E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как +2

1 м/c,

с-в.

745мм 94%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Храм-на-Драме BBC опубликовала подкаст «Храмы раздора» о протестах в сквере у Драмтеатра. Мы его перевели

BBC опубликовала подкаст «Храмы раздора» о протестах в сквере у Драмтеатра. Мы его перевели

Британская журналистка приехала в Екатеринбург и поговорила со всеми участниками событий в сквере

Авторы подкаста пытаются разобраться, почему россияне начали выступать против строительства новых храмов

— Я иду вдоль берега замерзшего пруда в центре Екатеринбурга. И по ту сторону я могу слышать колокола Храма на Крови, которые призывают верующих к молитве. Это здание в византийском стиле с блестящими золотыми куполами. Справа от меня — деревья в парке. Здесь должен был расположиться другой новый храм. Храм Святой Екатерины, в честь святой покровительницы города. Но к ужасу церковных властей, местные жители решили, что они не хотят храма на этом месте. Они вышли на протесты, митинги. Даже президенту Путину пришлось вмешаться, — так начинается подкаст BBC о событиях в сквере у Театра драмы.

Подкаст стал одним из эпизодов серии Heart and soul («Сердце и душа»). Он называется «Храмы раздора». Автор подкаста, британская журналистка Люси Эш попыталась понять, почему волна строительства храмов в России стала причиной массовых протестов по всей стране.

Этот получасовой подкаст опубликован на сайте BBC, и, естественно, он на английском. Но для вас мы частично его перевели.

В город на границе Европы и Азии британская журналистка приехала поговорить с участниками событий в сквере у Театра драмы. Как с защитниками сквера, так и с теми, кто выступал за строительство храма.

— На четвертый день уже огородили весь этот сквер. Все были в масках. Они готовились применить газ в этот день. Если бы не Путин (он предложил провести опрос горожан. — Прим. ред.), кто знает, что бы произошло. Шла стенка на стенку, — об этом Люси Эш рассказал Алексей Мосин. Он был противником строительства храма, несмотря на то что его прадед был убит за веру.

Во время событий в сквере мы публиковали материал о «лицах протеста». Показывали тех, кто выходит его защищать. Алексей Мосин был одним из них 

— Я впервые побывала в Москве в конце советской эпохи, — делится британская журналистка. — Тогда было бы немыслимо, что кто-то может протестовать против строительства новой церкви. Люди яростно защищали местные церкви, тысячи храмов были уничтожены бульдозерами за 70-летний период коммунизма. Те, что остались, были в ужасном состоянии, потому что их превратили в склады, клубы и музеи атеизма. А сейчас планирование или строительство новых храмов в российских городах стало причиной раздоров.

Люси Эш спросила молодую православную активистку Ксению Сухих о том, как православная молодежь отреагировала на протесты в сквере.

— Этот конфликт оставил глубокую рану на сердце, — ответила девушка. — Нам было очень больно это все видеть, что люди выступают против строительства храма. Мы все молились святой Екатерине, чтобы все быстрее закончилось. Мы с нетерпением ждали строительства этого храма. Будь на то воля Божья, мы бы скоро молились там.

Не могли в подкасте не упомянуть, что строительство храма поддерживали и спонсировали два уральских миллиардера — Игорь Алтушкин, глава РМК, и Андрей Козицын, глава УГМК. На строительство огромного храма они планировали потратить миллиард рублей. Отдельно в подкасте рассказали о бойцах Академии единоборств РМК, которые вышли разгонять екатеринбуржцев в сквере у Театра драмы. Мы публиковали совместное расследование с «Новой газетой» — об этих спортсменах: их имена, бизнес, а также другие околокриминальные истории, в которых эти люди засветились.

Уральский боец Иван Штырков, лицо Академии единоборств РМК, до этой зимы оставался непобежденным

Алена Смышляева — активистка, которая залезла на дерево в сквере. Ее задержали. В подкасте она объяснила, зачем это сделала. И рассказала, что после майских протестов и обрушившегося на нее давления в СМИ больше не может найти работу по своей специальности — организации мероприятий.

— Когда было объявлено, что большие корпорации хотят построить здесь храм, много местных жителей пришли сюда и взялись за руки, чтобы «обнять» сквер, — рассказала активистка. — Утром я была на пробежке и, когда прибежала в сквер и увидела этот забор, моей первой реакцией было перелезть через него. Потому что я считаю это место публичной территорией. И тогда охранник заметил меня и начал подходить. И, чтобы сбежать от него, я залезла на дерево. Охранники решили вызвать полицию, и эти парни пришли в шлемах, в полном обмундировании. Один из них залез ко мне на дерево, чтобы предупредить, что они применят силу, чтобы спустить меня вниз. Мне вообще было не страшно. Но я все-таки завизжала на весь сквер.

Подробности задержания Алены Смышляевой 13 мая можно прочесть здесь

Уральский поэт и рэпер Наум Блик во время событий в сквере записал трек «Скверу быть», который стал одним из гимнов протеста.

— Меня как верующего человека возмутило, что живыми деревьями требуют пожертвовать ради холодных камней. Понимаете, сквер — это культовое место для молодежи. Островок свободы в городе, где можно подышать свежим воздухом, — объяснил он журналистке.

Наум Блик (справа), как и уральский музыкант Миша Лузин (слева), не раз бывал в сквере во время протестов

— Несмотря на запугивание, аресты, давление со стороны некоторых политиков и Русской православной церкви, протестующие победили, — начала подводить итоги британская журналистка. — И спасли сквер. Храм Святой Екатерины теперь будет построен по ту сторону пруда, на месте старого завода.

Когда Люси впервые вошла в Храм на Крови, внутри она увидела только нескольких пожилых дам. И решила спросить у отца Максима [Миняйло], насколько часто молодежь бывает в церкви и сколько сейчас в Екатеринбурге верующих.

— 90% людей, — ответил он. — Людей, которые, как Евгений Родионов в Чечне, готовы свою жизнь отдать за Бога. Я говорю о молодом человеке, который был обычным парнем, любил спорт, читал книги. Он служил в Чечне и был обезглавлен, потому что не отказался снимать свой православный крест. Скажите мне, он православный или нет? Он не ходил в церковь часто, но православие было в его генетическом коде благодаря литературе, фильмам, маме и родственникам.

Настоятель Храма на Крови отец Максим Миняйло каждый день выходил в сквер к протестующим

Автор подкаста решила спросить у него, не стоило ли на волне санкций и стагнации экономики направить деньги, которые идут на строительство новых церквей, на что-то другое.

— Наш народ тем и отличается, что даже в самые тяжелые, голодные времена мы строим церкви. Мы всегда можем прийти в церковь и получить кусок хлеба. Я признаю, у людей сейчас экономические проблемы, — объяснил Максим Миняйло. — Если мы перестанем строить церкви, мы перестанем быть русскими. Те, кто выступал против строительства храма Святой Екатерины, по крови, может быть, и русские, но по духу... Возможно, их дух ослабел. Ненависть — не в природе россиян. А во время протестов было много ненависти.

В 2019 году Екатеринбург на весь мир прославил не только сквер. В конце года мы собрали еще девять историй, о которых говорили, кажется, все.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления