развитием не только парка, но и всех прилегающих территорий. То есть разрабатывают единую концепцию развития и будущего администрирования территорий.
Комплексное развитие включает в себя и реконструкцию дорожно-транспортной сети вокруг: есть идея продлить улицу Первомайскую — завести её в парк, и тогда получится, что с ВИЗа можно будет доехать на велосипеде до Плотинки, а с Плотинки напрямую по Первомайской доехать до Шарташа.
К 2020 году планируется привести в порядок и озеро Шарташ
Поделиться
В парке складывается пять тематических зон, в каждую из которых ведет один или два входа. Там хотят оборудовать парковки и построить входные узлы. Речь идёт про въезд со стороны улицы Отдыха, где гостиница «Эрмитаж», въезд со стороны Егоршинского подхода, где женский монастырь. Есть вход со стороны Каменных Палаток, чуть подальше — вход со стороны МЖК, там хотят сделать главный вход. Следующий — со стороны посёлка Пески и последний — со стороны Изоплита, там, где посёлок Бухта Квинс.
— В мастер-плане велодорожка будет закольцована вокруг Шарташа, впоследствии будут искать инвесторов, которые зайдут и разместят здесь спортивно-социальную инфраструктуру. Прогулочный путь тоже хотят закольцевать, — рассказал Е1.RU собеседник. — В одном месте администрация парка думает применить интересное решение, чтобы велодорожка и прогулочный путь шли прямо над водой. Подобные примеры существуют во многих городах мира, в том числе и в России.
Недалеко от веломаршрута в парке хотят разместить историческую этнодеревню. Что это будет, пока неясно. Есть несколько вариантов: перенести сюда старинные постройки; создать музей «Россия в миниатюре», повторив в миниатюре архитектурные комплексы, которыми славится страна.
Вокруг ширины велодорожек и тротуаров шли споры. Директор парка Артур Зиганшин рассказал, что велодорожка будет шириной 3 метра, дальше — 75 сантиметров разделительной полоски под газон, 3,5 метра — второстепенный проезд — это проезд для экстренных служб и для хозяйственной деятельности парка. Предполагается, что в одном месте на северо-западе ширина тротуара составит 75 сантиметров. Это технологический тротуар. Основной пешеходный маршрут «Каменный путь» шириной 3 метра будет проходить рядом.
Одновременно с разработкой проекта парка идёт проработка дорожной карты по комплексному развитию. Локальное благоустройство парка планируют закончить в конце 2020 года, а комплексное развитие — к 2023 году.
На велодорожки хотят потратить 360 миллионов рублей. Общественник Алексей Беззуб считает, что тратить такие деньги на это глупо. В конце августа был объявлен конкурс на вырубку деревьев в Шарташском лесопарке. Подрядчик должен будет расчистить 20 гектаров территории.