
Штефан Земкен жил на две страны — в России и Германии
Фото: близкие Штефана Земкена
Поделиться
Сегодня в Екатеринбурге в первой областной больнице скончался Штефан Земкен, немец, живший в Быньгах. Ему было 60 лет. Он был благотворителем, который открыл миру уральскую глубинку.
Мы собрали воспоминания его друзей и знакомых, среди которых Евгений Ройзман и Николай Коляда.
— Я со Штефаном столкнулся впервые лет 15 назад, — рассказал Евгений Ройзман. — Он тогда приехал из Германии, собирался спасать больных детей. Мы встретились в 15-й детской больнице, там отказников тогда содержали, там был ребенок с врожденным вывихом бедра. Штефан договаривался насчет него с Германией, чтобы сделать ему операцию. Он в Германии пропагандировал Россию, доказывал, что это замечательная страна, он очень любил ее, поселился вообще в Быньгах. Очень много сделал для России. Хороший был, простой человек.
Николай Коляда рассказал, что жена Штефана, Ольга, написала ему о том, что у Штефана обнаружена 4-я стадия рака.
— Мне было очень приятно, что на 9 Мая он поехал с венками, возлагал их к памятникам советским воинам и говорил, что ужасно сочувствует русскому народу, преклоняется перед ним, говорил правильные человеческие слова, — рассказал Николай Коляда. — С ним мы дружили 15 лет. Общались, говорили то по-русски, то по-немецки. Самое главное, в нем была невероятная любовь к России. Он получал приличную пенсию по инвалидности у себя там в Бремене, мог бы жить спокойно в Германии, лечиться, но что-то в нем было, что тянуло его на Урал. В прошлом году он попросил написать сказку «Маша и медведь», задумал организовать кукольный театр в Нижнем Тагиле. Я написал ему эту сказку, выслал Ольге, сказал, пусть хоть почитает, посмеется. Ольга мне сказала, что читала, и он смеялся. Мне ужасно по-человечески жалко, что он ушел из жизни.

Фото: близкие Штефана Земкена
Поделиться
— Мы с ним познакомились около 8 лет назад, подружились, — рассказал близкий друг Штефана Данил Сергеев. — Он организовывал несколько лет подряд выступление клоунов из Германии в детских домах России, сам находил спонсоров, оплачивал дорогу, обеспечивал их проживание. Он несколько раз привозил из Германии сурдолога, помогал пенсионерам, покупал им слуховые аппараты. Один раз даже, когда я оказался в Германии, и он попросил меня привезти в Россию слуховой аппарат. Он постоянно этим занимался. Он привозил туристов из Германии в Быньги, там у него небольшой гостевой дом. А русские туристы у него обычно жили вообще бесплатно. Он организовывал театральные и музыкальные фестивали. Муралы на стене «Коляда-театра» и на музее Невьянской иконы созданы при его участии.
По словам Данила, Штефан Земкен позвонил ему еще в апреле из Германии, сказал, что ему нужно въехать в Россию.
— Граница была уже закрыта, но ввели возможность иностранцам, у которых члены семьи — россияне, а у него жена русская, въехать в Россию, и мы составляли маршрут, — говорит Данил Сергеев. — Это было очень трудно, мы обзванивали пограничные посты, чтобы узнать, пропустят ли его. В итоге он приехал в Россию 7 мая, 14 дней провел в карантине, а после этого заказал венки и поехал в Тур памяти и ответственности. Он уроженец Германии, у него дед воевал в Вермахте, он хотел попросить прощения у россиян за те преступления, которые совершили страны гитлеровской коалиции. Он взял микроавтобус, повесил на него флаги этих стран и ездил как их представитель, возлагал венки в разных городах. Он сам говорил: «Никто в Германии не просит прощения, а я хочу это сделать». Когда вернулся, его состояние стало быстро ухудшаться, и так все быстро закончилось.
Все сходятся на том, что Штефан был уникальным человеком, всем помогал и многое делал для России и для простых людей.
— Я работаю в вузе юридическом, у меня студенты поехали на экскурсию в Невьянск, Штефан встретил их, отвез, накормил, устроил экскурсию, отвез обратно. наверное, он святой человек, — добавил Данил Сергеев.