E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как +2

1 м/c,

с-в.

745мм 94%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Всё о коронавирусе репортаж Коронавирус — не самое страшное: репортаж о верующих, которые продолжают ходить в храмы в карантин

Коронавирус — не самое страшное: репортаж о верующих, которые продолжают ходить в храмы в карантин

Корреспондент и фотограф E1.RU побывали на службе в Свято-Троицком соборе

Пока мы писали этот текст, патриарх Кирилл призвал верующих отказаться от походов в храмы

В России до 5 апреля «карантинные каникулы». Людей настоятельно просят сидеть дома и минимизировать контакты, а особенно — не собираться группами больше 50 человек.

Больше всего претензий из-за нарушения этих требований к церкви. Службы как шли, так и идут по несколько раз в день. Мы решили съездить в храм в воскресенье, когда в нем обычно больше всего прихожан. Посетили божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе на Розы Люксембург, 57 и поговорили с верующими.

Когда в мире не было пандемии нового вируса, на воскресные службы приходили несколько сотен человек, сегодня их было несколько десятков. Но, конечно, больше положенных 50.

Отметим, что уже когда мы готовили этот материал, патриарх Кирилл призвал верующих отказаться от посещения храмов. Это опять же не значит, что храмы закроются или что в них перестанут пускать людей, но для верующих это сигнал задуматься о том, что самое безопасное место сейчас — дом. Поэтому своей актуальности текст не теряет.

«На кухне не причастишься»


Екатеринбургская епархия, к слову, сейчас не зазывает прихожан в храмы и практически прямым текстом говорит: лучше сидите дома, если болеете или боитесь заразиться.

Еще на позапрошлой неделе на дистанционное обучение, как и обычные вузы, ушел Миссионерский институт, с прошлой недели отменены занятия в Воскресной школе, службы в прямом эфире транслируют телеканалы и показывают на YouTube.

— Пастырский долг духовенства в отношении тех, кто нуждается в духовном окормлении, кому нужно обязательно прийти храм для молитвы о своих близких и о нашем народе, будет в полном объёме исполняться, — передаёт суть комментария рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова. — Человеку верующему жизненно важно богообщение. Важно точно так же, как пища, как вода, как воздух.

Богослужение снимается на четыре камеры одновременно

Большинство из тех, кто в условиях карантина продолжает посещать храмы, приходят сюда в первую очередь, чтобы причаститься.

— Эти прихожане сегодня в Храме во многом потому, что трансляцию дома посмотреть, конечно, можно, но главное христианское таинство — Причастие Святых Христовых Тайн останется недоступным. На кухне ведь не причастишься, — говорит Анжела Тамбова. — Верующий человек убеждён, что от чаши Христовой, где Тело и Кровь Христовы, невозможно заразиться. Об этом свидетельствует и многолетний опыт священнического служения наших клириков, и вся история Церкви.

При этом сегодняшнее богослужение, литургия, с греческого переводится как «общее дело», то есть люди идут в храм молиться не только за себя, но и за всех.

— Церковь сегодня молится за свой народ, за весь, за каждого — верующего и неверующего — молится о спасении душ, об исцелении болящих и об избавлении общества от этого вируса, что звучит как от «губительного поветрия и смертоносной заразы», — добавила представитель епархии. — Это то главное, что во все самые тяжелые моменты нашей истории сподвигало людей идти в храмы, молиться за отечество, за ближнего своего. И наш народ исцелялся, побеждал, спасался и спасал.

Как прихожан защищают

от вируса


В храмах сейчас усилены меры безопасности в соответствии со всеми требованиями, чтобы оградить/защитить прихожан от вируса. Как обезопасить человека духовно, говорит Тамбова, Церковь знает и потому в нынешние тревожные времена по-прежнему остаётся местом спокойствия и укрепления духовных сил.

— Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась, — цитирует Тамбова слова Митрополита Филарета (Дроздова), возглавлявшего Московскую кафедру в период эпидемии холеры в 1830 году.

Вот что изменилось в работе храмов сейчас.

1. Ручки дверей и все поверхности в храме дезинфицируют чаще, сам храм после богослужений проветривают.

2. Киоты (шкафчик или полка для хранения икон. — Прим. ред.), которые протирались и раньше, теперь протираются чаще и специальным раствором. Пока мы стояли в храме, киоты действительно протирали. Но делать это после каждого прихожанина, наверное, невозможно. При нас одну из икон успели поцеловать три человека, и только после этого ее протерли.

Киоты протирают, но не успевают это делать за каждым прихожанином 

3. Причастие теперь проходит чуть дольше, потому что после каждого прихожанина протирают лжицу, из которой и совершается обряд. А после все люди проходят к столику, где стоит запивка к причастию, называемая «теплота». Ее подают в одноразовых пластиковых стаканчиках. В некоторых храмах раньше для этого использовали обычные маленькие стаканы, теперь везде пластиковые.

Сегодня причастие совершалось из трех чаш
Лжицы протирают перед каждым человеком
Так называемую теплоту подают в пластиковых одноразовых стаканчиках

4. Раньше в конце службы прихожане прикладывались к кресту, теперь от этого временно отказались. Крест прикладывается ко лбу или возлагается на голову верующего.

Целовать крест пока не дают, его прикладывают

5. Сотрудницы храма, работающие в церковной лавке (принимают записочки, продают свечи и др.) в перчатках и масках.

Почему верующие продолжают ходить в храмы? Отвечают прихожане

После службы мы поговорили и с прихожанами. Подходили с основным вопросом: знают ли они о ситуации с коронавирусом и почему продолжают ходить в храм, когда службу можно смотреть и из дома?

Алла Николаевна ходит в церковь каждую неделю уже около 15 лет. Свой возраст назвать она тактично отказалась, но, очевидно, что в группу риска по коронавирусу Алла Николаевна всё же попадает. Об этом ей напоминают и ее дети, которые, кстати, врачи. Но женщину не переубедить, сейчас для нее не так страшен коронавирус, как перспектива не попасть на службу.

— Знаю [про пандемию], да, у меня дети — врачи. Я всё знаю, слышу, но верю всё-таки больше Господу Иисусу Христу и Богородице. Они мне помогают, у меня столько чудес в жизни произошло, — говорит Алла Николаевна. — Я не могу уже жить без церкви. Меня тянет в церковь. Хочется быть рядом с Богом и всё-таки попасть в царство небесное, соблюдать все правила и жить по заповедям.

Маски на прихожанке нет, но она говорит, что была в ней на службе, а потом сняла перед причастием. В общественном транспорте и на улице, говорит, ходит в маске. Моет руки и соблюдает гигиену, но перейти на онлайн-службы Алла Николаевна не соглашается: «Дома сидеть — это одно, мне хочется быть всё-таки в церкви».

Татьяна — мать четверых детей и домохозяйка. Походы в храм в субботу вечером и днем в воскресенье для нее обязательны. Сегодня вечером в соборе будут читать пассию, и Татьяна снова придет в храм. Уверена, что в церкви вирус она не подхватит, поэтому и продолжает ходить.

— Церковь — это такое место, где верующий человек получает божью благодать. Я уверена, что в церкви нельзя заразиться, — говорит Татьяна. — Я думаю, что храмы ни в коем случае нельзя закрывать. Мы не сможем жить без них.

— Самое главное таинство — святого причащения. Если человек не будет причащаться, в нем не будет жизни. В эти трудные времена, когда в мире царит всеобщее напряжение, я считаю, что, наоборот, нужно прибегать к помощи Божьей и чаще причащаться, чтобы обрести душевное успокоение, — объясняет Татьяна. — Обычно я причащаюсь раз в две-три недели, но сейчас я почувствовала, что это нужно, и стала причащаться чаще.

При этом если меры карантина ужесточат, Татьяна этого практически не заметит. По ее словам, кроме храма она больше особо никуда и не ходит, часто моет руки, следит за чистотой, а в храм приезжает с мужем на машине.

Сразу после литургии храм начали готовить к вечерней службе — чтению пассии

На клиросе в Свято-Троицком кафедральном соборе поет Эдуард Шакуров — поэт, певец, композитор и автор шоу «Уральские пельмени». Он поет на клиросе уже десять лет и не собирается переставать делать это сейчас.

— Кризис, вирус… Мы как православные — в первую очередь это вопрос к нам. По молитве одного человека может измениться всё. Необязательно садиться на пост, но придите в храмы, пока они открыты, поставьте свечку и просто от души одну молитву произнесите, — говорит Эдуард Шакуров. — Вопрос коронавируса — вопрос богословский. Народ работать не может, у народа средств нет. И на вопрос «Что делать?» отвечает только православная церковь: молиться.

Сам Эдуард в храм ходил и будет продолжать ходить, но признает, что просмотр трансляций с богослужений — хорошая альтернатива. Он сравнил молитвы из дома с работой на удаленке и затворничеством, что, по канонам православной церкви, радость. При этом Шакуров будет против, если храмы полностью закроют. По его мнению, это не выход.

— Современные политики не читают истории. В самые тяжелые времена храмы не закрывались. Наоборот, звонили в колокола, велись службы, причащались люди, — говорит композитор. — Даже сейчас, во время эпидемии, я причащаюсь четыре раза в неделю. Передо мной может стоять человек со СПИДом, чумой, тем же коронавирусом, с любой заразой — я причащаюсь четыре раза в неделю и стою перед вами живой. Это ли не доказательство того, что Господь есть, и он нас бережет? Здесь храм, здесь присутствует Бог. Просто не все в это верят. Мы вот такие. Идем и причащаемся с одной лжицы уже две тысячи лет.

Эдуард Шакуров даже сделал прогноз, как будет развиваться ситуация с коронавирусом в России. Считает, что к Пасхе, которая в этом году празднуется 19 апреля, эпидемия сойдет на нет.

— Людьми движут какие-то инстинкты. Нужно успокоиться. Я думаю, что к Пасхе всё рассеется, и это будет одно из чудес. Чудо произойдет обязательно, — говорит Шакуров.

Временно отказаться от походов в храм — не грех

После проповеди и причастия удалось поговорить с настоятелем храма протоиереем Николаем Малетой. Скоро мы опубликуем с ним мини-интервью, а пока — главный посыл его проповеди: не нужно впадать в крайности, верующие должны заботиться о душе, не пренебрегая мерами предосторожности, когда в мире распространяется коронавирус.

— По моим ощущениям, церковь — это последнее место, где человек может заразиться этой гадостью, этим вирусом. Смысл моей проповеди в том, чтобы не искать крайних и в подходе ко всему не придерживаться крайностей. Если мы сосредоточимся только лишь на соблюдении всех предписаний СанПиН, для верующего человека это неприемлемо — потому что это только внешнее средство. Все эти меры верующий человек тоже соблюдает, и мы в храме соблюдаем, чтобы люди понимали: действительно, есть опасность.

Если я буду всё игнорировать, все правила техники безопасности, переходить дорогу на красный со словами «Господи, сохрани меня», прыгать с пятого этажа… Тогда, получается, я требую от Бога совершить чудо. Это очень безответственно, и с христианской точки зрения это неприемлемо, это духовная болезнь, — говорит отец Николай.

И обязательно посмотрите кадры из полупустого храма.

Некоторые прихожане были в масках, но таких было очень немного
Зато сотрудники церкви все в масках и перчатках
Дозаторов с антисептиком в этом соборе нет. Хотя в некоторых других храмах города их уже поставили
Бабушки — самые преданные прихожане
На литургии был митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

Всю информацию о развитии ситуации с коронавирусом мы собираем в режиме онлайн. И прочитайте инструкцию, как не паниковать из-за коронавируса.

А по этой ссылке — колонка автора репортажа о походе в Свято-Троицкий собор.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления