E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

облачно, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

вос.

746мм 53%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Мой дом Полезные статьи Раннее развитие ребенка

Раннее развитие ребенка

Анна Минаева, mamaspapas.ru



Раннее развитие ребенка – вопрос спорный. Да, к 12 годам пройти школьный курс – это сильно. Но, по мнению психологов, за подобными «успехами» обычно прячутся чудовищные перегрузки. Другое дело, когда радостные малыши лихо щелкают логические тесты, читают наизусть длиннющие стихотворения и демонстрируют феноменальную память без какого бы то ни было давления со стороны взрослых! Именно это и происходит с детьми в школах японского профессора Макото Шичиды: никаких сверхзадач ребятам не задают, во главу учебного процесса здесь поставлены легкость и удовольствие, а результаты, тем не менее, впечатляют.

Поверните направо

Вот уже больше 20 лет японский профессор Макото Шичида активно издается не только у себя на родине, но и во всем мире, а вот в России до сих пор не вышло ни одной его книги. В нашей стране развивающая методика Шичиды известна очень узкому кругу людей: энтузиасты, увлеченные теорией знаменитого ученого, общаются друг с другом на интернет-форумах и сообща переводят его труды на русский язык.

В 1978 году Макото Шичида создал свою компанию, специализирующуюся на организации обучения по лично разработанному им методу: теперь, спустя почти четверть века, по этой системе работает около 500 японских школ и довольно внушительное количество учебных заведений США, Канады, Австралии и Китая. Методологические разработки Шичиды основаны на исследованиях головного мозга, доказывающих, что правое и левое полушария функционируют абсолютно по-разному. Очень упрощенно это можно сформулировать так: левое полушарие отвечает за рациональное мышление, правое – за творческие способности.

По мнению профессора, «правый мозг» умеет:
переводить образы в слова, цифры, символы и обратно;
запоминать информацию в виде образных «слайдов»;
просматривать эти «слайды» в любое время;
овладевать иностранными языками;
интуитивно получать информацию;
ловить творческий импульс и правильно им распоряжаться (тут кроме прочего имеются в виду телепатия и ясновидение).

Большинство людей практически не задействуют свое правое полушарие, хотя от рождения до трех лет именно оно играет ведущую роль в нашей жизни. А вот в период между тремя и шестью годами на лидирующие позиции постепенно начинает выходить «левый мозг». Цель методики Шичиды – равномерно развить и скоординировать работу двух «половинок», и таким образом стимулировать умственные способности ребенка. Чем раньше вы начнете – тем больше впечатлит результат.

КСТАТИ! Методика хорошо работает не только с обыкновенными малышами, но и с «даунятами», детьми-аутистами и с ребятами, испытывающими проблемы с обучением. Да что там – видимые результаты могут получить даже взрослые!



Сначала – любить, потом – учить

Основа правильного воспитания «по Шичиде» – крепкая родительская любовь. Собственно, об этом говорят авторы всех существующих развивающих методик, но, в отличие от большинства из них, японец подробно объясняет родителям, как именно нужно демонстрировать свои чувства детям. «Многие матери думают, что они достаточно любят своих детей. Однако многие дети думают, что их матери любят их недостаточно. Этот пробел рождает трудности в воспитании и развитии», – пишет педагог. Для того чтобы полноценно донести до ребенка любовь, Шичида советует использовать три действенных способа:1. Крепкие объятия. Попросите малыша помочь вам убрать продукты в холодильник или, например, вместе с вами сложить посуду в раковину. Когда все будет сделано (пусть даже и не очень хорошо), крепко обнимите наследника и скажите ему на ушко, какой он замечательный, отзывчивый и жизнерадостный человек. Таким образом, вы не только сообщите ребенку о своих чувствах, но и мотивируете его на дальнейшее сотрудничество с вами.

ВАЖНО! Нельзя обнимать кроху только из чувства долга, не ощущая в этот момент любви к нему.



2. Внимание к тому, что говорит ребенок. Шичида уверен, что тот, кого постоянно (или часто) ругают, закрывает свою душу от окружающих. Именно в этом профессор видит причину отчуждения, возникающего между родителями и детьми. Чтобы научиться слушать, педагог рекомендует использовать метод Карла Роджера, известный как «метод эхо». Перестаньте постоянно давать малышу инструкции: смените обычное родительское «я сказал так!», на мягкое «давай подумаем, как это сделать» или «мне бы хотелось, чтобы». Кроме того, в разговоре с ребенком, перед тем как задать очередной вопрос, старайтесь повторить вслух сказанные малышом фразы: так карапуз поймет, что вы действительно внимательно относитесь к его словам.

3. «Метод настроя 5 минут». В течение первых пяти минут после того, как ребенок засыпает, его подсознание еще бодрствует. Именно в этот небольшой промежуток времени нужно успеть шепотом дать малышу положительные установки. Можно попробовать «заговорить» сына или дочку от сосания пальца, писания в штаны или, скажем, попытаться научить его решать конфликты спокойно. Если вечерами вы не всегда бываете дома, запишите шепот на магнитофон и попросите близких включить его в нужный момент.

Будильник для «правого мозга»

Три года, как мы уже говорили, это возраст, когда правое полушарие мозга уступает ведущее место левому. Для детей, обучающихся по методике Шичиды, существуют развивающие группы от нуля до трех и от трех до шести лет. И младенцы, и ребята постарше «учатся» в компании родителей, при этом продолжительность одного урока не должна быть больше часа. Основной принцип Шичиды – смена видов деятельности не реже, чем раз в 5 минут, поэтому за час ученики успевают позаниматься минимум 10 совершенно разными предметами. Схема занятия для «маленьких» и «больших» совершено одинакова, единственное отличие, существующее между группами, – уровень сложности заданий. Кроме того, дети старше 3 лет дополнительно делают еще и специальные упражнения на активацию правого полушария мозга.

Урок всегда начинается с исполнения (для младенцев – прослушивания) приветственной жизнеутверждающей песенки. Затем следуют простые дыхательные упражнения: вместе сели (можно на пол), расслабились, глубоко вдохнули-выдохнули несколько раз. На выдохе – руки обхватывают тело, на вдохе – разводятся в стороны. Разумеется, младенцам необходима помощь родителей: берите их за ладошки и вперед. Подышали? Отлично! Теперь наступило время для медитации, цель которой дать возможность ученикам (любого возраста) почувствовать прилив уверенности в собственных силах. Обращаясь к ребенку, спокойным и доброжелательным тоном произнесите несколько утверждений: например, «ты – особенный», «ты любим», «ты можешь все».

У малышей младше трех лет правое полушарие всегда готово к работе, поэтому после медитации они могут переходить к основным упражнениям. А вот учеников из «старшей группы» ждет «обряд переключения на образы». Для этого Шичида предлагает несколько разных способов, и игра на воображение, пожалуй, самый простой и популярный из них.

Предложите ребенку представить, что на вдохе его ступни наполняются силой, а на выдохе выпускают всю отрицательную энергию. Пусть немного подышит подобным образом. Дальше наступает этап «превращения в бабочку». Вот примерный текст, который нужно говорить малышу: «Пофантазируй, почувствуй, что твое тело становится маленьким, у тебя вырастают крылья, и ты действительно можешь летать. Посмотри в правый угол комнаты: там находится яблоневый сад. Ты летишь к нему, вот ты уже так близко, что можешь даже разглядеть цветки на ветках. Ты подлетаешь к одному из них, вдыхаешь его аромат, садишься и начинаешь собирать хоботком нектар. Расскажи мне, какой он на вкус?»

Собственно, тут все зависит от вашей личной фантазии, можно «превратить» ребенка в рыбку и отправить в подводное плавание, можно – в птицу, летающую по небу, и т. д.

В том случае, если у карапуза возникает проблема с визуализацией образов, рекомендуется использовать метод «напряжение-расслабление». Правда, для этого вам потребуется второй взрослый. Попросите малыша лечь на пол, закрыть глаза и глубоко вдохнуть-выдохнуть несколько раз. После этого произнесите следующий текст: «Вообрази, что ты камень/палка. Когда я скажу слово «СЕЙЧАС», напряги свое тело и представь, что оно стало очень твердым. Хорошо? СЕЙЧАС».

Потрогайте «подопытного»: его мышцы должны стать твердыми. Затем вместе с помощником поднимите ребенка за руки и за ноги, чтобы удостовериться, что он действительно стал «каменным». Теперь положите малыша на пол и предупредите, что «на сей раз после слова «СЕЙЧАС» он, наоборот, должен стать мягким, как вата. СЕЙЧАС». Затем расположите свой указательный палец в центре головы ребенка и скажите: «Я досчитаю до трех, пока держу палец на твоей голове. Когда я подниму его, ты увидишь красный круг на этом месте. Когда ты увидишь круг, подними правую руку». Затем нужно представить желтый и синий круги, а потом 3 разноцветные окружности одновременно. Шичида уверяет, что, как только ученик выполнит это упражнение, у него немедленно активируется способность «мыслить образами».

Завершает «введение» в урок работа с флеш-карточками. Использование карточек с картинками и текстом для Шичиды не метод обучения, а способ «расшевелить» правое полушарие. Педагог считает, что быстрое мелькание «кадров» (не более секунды на одно изображение) активирует «правый мозг», а сочетание картинки со словами развивает межполушарные связи. Флеш-карточку держат на уровне глаз малыша на расстоянии его вытянутой руки. Сначала «флешки» меняются медленно, а потом темп постепенно ускоряется: за одно занятие малыш должен отсмотреть от 100 до 200 карточек.

ВАЖНО! Проводить занятия Макото Шичида рекомендует под музыку Джеффри Томпсона.



Основной блок



Шичида считает, что задания на развитие сверхъестественного восприятия (ESP – extrasensory perception) чрезвычайно важны. Составными частями ESP профессор называет телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии), ясновидение (получение информации о событии или объекте без участия традиционных органов чувств), психометрию (способность узнавать сведения о владельце предмета исключительно через предмет), предвидение (способность предугадать то, что должно произойти) и духовную силу (спиритическая энергия).

Телепатия. Автор метода утверждает, что эта способность прекрасно развита у маленьких детей, но с возрастом из-за недостаточных тренировок она угасает. Для поддержания такого навыка педагог советует выкладывать перед младенцем две-три игрушки (или картинки), а затем мысленно посылать ему образ одной из них: если малыш потянулся за указанным предметом, значит, у вас все получилось.

Детям постарше рекомендуется следующее упражнение: со словами «Я тебя люблю. Ты и я – одно целое» крепко прижмите к себе ребенка. Затем представьте красный квадрат и мысленно пошлите его образ малышу, сказав примерно следующее: «Мама представила цвет в своей голове и посылает его в твою. Ты можешь это видеть, потому что в твоей голове есть третий. Теперь закрой глаза, поймай цвет и назови его». По идее карапуз должен ответить правильно.

Экстрасенсорика. Покажите малышу вырезанное из бумаги солнышко, а затем лист с двумя нарисованными облаками, под одним из которых скрылось точно такое же солнце. Ребенок должен угадать, под каким облаком спрятано светило.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ«Меня очень вдохновили результаты японских детей, занимающихся в школах профессора Шичиды: они мгновенно вычисляют в уме сложнейшие примеры и практически дословно запоминают прочитанные всего один раз книги. Когда я нашла информацию про этот метод развития, сыну было около 4 лет, и до этого времени мы с ним занимались по Доману. Эти два подхода чем-то похожи: только америкаский врач больше ориентируется на маленьких деток, а японский профессор уделяет внимание и более старшим ребятам. Рекомендации Шичиды я стараюсь вплетать во все направления развития: мы с ребенком осваиваем и метод визуализации, и разнообразные мемо-техники, и «пятиминутное внушение», и многое другое. Пока результатами я очень довольна». Евгения Декатова, 31 год, город Уфа



Развитие памяти



После тренировки ESP-восприятия следует блок игр на развитие памяти – Linking memory. Возьмите карточки с разными изображениями, например, с собакой и велосипедом и покажите их ребенку, сопровождая текстом вроде «собака ехала на велосипеде». Затем положите картинки «лицом вниз» и попросите малыша сказать, что на них нарисовано. Постепенно количество карточек должно увеличиваться, но при этом очень важно использовать их в определенном порядке: скажем, если вы начали с картинки «собака», значит, она всегда должна оставаться первой.

Шичида утверждает, что, когда ребенок будет в состояние верно назвать последовательность впервые увиденных 15 карточек, он научится запоминать их как образ без всякой вербальной помощи с вашей стороны.

Для развития фотографической памяти педагог предлагает использовать мандалы – геометрические символы сложной структуры, которые в ряде религиозных практик интерпретируются как модель вселенной.

Дайте ребенку набор цветных карандашей и черно-белую схему мандалы. На несколько секунд покажите малышу цветной образец (начинайте с простейших – двух или трехцветных), а затем попросите расставить цветовые черточки в соответствующих полях. Проверьте правильность исполнения.

Науки точные и не очень



В методе Шичиды нашлось место и скорочтению, и развитию музыкальных и математических способностей. Среди упражнений «на слух» есть совместное исполнение песен с параллельной демонстрацией зрительных образов, о которых идет речь в тексте. Так же профессор советует прослушивать музыкальные отрывки, сопровождая их демонстрацией карточек с нотами этих произведений. А учить малыша музицировать и объяснять ему разницу между звуками можно с помощью простейших инструментов.

Для развития математических способностей разработана отдельная 65-дневная программа. В ее основе лежит использование 100 числовых карт, на которых в хаотичном порядке – от одной до ста – расположены красные точки диаметром 2 см. Показывать их следует со скоростью одна карта в секунду: после того, как малыш начнет узнавать все «точки», можно переходить к примерам на сложение, вычитание, умножение и деление.

Перед тем как приступать к скорочтению надо для начала убедить ребенка в том, что он может быстро и правильно читать. Вместе с малышом сделайте глубокий вдох-выдох и хором повторите мантру: «Мне все под силу». Затем карапуз должен послушать, как читает родитель (одновременно нужно показывать читаемые слова). Самым маленьким для одного урока будет достаточно 1-4 предложений на карточках, а ребятам старше трех лет подойдут короткие повествовательные рассказы. С каждым разом скорость чтения должна увеличиваться.

ВАЖНО!
Все упражнения, с которыми ребенок в силу возраста еще не может справиться сам, выполняют родители, не забывая при этом объяснять каждое свое действие.



Никакого вреда



Несмотря на то что российские последователи Шичиды имеют в своем распоряжении только иноязычные учебники и самодельные пособия, они с успехом применяют его учение на практике. Родители-энтузиасты утверждают, что за пару лет регулярных занятий у детей развиваются отличная память и умение считать в уме, а уж технику чтения за такое время малыши осваивают просто блестяще. Однако однозначно утверждать, что все эти успехи – заслуга исключительно японской системы, невозможно: папы и мамы признаются, что в своих занятиях с малышами они обычно используют несколько методик.

Объективные результаты работы «по Шичиде» в России можно будет получить очень нескоро, ведь до полномасштабного освоения метода здесь еще очень и очень далеко. Впрочем, это не мешает нам взять на вооружение рекомендации профессора: так, например, развитие фотографической или любой другой памяти не принесет ребенку никакого вреда и, безусловно, пойдет ему на пользу.

ВАЖНО! Максимум русскоязычной информации о методе Шичиды можно найти на сайте

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления