E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как -4

5 м/c,

вос.

743мм 56%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Здоровье Всё о коронавирусе «Готовьтесь, нас тоже оштрафуют»: свердловчане безвозмездно делают средства защиты для врачей. Государство их не замечает

«Готовьтесь, нас тоже оштрафуют»: свердловчане безвозмездно делают средства защиты для врачей. Государство их не замечает

Рассказываем, что это за люди и почему некоторые медики боятся принимать от них помощь

Есть люди, которые не жалуются на обстоятельства, а берут всё в свои руки. Мы расскажем о свердловчанах, которые бесплатно делают СИЗы для врачей 

В период второй волны COVID-19 в Свердловской области до сих пор есть больницы, в которых не хватает средств индивидуальной защиты. Казалось бы, об этом говорят с первой недели пандемии, но в некоторых больницах Екатеринбурга и области вопрос до сих пор остается открытым.

Вместо жалоб на наше здравоохранение добровольцы по всей стране объединились, чтобы помочь врачам. Они делают СИЗы для медиков. На 3D-принтерах печатают щитки и заколки для масок, переходники на респираторы, изготавливают боксы для интубации. Движение называется «Мейкеры против COVID-19».

Мы поговорили с региональным координатором движения в Свердловской области Евгенией Панасовой о том, кто вызвался помогать медикам и кому из врачей нужна поддержка. А врачи рассказали, чем им помогли мейкеры.

«Мейкеры против COVID-19» — это федеральное добровольческое движение, появилось в Москве в начале пандемии. Врачи оставляют заявки на средства индивидуальной защиты на сайте, а участники изготавливают СИЗы. Всего сейчас примерно 2500 участников в 71 регионе России.

Анестезиолог-реаниматолог, Екатеринбург:

— Мейкеры подарили нам специальные подушки для прон-позиции пациентов, когда они лежат на животе. Это очень облегчило уход за пациентами и снизило риски появления пролежней. Также они делали переходники для респираторов, которые позволяют работать более комфортно в реанимации более шести часов подряд. А еще они сделали заколки для фиксации медицинской маски, благодаря этому мы смогли надевать ее поверх респираторов. Это важный момент, так как в случае заражения медработника он может заразить других, когда делает выдох через клапан СИЗ. Для этого мы и носим дополнительную маску поверх клапана, и выдох проходит через маску.

Заведующий отделением реанимации, Екатеринбург:

— В первую волну я переживал, что СИЗов не хватит моим врачам, поэтому купил в магазине плавательные маски, а мейкеры сделали для них переходники. Позже я еще раз обращался к ним с той же просьбой, это большая поддержка.

Ситуация в области

— Скольким больницам вы помогли, где наибольший дефицит?

— В первую волну — примерно 30 больницам, список продолжает пополняться, — рассказала Евгения Панасова, региональный координатор движения в Свердловской области. — Наши СИЗы есть в Екатеринбурге, Ирбите, Богдановиче, Камышлове, Краснотурьинске, Каменске-Уральском, Первоуральске и Нижнем Тагиле. Насчет дефицита, по словам врачей, в Богдановиче и Артёмовском, в последнем так вообще не было никаких СИЗов практически. На самом деле больше всего обращений было из Екатеринбурга: город большой и о нас тут уже много кто знает.

В Екатеринбурге чаще всего есть запрос на определенное изделие. Например, на заколки. Однажды мне помогала служба крови «Сангвис» (Областная станция переливания крови). Они довезли изделия в область. Я передала им заказ, а они удивились: «Ой, а что это? Нам тоже надо». Я предложила им оставить заявку, они удивились: «Что, так можно было? Мы везде ищем, где купить». Поэтому мы и хотим, чтобы о нас знали.

— Заказы когда-то поступали от руководителей больниц? В основном заказы были из области?

— Конечно, у нас были и от главных врачей заказы. Нельзя сказать, что все единодушно говорили: «Нам ничего не надо», хотя были и такие. Также нередко обращались заведующие отделений. Были и из области, и из Екатеринбурга. Вот, например, врач из Камышловской больницы в начале мая записал видео с благодарностью и разрешил его опубликовать. Но в основном раскрывать имена не хотят. Кстати, врачи могут оставить заявку на федеральном сайте мейкеров makersvscovid.ru, а они передадут заказ нам.

На этом видео анестезиолог-реаниматолог Камышловской больницы Андрей Симонов благодарит мейкеров за помощь. Видео снято в мае 2020 года

— Какие СИЗы вы делаете?

— Например, переходники на респираторы. Объясню, для чего они нужны. Спортивные магазины передавали в дар врачам маски для подводного плавания. Она плотно закрывает лицо, но совсем не рассчитана для того, чтобы человек весь день находился в ней в зараженном помещении. Поэтому мейкеры спроектировали переходник, чтобы можно было присоединить медицинский фильтр.

На фото — врач екатеринбургской больницы в респираторе, переходники для которого делали мейкеры 

А еще делаем щитки, заколки для масок, боксы для интубации. Про щитки ясно всем, большинство мы делали весной, и они до сих пор в работе. А про заколки и боксы расскажу. Стандартные медицинские маски очень давят на уши, а если не давят — значит, прилегают неплотно, что тоже плохо... Маску можно зацепить за заколку. А один из наших мейкеров сделал необычные заколки с цветком, чтобы немного поднять врачам настроение. У меня спрашивали ребята из других регионов, как такую сделать.

Такие заколки оказались хитом среди заказов свердловских медиков. Маски очень давят на уши, а заколки помогают этого избежать
Для поднятия настроения медикам придумали заколки с цветочками, и получился медицинский аксессуар 

Отдельная история — подушки для прон-позиции. Вообще такая потребность есть в реанимациях и безотносительно COVID-19, но сейчас больше. Когда человек вынужден долгое время лежать на животе, обычные подушки не подходят, сворачивают какие-то валики, чтобы подложить под голову... Мейкеры из центральных регионов изготовили специальные подушки и через нас передали в больницы Екатеринбурга и Свердловской области. Технология сложная, нам такое не сделать, но мы готовы помогать, чем можем, и если сейчас заказы на подушки для прон-позиции через сайт не принимают, мы можем передать контакты изготовителей больницам или лучше Министерству здравоохранения области, чтобы сделать централизованную закупку.

— А для чего нужны боксы?

— Вообще все эти средства выполняют барьерную функцию. Когда пациент с ковидом тяжелый, важно создать как можно больше защитных барьеров между ним и врачом в виде маски, костюма, перчаток и других средств защиты. А бокс — это коробка, которая ставится со стороны головы. В отверстия, похожие на «глазки» с защитными шторками, врач продевает руки и проделывает все необходимые операции, связанные с органами дыхания, и так далее. В этом случае риск как-то заразиться ему самому будет крайне невелик.

Изначально идея с боксом была придумана каким-то тайваньским врачом-инженером, изделие напоминало аквариум или коробку. Но ее и изготавливать было неудобно, и материал был слишком плотный — оргстекло, к тому же стык искажал картинку и мешал обзору.

Екатеринбургский инженер и разработчик Алексей Лысенко придумал и предложил поменять материал, способ и форму. Получился специальным образом изогнутый и достаточно плотный пластик, выполняет все те же самые функции, но не содержит того неудобного места стыка. Транспортировать их тоже очень удобно. Мы увозили их в Челябинскую и Курганскую области, при доставке он абсолютно плоский и очень легко собирается. Эта модель бокса использовалась и в других регионах по его чертежам.

Инженер из Екатеринбурга доработал технологию изготовления боксов для интубации. Они уменьшают риски заражения врачей при проведении операции

— Сколько человек в Свердловской области подключилось к этому движению? Кто эти люди?

— Мы все разные, среди нас есть даже несовершеннолетние. Нас не очень много, активно помогают примерно 30 человек, много кто делает пожертвования деньгами или материалами. Фирма «Мороз и Клаус» передала 100 щитков, они сами производили их на заказ для коммерческих клиник. Еще несколько человек пожертвовали материалы. Один из товарищей торгует пластиком, он сам включился в процесс, печатал щитки и отдал нам 15 катушек пластика, а это довольно много.

Другие люди тоже приносили пластик, но меньшим объемом. Были те, кто предоставил мейкерам 3D-принтер. Владелец небольшой фирмы отдал в пользование оборудование, пока его компания не работала, и это тоже вклад. А издательский дом «Ажур» бесплатно напечатал нам наклейки и инструкции на СИЗы. Еще нам помог «Кванториум» детской железной дороги. Мы на их площадях собирали изделия, и они же нам помогали с лазерной резкой.

Мы никогда не собирались всей командой. Там есть очень веселый анекдот, я рассказывала в посте. Мы же никогда не виделись вживую со всеми, у кого-то там на аватаре котик вообще стоит, и каждый раз не знаешь, как этот человек выглядит на самом деле. Однажды я привезла пластик одному из «передовиков производства» и услышала в трубке приглушенное: «А можно через полчаса? У меня урок...» Нам помогают как минимум трое несовершеннолетних, но я знаю не всех.

— Чем помогают ребята, которым даже нет 18?

— Они вообще огонь, сами печатают переходники, а один из них помогает в сборке и постобработке деталей, его зовут Антон Зотов. Антону 17 лет, он учится в Уральском политехническом колледже и увлекается 3D-печатью. В начале первой волны он узнал про иностранный опыт печати для врачей, захотел сделать что-то подобное у нас и нашел «Мейкеров против COVID-19». Он печатал все виды СИЗов, сейчас занимается постобработкой наших изделий.

Антону 17 лет, он увлекается печатью на 3D-принтере. Во время первой волны решил помочь врачам, с тех пор выполняет заказы с мейкерами

— Сколько средств индивидуальной защиты вы сделали?

— За весну — более 1600 защитных щитков, более 1300 заколок для медицинских масок, больше 200 переходников для фильтров на маски и противогазы, 12 боксов для интубации. Летом заказы стихли, был спад заболеваемости, да и СИЗов, видимо, хватало. Осенью врачам снова потребовалась наша помощь.

За октябрь-ноябрь передано 30 пар переходников для фильтров (60 переходников + заглушки), уже передано 75 щитков в две разные больницы и еще 35 скоро отправится в другую больницу. Дальше пока сказать сложно, если будут заявки — будем делать, без заявок не работаем, потому что это не на продажу, а значит — точно должно соответствовать запросам и потребностям.

Дмитрию Внуковскому 29 лет. Он работает сетевым администратором, его хобби — 3D-печать. Дома у него свой парк принтеров (целых три). Мужчина узнал о том, что нужна помощь врачам, из профильного чата по 3D-печати и присоединился к мейкерам

Подводные камни бесплатной помощи

— Не сталкивались с теми, кто пытался нажиться на бесплатных СИЗах?

— Мы всегда указывали на наклейках, что наше изделие не для продажи. Ведь были всякие истории, я слышала, что в «Пятерочке» на продажу выставили китайскую гуманитарную помощь. К нам обращались медики частных клиник, но мы объясняли, что в приоритете врачи государственных больниц. Когда оставались время и материал, делали и для частной медицины.

— Как медики принимают помощь?

— Когда я звонила врачам подтвердить заказ, часто чуть не плакала. Многие спрашивали: «А это точно бесплатно?» И не верили, что люди готовы бескорыстно им помогать. Врачи боялись надевать щитки, потому что опасались санкций от начальства. Были случаи, когда мне говорили: «Вот мы получим от вас еще 30, тогда уже всем отделением наденем и будет не так страшно».

Эти боксы не затрудняют работу врачей, не искажают картинку, зато минимизируют риск заражения

— Как думаете, почему врачи не признаются Министерству здравоохранения, что у них чего-то не хватает?

— Строить гипотезы не совсем корректно, но я думаю, здесь несколько причин. Первая: то, что мы делаем — это не сертифицировано, поэтому главный врач боится принять на себя ответственность за заказ изделий, которые не проверены. У нас просто не было этого времени на сертификацию в рамках развернувшейся ситуации, поэтому на наклейках мы пишем «Не является медицинским изделием».

Врач заказал — он может использовать, как если бы он что-то покупал в строймагазине, это его право. Вторая — в некоторых больницах, по слухам, есть прямой запрет: «Сказали, что всем обеспечили, вот, держите маску».

Щитки покрыты защитной пленкой, поэтому непрозрачные. Они многоразовые, их дезинфицируют и снова работают 

— А если вам захотят помочь?

— Нам всегда нужен материал, можно найти меня в социальных сетях, я открыта к диалогу. Если кто-то хочет — можно перечислить деньги во всероссийский движ. Если человек пожертвовал деньги, они попадают в это центральное движение, что неплохо. Потому что если в нашей области потребности нет, а в другой есть, то почему бы не помочь? А если хочется адресно помочь кому-то из своих, то можно рассказать знакомым врачам о такой возможности.

Благодаря мейкерам медики знают, что они не останутся без помощи. Это поддерживает психологическое состояние врачей 

— Чем вам можно помочь, если нет пластика и 3D-принтера?

— Можно развозить заказы, это нас очень разгрузит. В основном по городу развозим мы, иногда врачи забирают сами. Вообще у движения есть партнерка с «Яндекс.Такси», но в нашем городе я ни разу ей не пользовалась, хотя это было возможно. Там есть глупое правило, что человек должен ехать с изделием туда и обратно. Но на это уходит очень много времени, поэтому я просто заказываю доставку за свои деньги, то же «Яндекс.Такси», но водитель сам берет и отдает.

Лично у меня одна из самых больших потребностей сейчас — помощь с логистикой. Я очень устала, честно. Нас всего двое стабильно катается по городу, чтобы отдать заказы, а с областью вообще беда. А помимо этого у нас работа, семья. Так что если можете помогать с логистикой — велкам! Мой личный прогноз пока, что будут основные заказы на переходники, потому что массовое производство щитков налажено. Заколки где-то прижились, где-то нет, может, еще боксы для интубации будут нужны.

— Но власти и врачи говорят, что с СИЗами всё в порядке. У вас не возникало жгучего чувства несправедливости?

— Нет, но был один смешной разговор, когда всплывала история, что волонтеры развозили продукты, а их за это штрафовали. Это было встречено у нас реакцией: «Ну что делать, ребята, готовьтесь, нас тоже оштрафуют. Делать нечего — работаем».

Каждый помогает, чем может. Было понимание, что быстро развернуть какую-то производственную махину действительно сложно. Но некоторое негодование эти истории вызывали, когда «главврач запрещает, нас могут наказать». Это было неприятно. Или когда власти заявляют, что у нас нет проблем, а мы видим количество поступающих заявок... Это тоже рождало некоторые чувства.

Зато родилось такое стихийное народное движение во имя общей благой цели, поэтому благодарность от врачей — не кому-то конкретному, а мейкерам. Ну и моя личная благодарность всем причастным, всем и каждому.

Свердловские медики почти не обращались к федеральному движению за помощью, старались обходиться своими силами. Кто-то помогал материалами, кто-то деньгами, другие предоставляли площади для сборки изделий 

Бизнесмены тоже поддерживали врачей — посылали им обеды, радовали тортами и другими сладостями. А цветочные хозяйства дарили много цветов. Ранее мы рассказывали, как в этом году екатеринбуржцы поздравляли врачей с Днем медика.

Портал E1.RU запускал проект «Спасибо, доктор!». Мы знакомили вас с медиками, которые ежедневно борются с COVID-19. Почитайте интервью с инфекционистом 40-й больницы, которая приняла первого пациента с коронавирусом, также вы можете почитать интервью с уральским эпидемиологом, который вместе с коллегами проводит расследования по каждому случаю COVID-19. А также мы опубликовали интервью с дезинфектором о том, в каких условиях обрабатывают городские подъезды после ковидных больных. А еще врач скорой помощи рассказывала о работе во время пандемии и вызове, который изменил ее жизнь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления