История женщины, которая в 38 лет возглавила крупную строительную компанию
ИЗ ЮРИСТОВ
В ДОРОЖНИКИ
Дорожное строительство — один из самых сложных промышленных кластеров, и привычно думать, что руководить этим направлением могут только мужчины. Однако одну из крупнейших компаний региона АО «Мелиострой» сегодня возглавляет женщина. Ирина Анатольевна Городничева, будучи юристом, пришла к должности директора дорожно-строительной фирмы в 38 лет. Мы поговорили с ней и узнали, каково это — работать в, казалось бы, чисто мужской профессии.
— Ирина Анатольевна, расскажите вкратце, чем занимается ваша компания, как давно вы на рынке?
?
— Рассказывать о нашей компании я могу долго, но если вкратце, то мы 30 лет занимаемся строительством и ремонтом автомобильных дорог, мостов, гидротехнических сооружений в Свердловской области. А также наша компания — пионер в деле нанесения дорожной разметки. Мы много лет выполняем разметку дорог, и тут нам практически нет равных в нашем регионе. В дорожной отрасли Свердловской области нас отлично знают. С момента физического основания нашей компании как субъекта — 53 года, а в современной действительности наше свидетельство о регистрации датировано 1998 годом. На юридическом языке это обозначает то, что 21 год мы работаем, несем ответственность по своим обязательствам перед заказчиками и подрядчиками и предоставляем гарантию.
— А как получилось, что такую довольно крупную компанию возглавляет женщина, тем более юрист?
?
— Если коротко, то это результат стечения печальных обстоятельств. Чтобы пояснить, придется все же немного углубиться в историю. В далеком 1989 году моего отца Анатолия Николаевича Капитонова пригласили в село Байкалово (в 240 км от Екатеринбурга) возглавить ПМК-7, в общем, такое советское предприятие, которое занималось мелиоративными (отсюда и корень нашего наименования — «мелио») работами. После грянула перестройка, приватизация, и ПМК-7 переродилось в ТОО «Мелиострой», где каждый работник был «товарищем», то есть учредителем компании. Потом, вслед за изменениями в законодательстве, «Мелиострой» превратился в акционерное общество, параллельно поменялся и профиль нашей основной деятельности — мы занялись ремонтом и строительством дорог. С 1989 и до 2017 года компанией руководил мой отец, после чего во главе компании встал его первый заместитель — Александр Владимирович Качусов.
Коллектив предприятия, 1990 год
А.Н.Капитонов, молодой специалист
А.Н.Капитонов за работой
Коллектив предприятия, 1992 год
Молодой, энергичный, много лет проработавший в компании, он был естественной кандидатурой на пост директора, однако в сентябре 2018 года Александр внезапно скончался от сердечной недостаточности, ему было всего 42 года. Александра многие знали, это был блестящий организатор, талантливый руководитель и отличный товарищ. Но, как бы ни было трагично это событие, в тот же день пришлось принимать оперативное решение, кто будет следующим директором компании, поскольку директор подписывает документы, договоры, осуществляет одобрение банковских операций и без него деятельность компании была бы парализована. Так получилось, что я оказалась единственной подходящей на тот момент кандидатурой на пост директора.
Я много лет была вовлечена в жизнь компании, последние годы работала в ней начальником юридической службы, была в курсе всех процессов и планов, находилась в Екатеринбурге и могла быстро оформить необходимые бумаги.
Данная мера воспринималась всеми и в первую очередь мной как временная, до тех пор, пока не найдется кто-то более опытный и профессиональный. Однако прошел почти год, и могу сказать, что вопрос о моей «временности» на этом посту не поднимается. Вот такой зигзаг судьбы.
— И все же сложно понять, как юрист может руководить дорожно-строительной компанией. У вас же нет профессиональных знаний.
?
— Мне повезло, потому что наш профессиональный коллектив сложился давно, процессы все отстроены, у нашей компании огромный авторитет на рынке. У меня очень опытные заместители, инженеры, начальники отделов, перед принятием какого-то решения я советуюсь с ними. У нас есть начальник участка Манзебур Николай Анатольевич, которому скоро исполнится 70 лет, это вообще наша легенда — он может приехать на объект и через 5 минут сказать, как лучше выполнить ту или иную работу и какие решения нужно применить, чтобы дорога стояла много лет. Ну и самое главное — мой отец всегда даст ответ на любой мой вопрос. Да и коллеги-дорожники почти все — мужчины и джентльмены, всегда помогут, если есть такая необходимость, или снисходительно отнесутся к моей неопытности, за что я им очень признательна. Так что мне остается правильно услышать все точки зрения, взвесить их и принять решение.
А также следить за тем, чтобы все наши обязательства были выполнены, чтобы репутация АО «Мелиострой» как надежного партнера и хорошего работодателя была безупречной, правильно мотивировать людей на работу, подписывать грамотно составленные договоры — это все как раз из сферы жизненного опыта, общего мировоззрения, где-то даже из области женской интуиции. Дороги наши, которые мы строим, региональные и муниципальные дороги, — одни из лучших в области, и это не только мое мнение. У нас куча наград, грамот, благодарственных писем — можно посмотреть их на нашем сайте.

— Тогда интересно было бы узнать у вас, как у человека, который внезапно оказался погружен в тему дорог, что вы думаете об этой отрасли в целом? Поменялось ли ваше мнение за последний год, когда вы из пользователя дорог сделались их строителем? Какие вообще открытия, может быть, случились у вас?
?
— Очень интересный вопрос. Я могу сказать, что одно из двух моих главных открытий — это перемена мнения о роли чиновников в жизни региона. Я теперь вижу, какая огромная работа ведется, сколько сил тратится для того, чтобы в нашей области повысить качество дорог, построить новые, отремонтировать старые, возвести мосты и путепроводы. Обычному человеку сложно вообразить, какой путь нужно пройти, чтобы воплотить в жизнь, например, новый участок дороги.
Объясню простым языком: сначала нужно доказать, что такая дорога нужна, включить ее в план развития. Затем разработать задание для проектировщиков, провести торги и заключить договор на проектирование, после разработки проекта — его экспертиза (где проверяются не только придуманные проектировщиком технические решения, но и сметная стоимость строительства). Затем нужно подтвердить наличие финансирования на конкретный год и объявить торги уже на строительство этой дороги, после чего с победителем торгов заключить договор и следить, чтобы дорога была построена по проекту, качественно и в срок. Это я очень коротко рассказываю основные этапы, через которые нужно пройти. Или, например, сейчас активно реализуется масштабная федеральная программа «Безопасные и качественные дороги». Она разработана до 2025 года и направлена на улучшение качества дорог, снижение количества ДТП, комплексное развитие транспортной инфраструктуры.
Из обывателей мало кто о ней знает и отдает себе отчет в том, сколько труда в это вкладывается, просто постепенно качество нашей «дорожной» жизни становится лучше.
И здесь без слаженной и энергичной работы в первую очередь Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, Управления автомобильных дорог Свердловской области, ГИБДД, подрядчиков, без способности принимать нестандартные решения, без волевых поступков — ничего не получится. Работа проделывается колоссальная, все трудятся на общее дело и нацелены на результат. Я это теперь вижу и заявляю это со всей ответственностью, что труд этих людей достоин огромного уважения. Пока в отрасли будут такие люди, все у нас будет развиваться, и развиваться в правильном направлении.
— То есть, по-вашему, получается, что от человека зависит, как все будет развиваться? Это же государственная программа. Задача госслужащего — реализовать ее, разве здесь есть место творчеству?
?
— Ну а как же роль личности в истории? Конечно, все зависит от руководителей. Вот мы много работаем в сельской местности, и даже с моего кресла видно: если глава муниципального образования — энергичный, волевой человек, то у него и дороги строятся, и жилье, и жизнь кипит, и молодежь возвращается после учебы в родное село, и программы все выполняются. А если глава не очень, то и в его городе все так же не очень. Или более наглядный и понятный пример — Екатеринбург.
У нас тут «Иннопром», и ЧМ по футболу, и GMIS, и Универсиада, регион стремительно развивается, Екатеринбург так вообще меняет облик год от года.
Все эти успехи я связываю напрямую с личностью губернатора. Так как привлечь федеральные деньги, обеспечить выполнение взятых на себя обязательств (вспомните рекордные сроки наших строек), обеспечить нормальный инвестиционный климат — это как раз его заслуга. Его вообще принято ругать, понаехал, мол, и сидит тут на нашей шее. Но если посмотреть на его дела беспристрастно, то, на мой взгляд, это лучший из всех наших губернаторов. Мало кто мог бы сделать больше для региона в предлагаемых политических обстоятельствах. То же самое и с реализацией федеральных программ на региональном уровне. Где-то эта программа будет блестяще реализована, а где-то будет провалена, к сожалению. Я думаю, что Свердловская область будет в числе тех регионов, кто достойно справится с поставленной задачей.
— Ясно. А второе главное открытие? Вы говорили, у вас их за последний год случилось два.
?
— Банально, но второе примерно о том же, о людях, в этом конкретном случае — о работниках АО «Мелиострой»: кадры решают все. Я раньше воспринимала нашу компанию как нечто провинциальное — ну работаем, дороги строим. А сейчас я больше погружаюсь в производственный процесс и вижу, какие уникальные люди у нас трудятся. Как они ответственно относятся к делу. Какие нестандартные решения принимают. Мы ведь во многих сферах дорожного бизнеса были первопроходцами. Поэтому я наполнена чувством гордости. Вот так в очередной раз подтвердилась истинность банальных утверждений.
— Чтобы закончить наш разговор на позитивной ноте, немного поговорим о перспективах. Судя по всему, вы в будущее смотрите оптимистично, все будет хорошо у нас с дорогами?
?
— Слушайте, ну и вопрос. Коротко не ответить, длинно — не хочется. Попытаюсь сформулировать свой ответ философски — как пойдет. Пока тенденции на развитие, использование инновационных методов строительства и ремонта, применение новых технологий и усиление контроля за подрядчиками. Мне этот путь нравится, мне кажется он правильным. Инновационные технологии, позволяющие применять научные разработки на практике, в совокупности с многолетним опытом увлеченных своим делом людей — все это позволит дорожной отрасли стабильно развиваться, а нам — вместе с ней. А там, где есть дороги, там есть и жизнь.