E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

3 м/c,

вос.

745мм 43%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама

Детские льготы

О том, что дети-пассажиры получают тяжелые травмы и часто погибают в авариях по вине взрослых, перевозящих их без специальных удерживающих устройств, журнал «ГАИ» неоднократно писал. Но водители не задумываются, а порой и не догадываются о том, что и дети-пешеходы — это стоящая особняком категория участников дорожного движения. И если происходит наезд на ребенка, то определение вины водителя идет нестандартным путем. О психофизиологических особенностях детей, а также о специфике расследования дорожно-транспортных происшествий с их участием журналу «ГАИ» рассказывает начальник специализированного отдела по расследованию ДТП ГУ МВД России по Свердловской области Вера Петровых.

Особый возраст

Когда мы говорим о такой категории участников дорожного движения как дети, то имеем в виду возраст от 0 до 12 лет. Многочисленные исследования специалистов показали, что физиологическое и психологическое созревание детей, связанное с их поведением на дороге, приближается к особенностям поведения взрослого человека-пешехода после 12 лет. До этого возраста дети в силу своего развития, с одной стороны, воспринимают окружающий мир совсем иначе, чем взрослые, и по-особому реагируют на возникновение опасности на дороге. А с другой стороны, стремятся добросовестно и буквально соблюдать Правила дорожного движения, которым их обучили в школе и дома, не делая скидку на то, что сами взрослые, водители, могут нарушить и часто нарушают эти правила.

К чему это приводит, мы с вами хорошо знаем. Все помнят аварии, которые произошли весной прошлого года. В одном случае девочка погибла под колесами скрывшейся с места ДТП Toyota Camry, в другом случае, когда группа детей переходила дорогу по пешеходному переходу, сбитого автомобилем ребенка чудом удалось спасти врачам детской больницы N9. Эти происшествия вызвали резонанс и широкое освещение в СМИ — о них помнят. Но подобные аварии, в которых жертвами водителей становятся дети, происходят, к сожалению, гораздо чаще. В чем особенность поведения детей на дороге и как определяется ответственность водителей, причинивших вред здоровью ребенка, мы рассмотрим на конкретных примерах ДТП, которые случились в Екатеринбурге.

На пешеходном переходе

Происшествие, в котором на нерегулируемом пешеходном переходе погиб ребенок, случилось на Ботанике. Девочка приехала к подруге на день рождения, вышла из автобуса, остановившегося с нарушением Правил прямо на пешеходном переходе, обошла его спереди и начала переходить проезжую часть дороги по переходу. В это время по соседней полосе двигался троллейбус, который и совершил наезд на неожиданно появившегося перед ним ребенка.

Кто в этом случае виноват? Однозначно — водитель троллейбуса. Если бы на месте ребенка находился взрослый пешеход, мы бы ставили вопрос, а есть ли в этом происшествии и его вина, поскольку Правила не только предписывают водителю снизить скорость при приближении к нерегулируемому переходу, они и к пешеходу предъявляют требование — убедиться в безопасности перехода проезжей части, оценить обстановку. Так, пункт 4.5 ПДД гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

В связи с ДТП всегда проводится экспертиза обстоятельств происшествия. И если результаты экспертизы подтвердят, что водитель не имел возможности избежать наезда, то виновным в происшествии может быть признан пешеход. Но только взрослый пешеход. Если дорогу переходит ребенок, то вне зависимости от результатов экспертизы, виновен всегда водитель. Даже если математические расчеты подтвердят, что у него не было возможности избежать наезда.

Объясню, почему — в силу психофизических возможностей ребенка, который не способен адекватно оценивать дорожную обстановку, о чем я уже сказала. Закон учитывает эту особенность детей и предоставляет им некую «льготу». По закону, ребенок не только не обязан оценивать дорожную ситуацию, он вообще не может ее анализировать. Конечно, при наезде детям от этого не легче, но это облегчает возможность привлечь к ответственности водителя.

Вот и в нашем случае, девочка не обязана была думать о том, что сначала водитель коммерческого автобуса, на котором она приехала, грубо нарушил ПДД: мало того что он не высадил пассажиров в зоне остановки общественного транспорта, как предписывают Правила, он вообще встал на пешеходном переходе. Она не должна была думать и о том, что продолжающий движение водитель троллейбуса тоже нарушает пункт 14.2 Правил, который гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других ТС, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов».

Ребенок никогда не будет делать скидку на то, что водители могут нарушать правила. Его научили пересекать проезжую часть по «зебре» — он так и переходит, действует автоматически в соответствии с усвоенной информацией. Для него Правила — это закон, в который он абсолютно верит и готов точно соблюдать. И это правильно. И водители должны об этом знать и всегда быть готовыми к неожиданному появлению ребенка на пешеходном переходе.

Зона действия знака

Второй случай — более типичный: водитель обязан ждать появления ребенка на проезжей части и быть готовым нести полную ответственность, если совершит на него наезд, в зоне действия знака «Дети». Устанавливая его на участках дорог вблизи детских учреждений, остановок общественного транспорта и т. д., городские власти и автоинспекция тем самым уже предупреждают, что в любой момент на проезжей части может появиться ребенок. Знак «Дети» — это сигнал о потенциальной опасности, сигнал к тому, чтобы водитель снижал скорость и был готов остановиться в любой момент.

В этом случае, как и в предыдущей ситуации, если ребенок неожиданно выскочит из-за стоящего на соседней полосе автомобиля или автобуса, при наезде на него виновным будет однозначно признан водитель, не сумевший этого избежать. И неважно, что остановившийся, например, автобус ограничил ему видимость. Или что водитель заметил перебегающего дорогу ребенка в тот момент, когда возможности остановиться уже не было. Даже если экспертиза подтвердит, что при обнаружении опасности и применении экстренного торможения ему бы не хватило времени, чтобы остановить ТС и предотвратить наезд, он будет признан виновным. Все по той же причине: по закону дети являются непредсказуемыми участниками дорожного движения, и водитель в зоне действия знака «Дети» должен быть готов к проявлению этой непредсказуемости. Заехав в такую зону и увидев ребят, которые еще только направляются к проезжей части, он должен действовать так, как будто они уже там находятся.

Теоретически вина водителя может быть поставлена под сомнение только в единственном случае: когда по объективным, не зависящим от него причинам, он не мог увидеть знака «Дети» и не знал о его наличии на этом участке дороги. Например, если автовладелец прибыл из другого города и ехал новым, незнакомым для него маршрутом, а по стечению обстоятельств знак был не виден — его завалило снегом или скрыл разросшийся кустарник. Но это в теории, на практике таких случаев у нас не было. Других оснований избежать наказания при наезде на ребенка в зоне действия знака «Дети» нет.

Случается, водитель признается, что загодя заметил шалящих на тротуаре детей и посигналил им, чтобы предупредить их о приближающемся автомобиле (источнике повышенной опасности). Но это не имеет ровно никакого значения: подача звукового сигнала не освобождает от ответственности все по той же причине — в силу своего возраста дети не способны правильно воспринимать опасность.

Ранний момент возникновения опасности

Зато правильно воспринимать опасность, вызванную появлением на дороге детей, должны взрослые, получившие право на управление транспортным средством. При расследовании дорожно-транспортных происшествий и установлении виновности или невиновности водителя в гибели человека, учитывается такое понятие как момент возникновения опасности — момент, когда водитель заметил пешехода, переходящего проезжую часть дороги. Отталкиваясь от него, в ходе автотехнического исследования устанавливается, имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП после того, как заметил на дороге человека. И здесь оценка действий водителя, в зависимости от того, кто стал жертвой происшествия, также кардинально различается.

Представим ситуацию. Пешеход сначала вышел на проезжую часть, потом по какой-то причине — например, понял, что не успевает перейти дорогу — он возвращается обратно и попадает под колеса автомобиля. Так вот, если это взрослый человек, то за точку отсчета возникновения опасности для водителя принимается момент, когда пешеход побежал обратно. Если же это ребенок, то отсчет будет вестись не с того времени, когда он развернулся на дороге, а с той секунды, когда он только ступил с тротуара на проезжую часть. Естественно, что в этом случае у водителя было гораздо больше времени, чтобы среагировать и избежать наезда. Это называется ранним моментом возникновения опасности. Водители должны об этом помнить и снижать скорость, как только заметят ребенка, подходящего к краю тротуара.

По-другому, чем со взрослыми пешеходами, рассматривается и момент возникновения опасности, когда на проезжей части появляется группа детей. Например, один ребенок спокойно переходит дорогу, а за ним вдогонку бежит второй и попадает под колеса. Водитель, совершивший наезд, считает, что опасность для него возникла, когда на проезжей части появился этот второй бегущий ребенок. И это еще одно заблуждение. Особенность расследования происшествий с группой детей состоит в том, что действия водителя начинают оцениваться с того момента, когда на дороге появился первый ребенок. И в этом принципиальное отличие от ситуации, когда дорогу пересекает группа взрослых. Оптимальное решение — тормозить и останавливаться даже в том случае, когда вы видите детей далеко впереди себя. Лучше проводите их взглядом и после этого спокойно отправляйтесь дальше.

Водителям нужно помнить об этих особенностях и принимать их в расчет всегда и везде: подъезжая к пешеходному переходу, в зоне действия знака «Дети» и просто на любом участке дороги, рядом с которым они заметили ребятишек.

Информация подготовлена журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления