Очевидно, что эти фильмы связаны судьбой. Оба отечественного производства. Оба вышли в одно время. Оба про одно смутное время. Оба на «П». И не только.
«ПираМММида». Как бы про самую большую из официально признанных финансовых пирамид новой России.
Я гадал: будет детектив, или документалистика? Оказалось, будет кинокомикс. Персонажи, события, ракурсы — предельно картинные. Искать расхождения со здравым смыслом, мне кажется, себя не уважать.
Главный герой — писанный нерд в исполнении Серебрякова, писано заикается, абсолютно всюду носит затасканные свитер, джинсы и — конечно же — очки в роговой оправе. Испытывает слабость к Юрию Гагарину и «Чайкам», строит в уме какие-то сложные математические модели, короче, просчитывает все на два шага вперед, а его помощник уставил рабочий кабинет советскими игровыми автоматами. Как следствие, купается в деньгах, как Скрудж МакДак, в буквальном смысле. И еще, что важно — он всегда искренен. Он искренен в своих амбициях, он хочет собрать все деньги, чтобы купить Россию, чтобы спасти ее от окаянных заморских буржуев и продавшихся им дельцов. Он ходит в правительство РФ, зажав нос, как в общественный сортир. Ах, да, фамилия у главного героя фильма не какая-нибудь инородная Мавроди, а благородная, ласкающая русское ухо — Мамонтов (Савва Иванович Мамонтов — знаменитый русский бизнесмен, меценат, покровитель культурных деятелей).
Что таить, такой образ исключительно симпатичен простому народу. А когда на него с его идеями наваливаются со всех сторон алчные, нечестивые люди, политиканы и олигархи, трясущиеся за свою шкуру, и давят массой — образ уже дважды симпатичен.
Кино причем получилось весьма зрелищное, ладное и захватывающее, приятная неожиданность для отечественного кинопроизводства. Уже окрестили нашим ответом «Социальным сетям».
Все хорошо, только вот 20 миллионов кинутых вкладчиков существовали в реальности. Их переживания уместились в несколько долей секунд кинохроники. Что делать — подсказывает нам фильм — они хотели выехать нахаляву — с такими и не такое бывает. (Помните, «я не халявщик, я партнер»?) Более того, это они же выбрали правительство РФ, что задушило идеи Ма... Мамонтова в зачатке. Круг замкнулся, и в его центре Ма... Мамонтов весь в белых джинсах и белом свитере.
Так что, остерегайтесь провокаций, гипножаб и душ кинутых вкладчиков.
Еще момент, реклама банка главного конкурента Мамонтова — прямая аллюзия на…
... «Поколение П»
Из этой книги в своей время, ровно как и из всего творчества Пелевина, я прочитал 30 страниц. Не пошло тогда.
Может, поэтому фильм пошел. Интеллигент Вавилен Татарский, как и многие, выходец из счастливого советского детства, в новой смутной России торгует в ларьке под началом чеченца. И по случайности попадает в рекламный бизнес, бурно процветающую индустрию, в отличие от остального.
Может, помните каким шоком для жителей бывшего СССР оказалось, что в телевизоре, в этом храме объединенного классового сознания пролетариата, можно рекламировать все, что угодно, особенно шоколадные батончики, прокладки и сухие попки младенцев? Что бренд — это такая каракатица из фильма «Чужой», которая норовит напрыгнуть на голову и отложить там свои яйца. А сколько сатириков сточило свои зубы на этой теме…
Так вот, по мере профессионального роста Владилен делает массу поразительных открытий. Чтобы стать настоящим мастером, он прибегает к химическому допингу. С каким аппетитом он жрет сушенные мухоморы, мне аж самому захотелось. Дальнейшее погружение в ремесло и долины расширенного сознания открывает перед ним совершенно новую картину мира, где всем заправляют пиарщики-креативщики.
Кино очень смешное. Конечно, специфичное. Несмотря на мухоморы, советую смотреть на трезвую голову, чтобы каждое слово не пробежало мимо. А еще лучше смотреть сразу после «ПираМММиды», где чистой воды пиар-технология, в которую «Generation» тыкает палочкой и смеется.