E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, небольшие дожди

ощущается как +2

1 м/c,

вос.

744мм 94%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Мой дом Полезные статьи 501 стройка 57 лет спустя

501 стройка 57 лет спустя

www.russianadventureclub.ru

Время события: 14-25 сентября 2010 года
Состав участников:
Алексей Макаров
Андрей Ганаев
Алексей Тихомиров
Андрей Иванов

Небольшой экскурс в прошлое нашей страны необходим для понимания этого события... Ни для кого не секрет, что по прошествии пары десятков лет некоторые аспекты жизни забываются и становятся неактуальными. Для многих молодых людей слова ГУЛАГ, СССР, Сталин, пятилетка уже не имеют никакого смысла, помимо какого-то набора печатных символов. Для нашего экипажа вездехода «Макар» это тоже все в прошлом, но так как мы пожили немного больше, и самому молодому участнику уже исполнилось больше тридцати пяти лет, все эти слова еще имеют определенный смысл. Поэтому любая информация, которая помогает разобраться «со скелетами, висящими в наших шкафах», дополнительно корректирует наши планы. Просто так взять и прокатиться по пампасам ради пампасов — это не всегда интересно. Понятно, что перед нами стояла задача обкатывания нового агрегата, но, опять же, не только ради нескольких сотен километров тундры. Если есть возможность совместить тест техники с посещением относящихся к нашей истории мест, то от этого событие становится лишь полнее. Посмею утверждать, что это общая точка зрения нашей команды.

Совокупность таких факторов, как тундра и сложные болотные участки местности, большое количество рек, удаленность точки старта и точки финиша, отсутствие каких-либо людей и технической поддержки на маршруте, щекотало нервишки экспедиционеров. То, что машина еще не совсем доработанной выходит на маршрут одна, еще сильнее подогревало решимость победить ситуацию.


Если вернуться к истории освоения этой трассы, то летних проходов по данному маршруту сложно вообще припомнить. Только около десяти лет назад два гусеничных вездехода «Бобр» смогли пройти по нему. Там были свои сложности, в нашем случае — свои...

Итак, место действия — Сталинская 501 стройка и некоторые ее частности. С 1949 по 1953 годы по просьбе ))) тов. Сталина необходимо было построить ж/д дорогу от Норильска до Салехарда и далее до Мончегорска (Кольский полуостров). Цель построения дороги понятна — переброска полуфабрикатов никеля от места добычи до места окончательной переработки. Дополнительно дорога должна укрепить север страны и решить другие народнохозяйственные задачи, среди которых, вероятно, не последнее место занимал вопрос: куда деть всех врагов народа в послевоенный период?
Лозунг брошен, и все как один под предводительством уважаемых руководителей страны начинают выполнять поставленную задачу. На север свозятся зеки, обслуживающий персонал ))) и всевозможные материальные ресурсы, в том числе отработавшие свой век рельсы с разобранных дорог России и стран зарубежья. Начинается могучая стройка, по масштабам сопоставимая с Беломорканалом и БАМом. В итоге, по официальным данным, одновременно на стройке трудилось до 80 000 человек. Сколько человек осталось там навсегда — не ясно, но лагеря, огороженные со всех сторон заборами из колючей проволоки со сторожевыми вышками, стояли примерно через пять километров. В итоге, какие-то участки строятся более успешно, какие-то менее, но как только инициатор стройки умер, все сразу же и прекратилось. Вот так закончился некий «дембельский аккорд» товарища Сталина.

Сейчас это то, что вы видите на фотоснимках по итогам нашей поездки в эти места: разваленное полотно дороги, кривые рельсы, сгнившие шпалы и выпирающие над тундрой мосты. Дорога в никуда...


Но закончим наш исторический экскурс и вернемся к экспедиции. На этапе подготовки мы располагали:
• Новым, недавно собранным в трофийной лаборатории Екатеринбурга снегоболотоходом марки «Макар» с серийным заводским номером 001;
• Человеческими ресурсами: 4 человека были готовы оторваться от городского цикла жизни на пару недель и потратить кровно заработанные дивиденды на всевозможные экспедиционные расходники;
• Историческим интересом, про который писалось выше;
• Здоровым желанием не откладывать на «потом» то, что можно сделать сейчас. Это желание заключалось в прохождении вдоль этой самой 501 стройки по всем ее буеракам, лагерям и рекам. Далее выйти к Салехарду и тем самым поставить логическую точку в испытаниях вездехода, предназначенного к круглогодичному его использованию в сложных погодных и территориальных условиях.

С этой совокупности факторов все и начало работать. До внедорожной части маршрута все доехали на Toyota Land Cruizer, в том числе и вездеход на большом прицепе сзади. Север обрадовал выпавшим снегом (15 сентября) и хорошим отношением людей, попавших под наше обаяние на этой предстартовой части пути.

Встреченные люди не скрывали скепсис относительно реализации наших планов. Звучало это примерно так: «Мы ходили на спортивных машинах шестьдесят километров в одну сторону и вернулись обратно. Мы не смогли победить дорогу, а как вы с этим справитесь? Ну не знаем, не знаем... Идите, потом нам расскажете, как все получилось».

И мы пошли, даже полетели или как минимум промчались целых пятнадцать первых километров, после которых началась мистика... Как и десять лет назад на «Бобрах» примерно в этом же районе сломались ролики натяжителей гусениц, так и на этот раз все началось с поломки ходовой. Раздался щелчок, и на первый взгляд ничего не изменилось, но машина просто перестала нормально бороться с болотной жижей. Диагноз поломки определился наиболее опытными экспедиционерами молниеносно: «Все плохо, у нас срезало правую полуось привода переднего правого колеса», — закричали акционеры на пассажирских креслах. «Все хорошо, — сказал главный конструктор и однофамилец нашей машины Алексей Макаров. — У нас есть запасная». После вскрытия узла диагноз подтвердился, и еще через два часа плюханий в болоте с небольшими выкриками в адрес чьей-то матери все заработало.


Если сказать, что это штатная ситуация, то значит соврать себе и всем остальным. Еще одна такая поломка, и технику можно оставлять на зимовку, а самим каким-то образом выбираться из пампасов. Легко сказать выбираться. Пройти пару сотен километров по болотам — задача не из легких.
Однако, все обошлось, и это была единственная крупная поломка, хотя позже у вездехода еще отвалились обе дверных ручки. К сожалению, не все железяки отечественного серийного производства, установленные на «Макаре», отработали надежно. Не взирая на эти беспрецедентные потери, в дальнейшем все шло почти в штатном режиме.

Среднесуточные дневные переходы составляли от 26 до 70 км. За пять дней весь маршрут внедорожной трассы Надым–Аксарка(Салехард), длиной в 320 километров, оказался пройден. Естественно, не все так просто нам далось. Движение по тундре с болотными низинными участками требовало тщательного подхода к себе. Практика показала, что вот так просто взять и напропалую ломануться, может быть себе дороже. Желательно чтобы предварительно кто-то ногами прошелся по этой болотной жиже. Веселое и согревающее занятие — если пешеход не утонул, значит и техника сможет проехать.


Не обошлось и без водных преград по ходу маршрута. Большинство мелких ручьев и канав мы легко переезжали, но в девяти случаях приходилось работать с полным объемом телодвижений по переправке нашего железного испытуемого. Все начиналось с отстегивания с крыши «Макара» легкой надувной лодки и переплывания на противоположный берег трех участников процедуры. Далее шло перетягивание вездехода веревкой. В тех случаях, когда берег был слишком крут, да еще со скользким илом на дне реки, приходилось пользоваться лебедкой. Ширина переплываемых рек была от 20 до 70 метров.

Отдельно запомнившиеся эпизоды:

Одичавшие люди

Андрей
По всей протяженности маршрута нам встретились четыре достаточно интересных персонажа. Так как в этом летнем сезоне здесь никто еще не проезжал, то все эти люди искренне были нам рады. Первым обрадовавшимся человеком был некто Андрей. Он интересен тем, что уже на протяжении 24 лет один живет на этой дороге. Зимой мимо его дома проходит зимник, а когда снег сходит, то в следующий раз он увидит людей только через восемь месяцев, по прошествии весны, лета и почти всей осени. В данном случае напрашивается рождение нового закона жизни — круговорот зимников в природе.

Некто не известный…
Некоторым сторожам, проживающим в столь отдаленных местах, приходится совсем не легко. История не вымышленная, но услышанная и почти под диктовку записанная, звучит примерно так. Этому человеку постоянно приходилось бороться с какими-то видениями. Например, он постоянно общался с кем-то якобы находящимся рядом с ним, разливал по блюдцам чай, готовил бутерброды и разговаривал на различные ему понятные темы. Когда приходила ночь, он стелил несколько кроватей, а сам ложился спать на расстеленную на полу телогрейку. С кем он общался, и как долго это продолжалось, мы не выяснили, но что-то символичное в этом есть. Хотя напоминает анекдоты про подрастающее поколение и маленькие грибочки, дающие такие яркие впечатления. Возможно и описание этого действия в прошедшем времени тоже о чем-то говорит.


Василий и база «Волчья яма», 154 километр
Этот человек был почти «добровольно» оставлен здесь для охраны нескольких домиков, бани и железнодорожной дрезины. К нему, в отличие от других наших действующих лиц, в это лето приходили несколько пеших туристов, но на колесах никого не было. Василий интересен тем, что живет в этих местах уже четвертый год. Он же нам рассказал интересную историю о том, как он и медведь поделили прилегающую к базе территорию и как помогают друг другу выжить. Основной смысл в том, чтобы не мешать друг другу. Например, это выглядит так: если Василий выбрасывает остатки еды, то он должен помнить о своем соседе и возможно ожидать его прихода в гости. Если медведь задирает из перегоняемого стада оленей 5-6 голов, то от этого пиршества и Василию перепадает несколько десятков килограммов оленины. Каждый знает, что есть рядом сосед и главное не наступить ему на одно место. Так вот и живут в мире и согласии.

Володька комик (в смысле по национальности коми-пермяк) и ненец Леня (не путать с немцем)
Эти местные жители родились в поселении Полуй и продолжают практику проживания в местах своего рождения. Володька (он сам так представился) при рукопожатии чуть не сломал наши ладони. Всегда улыбается и очень смешно разговаривает.

Леня — собственник своего стада оленей в восемьсот голов. Знает каждого оленя в лицо и удивляется, почему мы этого не можем понять? Приехав на пастбище раз в месяц для замены своего родственника, вполне резонно может его спросить: «Где такой-то олень, мой родственник?» Возможно, еще дополнительно уточняет с какой головой, рогами, походкой и особенностями опорно-двигательного аппарата должно быть искомое животное. На что родственник ему отвечает: «Эта особь (одна из восьми сотен), возможно, погибла там-то и так-то или наоборот, бегает по тундре и вполне благополучно кушает свой вкусный ягель». Все просто: есть вопрос и есть ответ. Еще небольшое уточнение — знающие люди говорят, что ненцам устанавливается ограничение на количество выращиваемых оленей, и поэтому они скрывают истинное количество рогатых кормильцев как минимум в четыре раза. Каково это знать в лицо несколько тысяч оленей нам, бледнолицым, видимо, никогда не понять.

Еще ему очень понравился наш вездеход, который он предложил купить. Мы почему-то не захотели перегонять половину его стада в Екатеринбург и решили отказать в этой сделки, на что он спокойно ответил: «На самом деле, зачем вам олени в городе? Я, однако, вам деньги привезу...» И его совсем не смутила стоимость вездехода в пару, тройку миллионов рублей. ))) Ведь ему хочется пасти оленей в теплом автомобиле, а не морозить сопельки на снегоходе.


Дичь

По ходу передвижения мы, как юные натуралисты, всматривались в отпечатки следов на дороге и вспоминали особенности различных животных. Некоторые слабохарактерные участники экспедиции после этих просмотров клали под подушку ножи со словами: «Для ближнего боя…», а сверху на полку еще и заряженное ружье. Впечатлительные нынче люди пошли, чуть в обморок не падают, увидев отпечатки лап в поперечнике по пятнадцать сантиметров. Хотя и мне тоже показалось, что это были не совсем заячьи следы...

А еще мы успели увидеть одну росомаху, двух лосей, одного медведя, глухарей, пару десятков «глухарок» с «глухариками» и бесчисленное количество куропаток. Также удалось увидеть лебедей, белых орланов, уток и других мелких животных. Естественно, кто-то и в нашем котелке оказался, но это только те пернатые, которые совсем не были приспособлены к жизни...


Быт экспедиционеров


В некотором роде мы участвовали в проекте, подобном подготовке космонавтов к полету в космос. Необходимо было на протяжении двух недель находиться внутри «Макара», видеть одни и те же лица, принимать пищу и отдыхать, не на долго выходя за пределы этого же агрегата. Самое удивительное, что всем это оказалось посильно. Некоторые даже смогли проехать по маршруту без сапог! Какая слаженность работы в команде в такой ситуации должна была быть, если этот боевой товарищ еще остался жив после окончания поездки. ))) Беспрецедентное событие, если учесть специфику маршрута: болото, тундра, осень, переправы через девять рек... Возникали, конечно, мысли о частичном прореживании состава участников, но до реализации дело не дошло. Видимо, все вполне терпимо гармонировало.

Технический блок

Если не вдаваться в частности подготовки, то мы вполне нормально могли до двух недель продержаться в полном автономе, начиная от ГСМ и кончая запасами продуктов. Также практика показала, что основные технические моменты, заложенные в конструкцию «Макара», вполне надежно работают и дают возможность планирования более сложных и интересных экспедиций. Осталось дело за малым — клонировать аппарат, а дальше, куда глаза глядят…

Заключение

Надеюсь, после изложения итогов нашей поездки в места достаточно отдаленные, не все из этого материала будет напоминать Pr-акцию отдельно взятого механизма, а еще дополнительно позволит расширить кругозор читателей о событиях, которые когда-то проходили в нашей стране.

P. S. После того, как экспедиционеры оказались на барже для отправки техники и себя на «материк», общая эмоция выплеснулась наружу: «Ну не хватило нам адреналина». На что резонно был найден ответ: «Геройские подвиги начинаются тогда, когда не хватило мозгов, времени и денег на качественную подготовку к поездке. Чуть-чуть недоделали что–то и можно начинать преодолевать тяготы и лишения плохо подготовленного проекта. Зато запомнится надолго...» А пока мы насладились вполне серьезным путешествием с конкретными задачами и своеобразным эффектом псевдолегкого достижения конечного результата.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления