E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

вос.

743мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Мой дом Полезные статьи Один за всех и все за одного

Один за всех и все за одного

С 4 по 7 октября в Екатеринбурге прошёл Третий Международный детско-юношеский фестиваль любительских театров "Театральный перекрёсток".

…Первую свою роль Даша Мосюкова сыграла в 5 лет, когда мама привела её в театральную студию при Гимназии 205, (вскоре получившую к названию приставку "Театр»). Молодой режиссёр Евгений Крайзель сразу увидел в живой непоседливой девочке настоящую малышку Мю для своего спектакля по мотивам сказок о Мумми Троллях. С тех пор жизнь Даши, подчинена единому притягательному ритму: уроки, занятия, репетиции, и высшая цель – премьера. По-другому она уже не может. Сейчас Дарье 18 , и через несколько минут ей предстоит прожить судьбу Тани героини пьесы П. Гладилина "Любовь как милитаризм, оказавшейся в эпицентре боевых действий под названием развод родителей. И хотя за эти года ролей сыграно, как у иной заслуженной актрисы, но вновь, знакомый с детства холодок под ложечкой, сладкий ужас, и, наконец, мистическая отрешённость актёра перед первым шагом под освещенную рампу.

Казалось, что всё здание муниципального театра балета "Щелкунчик" в эти дни превратилось в единую сцену, где разыгрывался один спектакль под названием фестиваль детско-юношеских театров "Театральный перекрёсток". В зрительном зале, в балетных классах, в фойе и в коридорах, во всех закоулках театра каждую минуту что-то происходило. Мастер-классы, творческие форумы, обсуждения, репетиции. .. Вот кто-то отчаянно рыдает прямо на лестничном пролёте, кто-то беззвучно шевелит губами, повторяя роль, кто-то танцует танго с невидимой партнёршей. Безумие фестивальных будней. Хорошее актёрское безумие в глазах молодых артистов. Но звучит звонок, и зрительный зал до отказа наполняется зрителями, особыми зрителями, которым самим вскоре предстоит выходить на сцену.

Один за всех

Фестивальная афиша "Театрального перекрёстка" образца 2012 года удивила даже профессионалов. Не столько географией - на фестиваль приехали 200 участников - 11 театров из Эстонии, Литвы, Харькова, Москвы, Перми, Ижевска, Вятских Полян, Карабаша, Екатеринбурга и Свердловской области, - сколько уникальностью и сложностью постановок, глубиной осмысления неподъёмных казалось бы ,для детского театра тем. Ни одного стереотипа, бестселлера, ни одного "беспроигрышного" с точки зрения кассы спектакля. Поиск, эксперимент, лексика и методы нового театра, театра поколения next. Сколько театров - столько стилей - столько школ. Такова была задумка бессменного организатора "Театрального перекрёстка" режиссёра Евгения Крайзеля, составлявшего программу фестиваля так, чтобы показать лучшие образцы всех направлений. Фестиваль стал неким срезом современной драматургии.

В качестве жюри пригласили людей, которые безусловно являются корифеями в области театрального искусства". В его составе - актер, режиссер по пластике, доцент кафедры сценической пластики ГИТИСа/РАТИ Олег Волынцев, художественный руководитель курса "Актер драматического театра и кино" ЕГТИ, доцент кафедры сценической речи Екатерина Царегородцева, режиссер, доцент кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, преподаватель мастерства актера Надежда Чиняева, профессор, заведующий кафедрой режиссуры и мастерства Пермского педагогического института , заслуженный работник культуры РФ Виктор Ильев. Возглавил экспертную комиссию режиссёр, профессор ГИТИСа/РАТИ, вице-президент Российского отделения Международной Ассоциации любительских театров (Москва), заслуженный работник культуры РФ Михаил Чумаченко.

После каждого спектакля, едва закрывался занавес, в зале начиналось его обсуждение с участием самих детей и взрослых экспертов. В каком ещё театре зритель может вот так в живом диалоге высказать актёрам своё мнение, свои эмоции и размышления. И это пожалуй было самым ценным и важным.

Все за одного

Разбить четвёртую стену, ту самую, невидимую между сценой и зрительным залом. Загипнотизировать сценическим действом, вовлечь в свою реальность, заставив жить и дышать в унисон с героями пьесы - вот сверхзадача каждого актёра, режиссёра, художника, педагога..., всей театральной семьи, где только в ансамбле, только в симбиозе может родиться пьеса. "Один за всех - все за одного" - метафора театрализованного открытия фестиваля в разъяснениях не нуждалась. И пока герои интермедии искали пропавшего Д Артаньяна, по очереди примеривая на себя главную роль, пока зрители искренне по-детски хохотали над узнаваемыми сценами из собственной театральной жизни, первые участники уже готовились к фестивальному дебюту.

Открыл фестиваль совсем ещё "детский" с точки зрения возраста (коллективу исполнилось лишь три месяца) театр из Карабаша радостным и энергичным "Праздником непослушания". Затем последовали серьёзные эксперименты.

Детский музыкальный театр "Отражение" из Москвы привёз "УДачные истории" по сказкам С. Козлова - пример условного театра. Театр "Птица" из Ижевска показал удивительную по эмоциональному напору трагикомедию по мотивам романа Мари-од-Мюрай "О. бой!". Странный, по-актёрски сложный спектакль зазвучал, задел струнки, заставил горячо и сбивчиво спорить о такой тонкой теме.. Елизавета Ермолаева и Иван Иванов – исполнители главных ролей получили Диплом Лауреатов за актёрское мастерство. Спектакль "Шуточка" по рассказам Чехова, театра слабовидящих детей "Паяц" из Липецка был отмечен Дипломами "За оригинальное жанровое решение", "За актёрский дуэт". Жюри оценили прекрасный актёрский ансамбль и в спектакле "Царский двугривенный" театра-студии "Призма" (Сухой Лог).

."Почти Вестсайдская история" в исполнении детского театра "Каламбур" из Харькова отличался прекрасной хореографией, мастерством сцендвижения, но не дотягивал в какой-то убедительности, в том, что заставляет потом долго возвращаться мыслями к судьбам героев. "Это одна из проблем любительского театра - далеко не во всех коллективах есть руководители с театральным образованием, иногда это просто учителя литературы", - комментирует решения жюри Евгений Крайзель.

Есть ещё одна проблема любительского театра, отмеченная жюри, - это выбор литературного материала, который должен соответствовать психологическому возрасту. Дети-актёры могут правильно играть только то, что им близко, что они в состоянии прожить и донести до зрителя. Потому несколько неуместными выглядели откровенные сцены в прекрасном спектакле "Должен же меня кто-то выслушать" (театральная студия "Зеркало" из Эстонии) по мотивам пьесы Д. Ликсперова "Река на асфальте". Зритель, что называется, безмолвствовал. А вот пьеса "Наказание без преступления" (театральная студия "Арлекин", г. Заречный, Пензенская область) получилась.. Хотя казалось бы, как адекватен может быть современному подростку Достоевский. Жюри отметило и сценографию спектакля, решённую точно и с большим вкусом. Как говорится, "Ставь классику, как современность, а современную пьесу как классику".

Взволновал зрителя финальный акцент - спектакль "Я и ТЫ" пьеса Ингеборга фон Цадова (Образцовый театр-студия "Код". Пермь). На сцене всего два актёра, два персонажа и два разных мироощущения. Пятьдесят минут они держат в напряжении весь зал, мучительно размышляя, ссорясь, умирая от страха и одиночества, и наконец, обретая друг друга и весь мир. Жюри отметили безусловную одарённость дуэта Владислава Тутака и Арсения Дехтерева.

Но настоящим потрясением фестиваля стал спектакль "Гарольд и Мод" молодёжного театра-студии "Атжалинас" из Литвы. Хотя он игрался на литовском языке, зритель понимал всё в этой удивительной жизнеутверждающей истории любви 30 летнего героя к 80-летней Мод, умеющей видеть жизнь незамутнённым и чистым взглядом ребёнка. Вот уж кому удалось с первых же минут пробить четвёртую сцену и получить звание "Лучшего спектакля фестиваля".

"Главная проблема любительских театров, - продолжает Евгений Крайзель - это творческая изоляция. Им очень трудно выйти за рамки школьного театра, без возможности видеть, как развивается театральное искусство. Наша задача была помочь разрушить эту четвёртую стену, расширить границы любительского театра. Думаю, Перекрёстку это удалось".

… Дарья Мосюкова - уже выпускница театральной мастерской гимназии № 205 «Театр» получила Диплом Лауреата за лучшую женскую роль. Она решила связать свою жизнь с театром и поступила в театральный институт. Её учитель Евгений Крайзель - за лучшую режиссёрскую работу (спектакль "Любовь, как милитаризм") и уже болен идеей следующего «Перекрёстка».

… Отшумели фестивальные дни, участники разъехались по домам. Но долго ещё будут вспоминаться все мгновения этих четырёх дней, полетят смски, дискуссии . споры и обсуждения переместятся в виртуал Контакта. И кто-то обязательно процитирует слова Мод из столь потрясшей всех пьесы: "Многим нравится считать себя мёртвыми. На самом деле они не умирают, а поворачиваются спиной к жизни. Они сидят на скамейках, только наблюдая за ходом матча. А ведь это единственный матч, который они увидят за всю свою жизнь. Так давайте же, боже мой, вперёд! Ничего, если это причиняет боль! Играйте! Живите! Иначе после матча в раздевалке вам нечего будет рассказать...!»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления