E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

744мм 72%
Подробнее
1 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Происшествия Наводнение в Нижних Сергах «Все уплыло и у нас ничего нет»: истории семей из Нижних Серег, потерявших свои дома

«Все уплыло и у нас ничего нет»: истории семей из Нижних Серег, потерявших свои дома

Из-за разгула стихии наши герои остались без крыши над головой

Никто из наших героев не верил в то, что благотворительные фонды могут помочь именно им

Для некоторых жителей Нижних Серег идеально подходит поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». После жуткого потопа 20 июля, который разделил жизнь города на до и после, у одной из семей вместо крохотного дома в 33 «квадрата» появилась четырехкомнатная квартира. Деньги на покупку жилья им дал благотворительный фонд Русской медной компании, который позаботился еще о десятках жителей Нижних Серег.

Вещи, которые деньгами не измерить


— Нас не было дома. Где-то за три часа [до разгула стихии] мы уехали в Лесной. Уже потом, часов в восемь вечера, позвонила соседка, рыдает, говорит, все уплыло и у нас ничего нет. Затем сосед позвонил, рассказал, что ничего не стало. Уазика, говорит, твоего не вижу, гаража нет, двора, нет, — вспоминает Владимир Потапов. — Самый сильный удар пришелся в наш дом на Жукова, 8, а дальше на дом № 6. От двора и гаража ничего не осталось. В гараже был весь инструмент, станки. Этим инструментом я сам делал пчелиные ульи. Все уплыло, ничего потом не нашлось.

Так выглядела улица Жукова на следующий день после потопа

Если бы не крыша от пристройки, которая обрушилась под натиском потока и в результате стала своего рода отбойником, дом снесло бы полностью. Мужчина уточнил, что является пасечником. У него во дворе было три улья. Вода все унесла. Потом, правда, удалось найти два. Пчелы, конечно, погибли.

— Больше всего жалко одну вещь. Стоимость ее копейки, но для меня она самая дорогая — это доставшийся от отца скребок для сот. Вроде ерунда, но не все можно оценить деньгами, — добавил Владимир Потапов.

Городские власти предложили Потаповым квартиру взамен их дома, но они отказались, уточнил Владимир. Сначала семья рассматривала вариант покупки участка под строительство нового дома, но позже решили, что годы уже не те, ни материально, ни физически такое они бы не потянули. Решили покупать готовый дом. Обратились к главе Нижнесергинского муниципального образования Валерию Еремееву, он сказал: «На какой дом покажешь — тот и купим». В эти слова Потаповы не поверили.

Русло Заставки изменилось так, что сразу выходило на дом Владимира Потапова

— Оценщики установили стоимость нашего дома в 1,011 млн рублей. На собрании в администрации нам сказали, что государство дает 1 миллион рублей, а фонд РМК даст 500 тысяч рублей. Я думал, что у нас можно добротный дом за 1,5 млн рублей взять. Но когда мы смотрели объявления, то поняли, что даже за 1,5 миллиона рублей ничего путного не взять. А за 500 тысяч можно разве что сарай купить, — рассказал мужчина. — Потом мы встретились с фондом РМК, и там сказали, что дадут не 500 тысяч, а 1,5 миллиона рублей. Я аж дар речи потерял!

Владимир Потапов вместе с супругой и не думали, что им кто-нибудь поможет

В итоге Потаповы решили взять дом за 1,6 миллиона рублей, часть они добавили от себя. После заключения договора с фондом деньги поступили через два дня. Это было 30 июля, а уже 13 августа семья купила дом.

Потаповы рассчитывали, что на миллион от государства они смогут купить вещи, мебель и технику, ведь в старом доме это было уничтожено. Но тут появилась загвоздка. Получить эти деньги от властей на руки нельзя, на этот миллион можно купить только жилье.

Такой дом купила семья Потаповых 

— Я спрашивал в администрации, когда они дадут свой миллион, — вспоминает Владимир. — Мне ответили — в течение двух-трех недель, это было 28–29 июля. Но воз и ныне там. Правда, выплатили за материальный ущерб: это мебель, инструмент и вещи — на троих дали по 15 тысяч каждому и еще 150 тысяч рублей. Меня еще приглашали в администрацию подписать бумагу, что я претендую на целевые деньги [на покупку недвижимости]. Но я отказался. Получается, нужно еще один дом покупать, когда у меня уже есть один? Сходил потом в прокуратуру, поинтересовался, а там руками развели и посоветовали покупать жилье, а потом его продавать.

На заднем дворе есть место под ульи

— Обидно, что нашей безграмотностью в юридической сфере пользуются. Я могу провести электропроводку, отремонтировать локомотив. Но я не разбираюсь в законах. Если не получится [получить деньги на руки], придется как-то обходить все это. Придется договариваться с соседями: давайте я у вас дом куплю, но он мне не нужен, вы документы на меня переписываете, я отдаю дом обратно, а вы мне деньги обратно, и за эту сделку вам 100 тысяч рублей. А как по-другому? Но это нарушение, не хочется [в это ввязываться], а они сами заставляют. Зачем мне покупать квартиру, которая будет стоять никому не нужная?

Из крохотного домика в четырехкомнатную квартиру


С подобной проблемой столкнулись не только Потаповы, но и семья Шматковых. Их дом на улице Титова оказался на пути большой воды, которая прошла сквозь него, ей удалось подмыть фундамент. После этого дом оказался совершенно непригодным для жизни.

— Мы рассчитывали, что власти за дом выплатят [«живыми» деньгами] компенсацию. При этом в доме [который подтопило] у моих четырех детей есть доли. Но проблема в том, что этот дом мы купили на материнский капитал. Власти нам сказали, что не могут выплатить деньги, вместо этого нужно купить квартиру или дом. Где же мне денег взять, чтобы платить за все это? — посетовала Марина Шматкова.

По ее словам, городские власти им пообещали деньги за утраченное имущество, компенсацию за дом и помощь от фонда. Последний дал семье два миллиона рублей. Комиссия от властей оценила пострадавший дом в 700 тысяч рублей. Шматковы поинтересовались у представителей фонда, как они могут распорядиться деньгами. Благотворительная организация ответила, что этими средствами они могут распоряжаться по своему усмотрению, то есть на какую-то часть купить недвижимость, а остальное потратить на ее благоустройство.

Многодетная семья Шматковых получила четырехкомнатную квартиру

— Фонд разрешил нам купить две квартиры: трехкомнатную — мне с младшими детьми — и однокомнатную дочери, которая находится в положении. Но она отказалась. В противном случае было бы у нас две квартиры. И куда по наставлению властей девать третье жилье? То мы жили в маленьком доме в 33 кв. м, у нас ничего не было, а тут сразу несколько домов.

В предыдущем доме у нас не было ничего лишнего, на кухне даже стояла душевая кабина, но при этом было очень уютно. В комнате у нас было два дивана: на одном спали я, сын и муж, на другом спали дочки, — поделилась Марина Шматкова.

На оставшиеся деньги, которые им достались от благотворителей, Шматковы обустроили квартиру

Она рассказала, что в итоге фонд РМК помог семье купить четырехкомнатную квартиру. Спустя девять дней после потопа, 29 июля, у всех пострадавших было собрание, на котором пообещали материальную помощь. Уже 30 июля семье пришли деньги от фонда, а 31 июля они купили жилье.

— В течение ночи нашли у знакомых квартиру, утром ее уже осмотрели, к обеду оформили покупку, а к вечеру уже въехали, — рассказала Марина.

Денег, которые семье Шматковых дал фонд РМК — два миллиона рублей, — хватило и на покупку квартиры — 1,65 млн рублей и на ее минимальное обустройство: диван, телевизор, паласы, шторы и кровать. Изначально они брали пустую квартиру.

В предыдущем доме многодетная семья спала на двух диванах
На кухне теперь много места

— Мы рассчитывали на эти деньги (компенсация за жилье от государства. — Прим. ред.), мы хотели потратить их на ремонт, хотели оставить деньги детям. Вот у дочки будет материнский капитал, а потом они с помощью этих средств купят себе что-нибудь. Но, если не выйдет [получить деньги на руки], придется покупать квартиру, — посетовала женщина.

Не забыли в новой квартире и про животных

«Вместо денег — удочка»


На улице Жукова помимо дома Потаповых пострадало и жилье семьи Шариных. Их дом не признали аварийным, поэтому они не получат единовременную выплату, только компенсацию за поврежденное имущество. Стихия уничтожила у Шариных двор, гараж, частично разрушила пристройку к дому и, самое главное, трактор.

Это фото было сделано 21 июля — на следующий день после потопа
Вместе с трактором перевернуло и телегу

— Через неделю мы вскрыли пол в доме, разобрали двор, увидели, сколько там плесени. Биологи бы умерли от счастья, обнаружив, что мы вскрыли. И это только неделя прошла после потопа. Сложно сосчитать, сколько мы вылили средства против плесени [в доме], чтобы хотя бы начать здесь жить, — рассказала Екатерина Шарина.

Однако трактор для семьи — главная потеря. На нем глава семейства Владимир проработал 30 лет, и техника никогда не подводила. Его дочь Екатерина добавила, что техника понадобилась буквально на следующий день после того, как ушла вода.

Так дом выглядел после потопа

— Элементарно не на чем было вывезти завалы мусора, веток и всего того, что приплыло. Отец каждые две секунды говорил: «Вот если бы сейчас был трактор». Когда есть техника, ты можешь даже зарабатывать деньги, чтобы восстановить свой дом, — рассказала Екатерина Шарина.

Сейчас дом выглядит уже лучше

Она рассказала, что после обращения к благотворителям у семьи было два варианта: либо попросить деньги на восстановление дома, либо частично оплатить покупку нового трактора. Старому уже ничего не помогло бы, его перевернуло и забросало мусором.

— Но мы не знали, какие у фонда РМК есть статьи расходов. Мы попросим, а там уже на их усмотрение. Потом вспомнили, есть хорошая поговорка — «Можно дать человеку деньги, он их потратит, завтра придет снова, но можно дать человеку удочку, и у него будет всегда еда». Поэтому на семейном совете мы решили просить деньги на трактор, — рассказала Екатерина.

Владимир Шарин получил новый трактор

В итоге фонд выделил миллион рублей, еще 500 тысяч рублей Шарины добавили, вместе со страховками и сопутствующими бумагами вышло 1,6 миллиона рублей за трактор. Причем все решилось за неделю. В один понедельник они обратилась в фонд, а в следующий уже получили деньги.

Единственная цель — купить жилье


Что касается денег, то и Шматковы, и Потаповы, и Шарины получили единовременную финансовую помощь из областного бюджета — по десять тысяч рублей на каждого члена семьи, а из местного бюджета — по пять тысяч рублей. Об этом E1.RU рассказал глава Нижнесергинского городского поселения Андрей Чекасин. Эти деньги были предоставлены по распоряжению правительства области.

— Кроме того, люди получили вторую выплату за утраченное имущество первой необходимости. С полной потерей у нас оказался только один человек, ему выплатили 100 тысяч рублей. Частично имущество утратил 21 человек. Всего им отдали 1,05 млн рублей. Указанные семьи также попали в эту категорию, — уточнил глава поселения.

Стихия полностью разрушила один дом

Есть и третья, и четвертая категории выплат. Третья — это средства на капитальный ремонт домов, уточнил Андрей Чекасин. В эту программу попало жилье Шариных. А всего в Нижних Сергах 34 таких дома. На это выделили 14 миллионов рублей.

— Еще пять домов оказались аварийными, их уже нельзя восстановить, они идут только под снос. Это уже четвертая выплата — как раз те самые целевые деньги, которые идут на приобретение жилья. Некоторые из пострадавших уже нашли новое жилье, заключают договоры, и власти оплачивают именно его приобретение, — пояснил Андрей Чекасин.

Тем не менее получить «живые» деньги из единовременной выплаты за утраченное жилье люди не могут, добавил Андрей Чекасин. Он сослался на распоряжение губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, где указано: «выделить из резервного фонда пострадавшим жителям деньги именно на приобретение помещений». Причем после покупки собственник может со своим жильем делать все, что захочет, в том числе и продать.

Вода с легкостью переворачивала машины

— Я обязан обеспечить целевое распределение бюджетных средств. Если в распоряжении указано «на приобретение жилья», а люди потратят на покупку машины… С меня потом спросят, а почему ты не проконтролировал? Я должен обеспечить людей кровом, — подчеркнул глава поселения.

По его словам, деньгами, полученными от благотворительных фондов, люди могут распоряжаться по своему усмотрению, например, покупать квартиры, это их права. А здесь бюджетные деньги, их единственная цель — купить недвижимость.

Благотворительный фонд РМК выделил 12 миллионов рублей на помощь тем, кто лишился жилья и имущества из-за стихии в Нижних Сергах. Помощь уже получили 39 семей, но обращения в фонд продолжают поступать.

Как долго Нижние Серги будут восстанавливаться после стихии — неизвестно

ЧП в Нижних Сергах произошло 20 июля. Из-за внезапно хлынувшего ливня в реках Серебрянке, Заставке и Средней резко поднялся уровень воды, в некоторых районах города оказались затоплены жилые дома.

Электрикам пришлось отключить весь город от электричества, а крупный завод «НЛМК-Урал» из-за стихии был вынужден приостановить работу. В городе ввели режим ЧС: спасатели плавали по улицам на лодках и искали людей, которые не могли выйти из своих домов и нуждались в помощи. Но, к счастью, никто из жителей города не пострадал. На место происшествия приезжали губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, региональные министры и даже глава МЧС России Евгений Зиничев.

После продолжительных дождей, обрушившихся на Свердловскую область, насыпные переправы, которые были построены для жителей города, снесло вновь разлившимися реками. Следователи возбудили уголовное дело. В халатности подозревают должностных лиц муниципалитета.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления