
Поделиться
Большинство работодателей в коммерческом секторе рынка труда не готовы брать на работу людей старше 40 лет. Эта проблема касается не только Екатеринбурга, и причин такого положения дел очень много: и то, что большинству людей означенного возраста трудно оказалось адапатироваться к реалиям современного рынка труда, и естественный дефицит людей старше 40 во многих "молодых" и востребованных профессиях, и, чего греха таить, нежелание работодателей оплачивать все те социальные гарантии, к которым очень привычны представители этой аудитории. Список можно продолжать. Совершенно понятно, что отдельные соискатели переломить ситуацию в целом не способны, а заканчивать профессиональную карьеру в 40 с небольшим только потому, что отечественный капитализм молод во всех смыслах, никому не хочется. Приходится искать решение проблемы.
Пенсионер-консалтер
Пару лет назад к одному моему знакомому, владеющему аргофирмой, приезжали консультанты из Голландии. Эта небольшая европейская страна, будучи известным лидером сельхозпроизводства во всем мире, экспортирует не только семена, клубни и то, что из них вырастает, но и активно распространяет опыт своих специалистов. Чистой воды стратегический маркетинг. Консультанты приехали за счет голландского фонда и работали бесплатно, предприниматель только оплачивал их проживание. Но самое интересное, что прибывшими в заснеженную Россию голландцами были два старичка лет семидесяти. Вовсе не олигархи, представители среднего класса, много лет проработавших в сельском хозяйстве, руководившие небольшими фермерскими хозяйствами, а прежде сами трудившиеся на земле. Когда они вышли на пенсию, то предложили свой профессиональный опыт одному из фондов, занимающихся развитием связей сельскохозяйственного сектора Голандии с зарубежными компаниями. Фонд создан группой фирм, продающих по всему миру свои продукцию и технику, а консультанты являются "бесплатным приложением" к этой технике, помогая иностранным агропредпринимателям и тем самым стимулируя их к новым покупкам, конечно.
"Приежавшие голландцы рассказывали, что подобная практика привлечения людей предпенсионного и пенсионного возраста к консультированию используется во многих отраслях экономики их страны, - рассказывал мне потом тот самый знакомый владелец агрофирмы, - Делается все добровольно, по контракту, в результате строго отбора. Такие люди - они же кладезь практического опыта, их не бросают, а стараются привлекать к посильным проектам как можно чаще".
Золотой блеск копыт
Что-то подобное, правда без вмешательства каких-либо фондов, реализовала екатеринбурженка Алена, которая много лет проработала продавцом-консультантом в нескольких ювелирных магазинах Екатеринбурга. Алене сорок три года, и она трезво оценивает свои карьерные перспективы: "На управленческую должность меня не возьмут: связей не нажила, особого управленческого опыта так же нет - я шестнадцать лет работала в зале с клиентами, а пробовать менять работодателя сейчас мне бесполезно - на позицию продавца берут молодых. Еще через 5 лет я окажусь в профессиональном тупике".
Но Алена не унывает. Обладая поистине огромным опытом в ювелирной сфере, два месяца назад она решила попробовать себя в роли шопинг-гида - консультанта, который сопровождает людей в процессе совершения ювелирных покупок. "Я работаю как с состоятельными клиентами, которые хотели бы получить профессиональную консультацию в выборе украшений, так и со средним классом, представители которого обращаются в случае совершения действительно значимых покупок - например, свадебных украшений. Вознаграждение мое может зависеть от стоимости покупки или фиксироваться как почасовая оплата. Заработок нестабильный - например, предновогодний период особенно хлебный - поэтому сейчас и начала. А потом, думаю, месяц полтора - до 14 февраля - вообще заказов не будет».
Самое главное, что нравится в этой работе, рассуждает Алена, - отсутствие конфликта интересов: "Работая в магазине, я вынуждена советовать покупателям, ориентируясь на цели моего работодателя, а работая на покупателя, я ориентирована только на него. Ничего никому впаривать не надо".
Кладезь сорокалетних
"История Алены - отличный пример того, как должен работать наш проект, - рассуждает Иван Филатов, автор проекта "Сорок плюс", когда я рассказываю ему об опыте перехода продавца в частные консультанты. - Люди в возрасте от сорока еще лет 15-20 (а то и больше) могут заниматься активной профессиональной деятельностью. Но наш рынок труда этому не способствует. И мы с друзьями решили открыть этакий клуб профессионального развития для людей старше 40, который должен помогать таким носителям опыта и их нанимателям находить друг друга".
Филатов, которому самому вот-вот на пенсию, искренне загорелся этой идеей: "Советы и консультирование от тех, кто обладает большим практическим опытом в той или иной сфере, могут быть крайне полезны во многих сферах. Ведь это огромный накопленный опыт, реальные навыки и умения, которые пропадают без дела. А их носители, не находя работу привычным способом, впадают в апатию ", - комментирует Иван Филатов.
Ирина, частный рекрутер, считает идею мертворожденной, по ее словам, главная проблема в этой сфере проста: относительное меньшинство людей старше 45 лет обладают реальным ценным опытом, востребованным в современных условиях. Единичные примеры тех, кто готов в таком возрасте вкладывать силы, чтобы работать пускай и в своей области, но по-новому, не все способы передавать свои знания. Кроме того, у многих накопилась изрядная жизненная усталость и они ищут "обычную работу" с традиционным советским соцпакетом и всем понятной стабильностью, так чтобы нормально встретить пенсию. "У меня есть хороший пример - врач-терапевт с 25 -етним опытом работы, добавляет Ирина. - Эта женщина - настоящая энциклопедия, умный, способный специалист, умеет работать с пациентами именно как с клиентами: вдумчиво и ответственно. Она могла бы стать гордостью любой коммерческой клиники или вести частную практику, но недавно вышла на пенсию и живет с ощущением доживания жизни. Она очень устала и не готова к новому рывку чисто психологически".
"Поиск других вариантов - вопрос характера и личного выбора каждого», - улыбается Алена, когда я пересказываю ей озвученные выше сомнения. И глядя на нее, такой выбор кажется обманчиво легким.