
Андрей — восьмой донор в Екатеринбурге, сдавший плазму с антителами к коронавирусу
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
На заднем дворе областной службы крови стоит большой красно-белый трейлер — это мобильная станция переливания, которую используют для выездов на предприятия, в вузы, для участия в разных акциях. Но в эти дни грузовик припаркован, и в нем принимают всего по одному донору — тех, кто недавно переболел COVID-19. Их плазма с антителами поможет пациентам, которые прямо сейчас сражаются с коронавирусом.
Андрей — восьмой донор, пришедший сдать плазму. Он заболел после поездки за границу в конце марта.
— Думаю, заразился в аэропорту, — говорит екатеринбуржец, пока аппарат забирает у него кровь. — Когда прилетел, семья (а у Андрея 11 приемных детей! — Прим. ред.) выехала из дома, чтобы я был на самоизоляции. В США, откуда я прилетел, уже был карантин, и я понимал, как это работает. Ни с кем не контактировал, через три дня появились симптомы и меня госпитализировали.
К счастью, болезнь протекала в легкой форме, и 9 апреля Андрея выписали из больницы.

Мобильная станция переливания крови
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Заместитель главврача Областной станции переливания крови Максим Галимов
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Соглашаясь на разговор, Андрей просит не фотографировать лицо. В Свердловской области выздоровело уже 125 пациентов, но никто из них не хочет себя раскрывать. Пока мы общаемся, аппарат частями забирает у Андрея кровь, обрабатывает, собирает плазму в пакет, а остальные компоненты — эритроциты, тромбоциты и лейкоциты — возвращает обратно донору. Вся процедура займет около часа. И уже через 12 часов плазма будет готова к переливанию.

Андрей впервые в жизни сдает кровь
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Плазма собирается в пакет
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
— Ходит много слухов, что плазму нельзя переливать, потому что она не прошла карантинизацию (хранение в течение 6 месяцев до переливания. — Прим. ред.). Мы по закону можем использовать две методики по обеспечению инфекционной безопасности плазмы: карантинизацию и инактивацию. В данном случае мы используем вторую, — объясняет главврач областной станции переливания крови Александр Орлов. — Мы эту плазму инактивируем, замораживаем, и ее можно использовать в течение трех лет.
Инактивация, во время которой плазма в специальной машине облучается ультрафиолетом и фильтруется, убивает 99% известных и неизвестных патогенов. Также кровь донора обследуют на инфекции — ВИЧ, гепатит B и C, сифилис.
Донором «антиковидной» плазмы можно стать через 14 дней после получения двух отрицательных тестов и выписки из больницы. У службы крови есть главное правило: максимальная помощь больному и никакого вреда донору, поэтому плазму не возьмут у тех, кто болел тяжело, у кого есть сопутствующие заболевания, кто старше 55 лет и младше 18.
— Если будет малейшее сомнение, что любая наша процедура может принести какой-то вред донору, мы этого человека никогда не возьмем, — говорит главный врач.

Главный врач областной станции переливания крови Александр Орлов
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Потенциальным донорам, отвечающим этим требованиям, звонит с предложением сдать плазму заместитель главврача по медицинской части Максим Галимов. Данные о тех, у кого был подтвержден COVID-19 и кто выписался из больниц, на станцию переливания крови передают из областного штаба по коронавирусу. 80% потенциальных доноров соглашается прийти. Те, кто отказывается, объясняют это проблемами со здоровьем или страхом.
— Максим Львович был убедителен, — смеется Андрей, отвечая на вопрос, почему он согласился стать донором.
Перед тем как взять кровь, вылечившимся от COVID-19 уральцам делают анализ, который показывает, есть ли в их крови антитела к коронавирусу. Пока определяется только сам факт их наличия или отсутствия, в будущем, когда появятся новые тесты, можно будет узнать и количество антител.

Заместитель главврача Максим Галимов показывает прибор для инактивации плазмы крови
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Процесс разделения крови на компоненты
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
От одного донора забирается 650 миллилитров плазмы, этот объем делится на три пакета. Пациенту с коронавирусом в зависимости от тяжести состояния переливают от одного до двух пакетов плазмы с антителами.
— Мы развели потоки доноров, и тех, кто перенес коронавирус, принимаем отдельно, не потому что есть какая-то опасность, — объясняет Максим Галимов, когда мы выходим из трейлера. — Они даже более безопасны, чем все остальные. Но все-таки это люди после болезни, к ним нужно более внимательно относиться, с ними работает персональный врач и персональная медсестра. Ведь никто не доказал, может ли быть повторное заражение.

Это постоянные доноры крови (во избежание кривотолков — они не болели COVID-19)
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться

Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Никто из переболевших COVID-19, когда услышал о донорстве, не спрашивал о деньгах, подчеркивает врач. В Москве донорам платят по 5 тысяч, в Свердловской области таких решений нет принципиально:
— Мы считаем, что главной мотивацией должна быть помощь людям, а не деньги. Потому что, как только возникает денежная мотивация, у доноров появляется желание скрыть свои заболевания. «Хочу 5 тысяч и не скажу, что у меня какие-то проблемы со здоровьем». А потом во время процедуры эти проблемы начинаются.
О том, что пациенту с коронавирусом впервые перелили плазму выздоровевшего человека, стало известно 29 апреля. Медики рассказали, что этот метод, он называется пассивной иммунизацией, поможет тяжелым пациентам справиться с инфекцией. Ранее мы рассказывали историю екатеринбурженки, которая переболела COVID-19 в тяжелой форме.
Сдать плазму с антителами можно по адресу: г. Екатеринбург, улица Пальмиро Тольятти, 8. О желании стать донором необходимо сообщить по телефону: