
Поделиться
«Я тоже хочу» — так называется самый последний на данный момент фильм Алексея Балабанова. Очень хорошее и предельно ёмкое название для очень своеобразной (хотя какие ещё фильмы снимал Балабанов? Только своеобразные…) работы… И я сразу хочу подчеркнуть, что, по-моему, «Я тоже хочу» — это своеобразный Рубикон, некая веха в творчестве этого безусловно очень талантливого и очень своеобразного режиссёра. Да, фильмы Балабанова или яростно любят, или не менее яростно ненавидят. И не зря кто-то из критиков сравнил его с самим Сэмом Пекинпой…
Но вернёмся же к фильму. Начинается он вполне обыденно, очень по-балабановски. Санкт-Петербург наших дней. По городу едет чёрный джип «Тоёта Лэнд Круизер». За баранкой сидит простой бандит (блестящая роль Александра Мосина), за окнами мчащегося авто мы видим питерские улочки, набережные, подворотни, воспетые уже в более ранних фильмах режиссёра незабываемые питерские трамваи… Короче говоря, даже эти десять-пятнадцать минут можно просто любоваться повседневной жизнью самого красивого мегаполиса нашей страны… Но герои фильма (Бандит, его друг-алкоголик, а также приятель-музыкант) не просто так колесят по Северной Венеции. В темпе вальса решив пару вопросов (с минимальным применением насилия и почти без пролития крови) экипаж джипа вырывается на простор загородного шоссе… Само собой, герои пьют. И, как и в других подобных фильмах, сразу из горла. Скажу сразу, пьют в этом фильме очень много. По сути, водку здесь просто «кушают». Сначала потому что «трубы горят», потом же потому что ну что это за разговоры «про жизнь» без беленькой?!. Появится ближе к финалу и ещё одна причина…
Герои этой картины являют собой своеобразное собрание наиболее типичных (тут можно вспомнить 90-е, хотя есть и прямые привязки уже к жизни наших дней) архетипов русской жизни. Бандит, Алкаш, Музыкант (вполне интеллигентный, но тоже с водкой на «ты»), потом к ним добавляется ещё и придорожная Проститутка. И вот все вместе они едут… Куда? А за счастьем. Ибо где-то на просторах европейской части России вдруг произошла некая техногенная катастрофа и образовалась эээ… аномальная зона, короче. А кроме радиации в этой зоне внезапно появилось ещё и вполне мистическое чудо. Говорят, что стоит где-то там заброшенная колокольня, которая может открыть пришедшим к ней дорогу к счастью. Что это за счастье — не совсем понятно, но поскольку в рассказе упоминается оставшийся до самого своего конца в этой зоне православный батюшка, то, похоже, эта колокольня есть не что иное как врата в рай… Но наши герои об этом особо не задумываются (даже те, кто имеет в заначке диплом философского, хотя с такой жизнью и не до умствований, увы…).
Люди просто едут к Счастью. Именно так, с заглавной буквы. Это нечто из разряда другого историческо-мистического и чисто русского архетипа по имени Воля… Люди едут то ли в гости к Богу, то ли в рай, а скорее просто неведомо куда, дабы вырваться из скотства их современной жизни… Ибо что-то пробудилось в них, что-то смутно осозноваемое, то, что они не могут выразить в чеканных формулировках — но чувствуют как звери, своим животом. Сердцем. Душой. Смотришь на происходящее, слушаешь эти диалоги — и словно слышишь в них голоса то Гоголя, то Достоевского… А джип всё мчится, а водка всё пьётся. И мелькает за окнами Россия-матушка… и всё ближе и ближе земля неведомая. Ну а тем временем герои потихоньку начинают раскрываться. И будет раскрываться перед зрителями створки их душ вплоть до самых финальных титров… Мы узнаем, кого и за что «замочил» Бандит, почему пьёт крепкий ещё телом Алкоголик, почему пошла на панель Проститутка, что до Музыканта, то он будет больше молча пить, чем говорить, но и с ним всё тоже будет понятно.
И вот они проезжают кордон, и начинается оно… Сначала ничего особенного мы не видим. Разве что удивляет погодная аномалия. Ну, заброшенные деревни, разрушенные дома. Цеплять начинает постепенно. Не спеша. Но неотступно и неотвратимо. И герои будут идти дальше, потому что ведь где-то там, за третьим перекрёстком, лежит то самое счастье… И всё понятнее становятся разговоры их под водку, и даже долго бегающая по экрану голая баба уже не раздражает. Всё так, как и должно быть. Герои начинают раскрываться. И вроде бы кто-то — пустой по жизни человек, мечущийся сорняк, но есть в нём стержень настоящего мужика, кто-то живёт мечтой, кто-то просто живёт, чуть ли не по инерции, ну а кто-то готов уже прыгать без парашюта хоть в рай, хоть в ад, так жизнь достала. И не всё так просто на этом свете. А ещё, как и полагается в настоящей сказке и легенде, герои встретят… Ладно, это надо смотреть самому. И слушать. Ибо даже бредовый разговор о «грядущем конце света» вкупе с «идеями» Мулдашёва и фон Дэникена и чуть ли даже не Фоменко, да под водочку, что называется, «вставляет». Герои этого фильма — простые люди. Чуть ли не «с нашего двора». Они просто живут, просто пьют, просто смотрят всякую фигню по ТВ, читают обычную «жёлтую» прессу. Но ведь в каждом из них и нас есть частичка чего-то высшего.
Ну а в финале всё будет так, как и должно быть. Ведь счастье даром не даётся. Точнее, не даётся просто так. И вспоминаются слова как про нищих духом, так и про двух разбойников, тех, что были некогда казнены вместе с неким Учителем-смутьяном (по мнению тогдашней элиты). Путь героев незаметно становится Путём, дорогой мытарств и больших и малых, но очень важных испытаний… И поневоле вспоминаешь тут другой наш отечественный знаменитый фильм — «Остров» Лунгина. И потому что герои алкают по сути рая, и потому что есть Музыкант.
Короче говоря, этот фильм надо смотреть. Картина получилась умная, немного тяжёлая — и в то же самое время весьма светлая. Это ни в коем разе не оптимистическая комедия, это именно что драма (хотел было сказать «богоискательская», но герои картины таких слов не употребляют, они просто чувствуют, они просто, как мотыльки на огонь свечи, едут за Счастьем). Это кино одновременно и очень «балабановское», и очень «интеллигентское»… И, конечно же, нельзя не вспомнить тут «Сталкера» Тарковского. Только сменились эпохи – вместо интеллигентных людей в неведомо куда идут алкоголик, бандит и музыкант, а вместо «счастья для всех, даром» — «я тоже хочу!» Такие вот пироги.
Этот фильм — фактически попытка представителя современной творческой элиты (элиты в истинном, творческо-генерирующем смысле, а не в плане бабла и пиара) попытаться что-то понять, обернуться в сторону канувшей в Лету, но вечно восстающей из неё Святой Руси. А также попытаться заглянуть в человеческую душу. Вечные темы.
Это смятенный фильм. Смятенный, но не безнадёжный. Ибо попытка осознания, попытка поиска себя, своей души, своего места в этом мире, поиск высшего смысла своего бытия — это скорее начало именно что духовного выздоровления, нежели начало агонии… Особенно интересны в этом плане последние минуты фильма, где режиссёр и актёр Алексей Балабанов ведёт диалог со своим зрителем.
А ещё «Я тоже хочу» — это фактически фильм о Голгофе. Точнее, о трёх Голгофах: той, где был почти две тысячи лет назад распят пришедший в этот мир Спаситель, но более — о страшных распятиях нашей страны и нашего народа на кресте истории что в начале, что в конце уже минувшего XX века… Балабанов не использовал для съёмок этой своей картины никаких декораций, всё снималось на натуре. И виды разрушенных церквей, колоколен. Таких до сих пор полно в любом регионе нашей всё ещё великой страны. Мне вот более всего вспомнился Коневецкий монастырь на Ладоге. Или ушедшая под воду Рыбинского водохранилища, прям как легендарный Китеж-град, древняя русская Молога (кстати, вспоминается тут и финал прошлогоднего фильма А. Смирнова «Жила-была одна баба…» — так вот, Балабанов просто «делает» Смирнова, что называется, одной левой). Страшно смотреть на эти свидетельства подлинного варварства и ненависти… И уже другая Голгофа — заброшенные и умирающие деревни. Современность наших с вами дней.
Разорённая «молодыми реформаторами» и «эффективными менеджерами» провинция… страна… И как перекладины креста («русского креста»), эти две Голгофы накладываются друг на друга, символизируя трагизм российской истории. Но не зря уныние считается смертным грехом. Как ничто и не останется без воздаяния, поэтому финал фильма можно назвать правильным со всех сторон. Всё случилось так, как и должно было случиться.
Ну и в завершении обзора добавлю ещё пару слов. Спецэффектов в фильме почти нет, точнее есть, но только один. Саундтрек вполне в тему, звучат песни группы «Аукцыон». Хотя, на мой взгляд, очень к месту в этом фильме звучала бы та же «Баллада об уходе в рай» Владимира Высоцкого…
Резюме: самый лирический и самый философский фильм А. Балабанова. С типичными для него героями и видами. С бьющими порою не в бровь, а в глаз репликами. И в то же самое время – это уже совсем иное кино. Фильм умный, нелёгкий, пробуждающий в своём зрителе мысль. Картина получилась немного неровная, особенно поначалу, но очень быстро «набирающая ветер в паруса». Сильная драма, притча, просто хорошо рассказанная история. Мистики в этом фильме самый минимум, и это правильно, ведь что может быть чудеснее и таинственнее обыкновенной человеческой души? И что может быть естественнее простого стремления человека к счастью?
Однозначно, один из лучших отечественных фильмов уходящего года.