E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

746мм 94%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Мой дом Полезные статьи Как превратить автомобиль в недвижимое имущество

Как превратить автомобиль в недвижимое имущество

Покупая автомобиль на рынке или по интернету, будущий автовладелец полностью полагается на волю случая. Повезет — и он будет спокойно колесить на приобретенной машине, не повезет — станет постоянным клиентом сервисных центров, а то и вовсе лишится и денег, и авто. Даже приобретение автомобиля в автосалоне не дает стопроцентной гарантии безопасности. О том, как движимое имущество с легкостью превращается в недвижимое, и сколько времени и усилий может потребоваться автовладельцу и юристам, чтобы отстоять его законные права, — журнал «ГАИ».

Тульский эпизод

Эта история началась очень давно, 15 лет назад, в городе Туле, а закончилась только в конце прошлого года в Конституционном Суде Российской Федерации (КС РФ). Несмотря на давность, она показалась нам интересной и весьма поучительной. Поэтому мы решили рассказать, что и как происходило.

В 1997 году «группа товарищей» организовала в Туле фирму по продаже подержанных аукционных авто иностранного производства. Разместив информацию в газете «Моя реклама», бизнесмены радушно встречали клиентов, которые жаждали приобрести дорогие иномарки. И таких оказалось немало: выбирать автомобили им предлагали… по каталогу. В самой фирме ни шоу-рума, ни автомобилей в наличии не было. Однако «товарищи» действовали так убедительно, что этот факт ничуть не смущал автолюбителей.

Посыпались заказы. Один автолюбитель выбрал трехгодовалый Dodge Caravan стоимостью $15890 — на тот момент просто сумасшедшие деньги. Второй — четырехлетний «Додж Стейлз» за $18 тыс., третий — подержанный Pontiac Trans Sport за $15 тыс., четвертый — Ford Taurus за $16 тыс. Были и пятый, и шестой, и седьмой… Наверное, эта цепочка все увеличивалась, если бы мошенники доставили своим клиентам хотя бы несколько машин. Ни один из фигурирующих в уголовном деле туляков свой автомобиль так и не увидел, при этом оплатив его полную стоимость. А если и увидел, то так и не смог его получить, поскольку автомобили не были растаможены и позже чудесным образом просто исчезли с парковки, где находились на хранении.

Финансовая схема была четко отработана. Сначала клиента просили внести аванс, обещая, что после этого автомобиль будет доставлен в течение месяца. Предоплата составляла от 25 до 60% от стоимости автомобиля, но это тоже никого не смутило. Как и то, что деньги принимала некая секретарь фирмы Наташа. Получение денег чаще всего никак не оформлялось, иногда выписывался приходный кассовый ордер. Как следует из материалов уголовного дела, составившего 25 томов, некоторые клиенты даже не могли вспомнить, получали они квитанцию об оплате или нет.

Когда подходил срок доставки машины, звонившему в офис «нетерпеливому» товарищу сообщали, что неожиданно возникли небольшие проблемы. Партию машин уже доставили в Финляндию (для наглядности ему демонстрировали фотографию его автомобиля), но, чтобы ускорить его доставку в Россию, предлагали внести еще часть денег. Наконец, через несколько недель ожидания клиенту предлагалось внести остаток суммы — теперь уже для ускорения растаможки. И это тоже никак не насторожило доверчивых туляков. Полностью оплатив «находящийся» где-то за границей товар, они продолжали терпеливо ждать. Не вызвало подозрений и то, что за девять месяцев работы фирма трижды меняла свой адрес, переезжая из одного офиса в другой, пока и вовсе не исчезла вместе со всем персоналом и собранными деньгами.

Кто-то из покупателей, правда, попробовал возмутиться и потребовал свои деньги назад. Однако вместо денег получил расписку от директора фирмы, что тот обязуется вернуть всю сумму. На том все и закончилось — ни машины, ни денег.

Южноуральский эпизод

Ну а «руководитель фирмы», скрывшись из Тулы, пересидел пару месяцев у знакомого в Сатке, а затем приобрел поддельный паспорт на новую фамилию и отправился организовывать автомобильный «бизнес» в Челябинск. Раскрутка предприятия шла по той же схеме. Мошенники арендовали помещение в крупном и известном автосалоне «Урал», располагавшемся во Дворце спорта «Юность», и разместили объявление о продаже новых и подержанных автомобилей иностранного производства из Америки и Финляндии под заказ в рекламной газете «Из рук в руки».

Как следует из показаний рекламного менеджера, еженедельно размещавшего объявления в газете, бизнесмены даже за рекламу не заплатили. Образовавшийся долг женщина, попавшая под обаяние симпатичных мошенников, погашала из личных средств. В качестве компенсации ее новые приятели, взяв с дамы дополнительно $1200, пообещали в течение трех дней пригнать ей автомобиль Volkswagen Passat. Естественно, никакую машину они так и не пригнали, сославшись в очередной раз на то, что возникли проблемы с ее растаможкой. А поскольку доверчивая женщина продолжала исправно платить за размещаемую рекламу, спустя четыре месяца предложили ей взамен иномарки отечественную «восьмерку». После этого прекратили давать рекламу, стали избегать встреч. А еще через пять месяцев, вернувшись из отпуска, сотрудница газеты узнала, что «респектабельные предприниматели» арестованы.

Но до своего ареста компания успела активно поработать с челябинскими автолюбителями. Поскольку цены на автомашины, указанные в объявлениях, были ниже, чем в других аналогичных челябинских фирмах, к ним опять потянулись клиенты.

Правда, челябинцам, за исключением сотрудницы газеты, мошенники заказанные автомобили все-таки доставляли. Вот только, как оказалось позже, машины не были растаможены. От Выборгской таможни до Челябинска они перегонялись по подлинным документам. А когда срок действия инвойса заканчивался, мошенники на компьютере изготавливали поддельные таможенные документы. Но это опять же никого не остановило и не насторожило. Позже, давая показания, один из автовладельцев рассказывал: когда у него закончилось действие временной таможенной декларации, он обратился в фирму. Секретарь Наташа достала из ящика стола печать Выборгской таможни и «продлила» действие таможенной декларации. Право, человеческой наивности нет предела!
ПТС на пригнанные через Финляндию и Турцию автомобили тоже были поддельные: они доставлялись из Литвы и были такого качества, что даже не вызвали подозрений у сотрудников ГИБДД, ставивших автомобили на учет.

Правда, в Челябинске регистрировать автомобили по подложным документам было опасно. Мошенники узнали, что каждый ПТС в челябинской госавтоинспекции проходит экспертизу. Поэтому по поддельным документам автомобили сначала ставили на регистрационный учет в Кургане, где экспертизу не делали. Затем подделку портили, например, элементарно поджигая край техпаспорта. А после этого, по заявлению, взамен испорченной фальшивки получали уже подлинный ПТС, по которому автомобили затем и регистрировались в Челябинской ГИБДД.

В столице Южного Урала мошенники за несколько месяцев, пока не угодили за решетку, успели прилично развернуться. Здесь они специализировались на «растаможке» ранее купленных авто, а также под заказ пригоняли весьма дорогие иномарки: несколько Toyota Land Cruiser и Volkswagen Passat (по $26 тыс.), Ford Explorer ($33 тыс.), Toyota Land Cruiser 100 ($59 тыс.) и т.д. При этом все без исключения клиенты платили наличкой, а предоплата достигала просто астрономических размеров. Например, за Ford Explorer автовладелец внес аванс в размере $20 тыс. — не было у него, видимо, знакомых туляков.

Судебные мытарства

Когда в 1998 г. банда автомобильных мошенников была, наконец, арестована, многие автовладельцы постарались, от греха подальше, поскорее избавиться от «сомнительных» автомобилей. Их опасения были не напрасны. В своей работе мошенники использовали целый арсенал фальшивок. При обыске у них были изъяты поддельные чистые бланки ПТС, которые они самостоятельно заполняли в офисе на компьютере, номерная печать Выборгской таможни, разнообразные штампы, печать РЭО ГИБДД Киреевского района Тульской области, именная печать нотариуса, печать Управления паспортной и визовой службы Республики Казахстан и еще десятки других подделок.

Однако нашлись автовладельцы, которые продолжали спокойно ездить на своих крузаках. В ноябре 2001 года преступники были осуждены и отправились отбывать наказание. Надо сказать, что приговоры оказались достаточно мягкими. Кто-то из мошенников вышел на свободу прямо из зала суда, поскольку назначенный срок к этому моменту уже истек. Самое суровое наказание понес идеолог и организатор «автобизнеса» — семь лет лишения свободы в колонии общего режима без конфискации имущества и штрафа.

А спустя семь лет после суда, в 2008 году, автовладельцы, которые продолжали ездить на машинах, приобретенных через мошенников, вдруг узнали, что регистрация их автомобилей аннулирована. Узнали они об этом совершенно случайно, приехав на очередной гостехосмотр, где им отказались выдавать талон ТО и известили, что автомобиль снят с регистрационного учета. Причиной аннулирования регистрации стала неуплата таможенной пошлины. Дело в том, что осужденные преступники так и не перечислили в пользу государства таможенные платежи за проданные автомобили в размере почти 3 млн руб.
С этого момента движимое имущество нескольких челябинцев превратилось в недвижимое. В ГИБДД им выдали справку об аннулировании регистрационного учета, изъяли ПТС и госномера. После этого, поставив автомобили на прикол, «прозревшие» автовладельцы отправились к юристу, чтобы с ее помощью отстоять свои права в суде.

Тут и начались долгие хождения по судам. В исковом заявлении в районный суд автовладельцы просили обязать Челябинскую таможню выдать ПТС на автомобиль, а ГИБДД — произвести регистрационные действия, поскольку они являются добросовестными приобретателями: деньги за автомобили они уплатили, а на момент его приобретения не знали об отсутствии таможенного оформления. Аннулирование же регистрации, как значилось в исковом заявлении, «не позволяет им осуществлять конституционные права собственника и использовать автомобиль по прямому назначению», а не хранить его в гараже на даче. Однако судья посчитал, что факт добросовестного приобретения автомобиля в данном случае не имеет значения, а юридически значимым в этой ситуации является «выпуск автомобиля в свободное обращение на таможенную территорию РФ», и поскольку таможенного оформления в установленном порядке автомобиль не прошел, то в выдаче ПТС и регистрации автомобиля в ГИБДД автовладельцам отказали.

Примерно таким же был ответ Челябинского областного суда. Признав, что Таможенный кодекс РФ не обязывает лиц, которые не могли на момент пересечения автомобилем границы каким-то образом повлиять на соблюдение требуемых норм по его таможенному оформлению, выполнить эти самые нормы, суд, тем не менее, предложил автовладельцам обратиться со своей проблемой к продавцу автомобиля. И, соответственно, отказал в восстановлении регистрации. Не нашел оснований для того, чтобы Челябинская таможня выдала ПТС, и Президиум Челябинского областного суда, да и Верховный суд. Но юрист не успокоилась и обратилась в последнюю инстанцию — в Конституционный суд.

Потребовалось три года, чтобы, наконец, было признано, что в данном случае действительно нарушены права российских граждан: «Сам по себе факт неуплаты таможенных платежей лицом, ответственным за надлежащее таможенное оформление ввозимого на территорию РФ транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом». Эта сухая формулировка КС означала победу.

Согласно закону, Постановление КС окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня опубликования и носит общеобязательный характер. А это значит, что восстановить свои нарушенные права смог не только владелец Land Cruiser, прошедший все круги российской судебной системы, но и остальные автовладельцы-участники истории.

Заключение

Этот криминальный сюжет мы опубликовали для того, чтобы еще раз напомнить автолюбителям: будьте внимательны и осторожны. Конечно, сейчас такое трудно себе представить. Подобные махинации были возможны во времена, когда не существовало единой регистрационной базы ГИБДД. Уходили долгие месяцы, чтобы проверить, состоит автомобиль на учете или нет — за это время его могли продать и перепродать не один раз. Тем не менее, предположить, какие схемы изобретут новоявленные автомобильные «бизнесмены», невозможно.

Да и сейчас нередки случаи, когда у проданного автомобиля оказывается поддельный ПТС, машина находится под арестом или в кредите. Поэтому единственный способ обезопасить себя от подобного мошенничества — приобретать автомобили у официального дилера. Конечно, стоят они дороже. Конечно, и тут могут возникнуть проблемы. Время от времени они и возникают. Но, как говорят юристы, решать их проще. Официальный дилер — это все-таки конкретное юридическое лицо, которому можно предъявить претензии. Что касается более высокой цены, по-прежнему часто случается, что скупой платит дважды. А экономя на мелочах, можно потерять все — и деньги, и машину.

Материал подготовлен журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления