Как журналистка попробовала на себе профессию продавца
«УХОДЯ, ВЫКЛЮЧАЙТЕ КАССУ»
Кто не любил играть в детстве в «магазинчик»? Деньги-листики, товары-камушки и первые попытки торговаться... В студенческие годы многие уральцы даже подрабатывали продавцами. А вот журналистка Даша ни разу не пробовала себя в этой роли, но всегда хотела узнать, не скучно ли целый день стоять за прилавком.

Девушка согласилась на интересный эксперимент и на один день стала продавцом обуви в магазине «Дежавю» в ТЦ «Успенский». Было это еще до всеобщей самоизоляции, но рассказать об этом мы решили сейчас: очень уж хочется вернуться к привычному режиму и снова пойти в любимые торговые центры.
Когда я гостила у бабушки, мы с ней играли в «магазин». Я продавала ее украшения — огромные рубиновые серьги, бусы и многое другое, а она была моим неизменным покупателем. Расплачивалась бабушка старыми деньгами — с изображением Ленина и сотками-«катями». Это были веселые времена. А сегодня я попробую продавать обувь — но уже по-настоящему.
Даша, журналист
В «Дежавю» Дашу встретила владелица магазина Валентина. Она сама провела инструктаж — все как и положено, когда в команду приходит новичок. Рабочий день продавца начинается с таких задач, как включить музыку, кондиционер, сделать быструю уборку зала — смахнуть пыль с полок, красиво расставить модели. И, конечно, необходимо запустить онлайн-кассу — она современная, в виде планшета Sigma 8 от «АТОЛ».
При подключении касса просит внести денежный остаток на утро: крупная сумма вечером инкассируется, а минимальная остается для размена. Выдается два чека: один с указанием времени открытия смены, другой — с суммой наличных в кассе.
Каждый новый продавец должен изучить ассортимент и навигацию зала — где находится зимняя обувь, а где демисезонка и модельные туфли.

— Обязательно нужно знать ответы на такие проблемные запросы, как большие размеры для женщин — 41-й, 42-й, 43-й. Покупатели спрашивают их еще на входе, потому что такие размеры трудно найти, — рассказывает Валентина. — Продавец должен четко и быстро ответить. Если он замешкался, то человек разворачивается со словами: «Понятно, ничего нет» и уходит. Точно такая же ситуация — с маленькими размерами для женщин (32-й, 33-й, 34-й) и мужскими большими (46-й, 47-й, 48-й).
В целом в «Дежавю» не приняты агрессивные продажи: вместо того чтобы «нападать» на покупателей с порога, консультанты дают им время осмотреться в магазине, познакомиться с ассортиментом, а потом уже ненавязчиво предлагают свою помощь — подобрать размер, подсказать модели.

Как правило, в выходные поток покупателей увеличивается. В будни час пик приходится на обеденное и вечернее время. Одновременно работают два продавца — этого вполне достаточно для небольшой площади магазина.
Теперь покупатели не учитывают сезонность. Зимой берут летнюю обувь и наоборот, часто совершают покупки по настроению. Сейчас, например, все с ума сходят по кроссовкам на свадьбу. Невесты покупают белые кеды и сочетают их с платьем — сзади удлиненным, а спереди коротким. И это не просто образ на танцы — так идут прямо в загс.
Валентина, владелица магазина
С 1 июля жизнь продавцов обуви усложнится: обязательной станет маркировка обуви и завершить ее придется до 1 сентября, иначе продавать будет нельзя.

Весь ассортимент магазина, включая сумки и сопутствующие товары, промаркирован штрих-кодами. Выглядит это как наклейки на упаковке, где могут быть указаны размер, цена, дата поступления товара. Этот штрих-код считывается специальным 2D-сканером, и позиция появляется в онлайн-кассе. Поскольку она промаркирована, то касса автоматически просит отсканировать код Data Matrix. Еще пара секунд требуется, чтобы найти товар в системе «Честный знак», выдающей марки.
Обязательную маркировку нужно совместить еще и с товароучетной программой, где заведены все артикулы. Чтобы это сделать, продавец должен зайти в карточку каждого товара в онлайн-кассе и проставить там галочку, что товар маркирован. В реальной жизни это очень сложно сделать, когда в магазине больше 1000 наименований продукции.

Как поступили в «Дежавю»: завели в кассе категории — женская обувь, ввезенная и произведенная в РФ, и мужская, ввезенная и произведенная в РФ. Эти категории размещены на экране кассы, и при покупке продавец добавляет их в чек в виде еще одной позиции за 10 копеек. Это позволяет отметить маркировку в чеке, и закон при этом не нарушается: по настройкам кассы 10 копеек округляются, покупатель их не платит.
По словам Валентины, онлайн-касса очень упрощает работу. Раньше учет в магазине вели примитивно — по амбарной книге, поставить компьютер с 1С было очень затратно и проблематично. Теперь товароучетная система легкая и удобная.
Когда пришло время выполнить требование закона 54-ФЗ и мы только выбирали, какую онлайн-кассу установить, в магазин принесли рекламный буклет. Мы позвонили по номеру в нем, ответила девушка, которая сразу к себе расположила и сделала хорошую скидку, поэтому мы в тот же день приобрели две онлайн-кассы.
Валентина, владелица магазина
Sigma 8 от «АТОЛ» понравилась Валентине в том числе внешним видом. Она посчитала, что в кассе-планшете будет удобнее работать из-за большего экрана и шрифта. Валентина обращала внимание и на условия покупки и стоимость оборудования — в компании «АТОЛ» цены оказались самыми низкими.
Предпринимателю предоставляется облачное хранилище данных в личном кабинете. Владелец магазина может пользоваться им с ноутбука или смартфона где угодно и в любое время посмотреть выручку, реализованные позиции, почасовую динамику продаж.

Обновление программного обеспечения на кассу приходит автоматически: продавец видит оповещение на экране, нажимает «Обновить» — и через 10–15 минут все готово. Обновление никак не мешает рабочему процессу.

Тем временем, пока Валентина рассказывает про возможности кассы, в магазине уже побывали два покупателя. Даша ловко пробила средство для ухода за обувью и даже помогла подобрать к обуви стильную сумочку.
Я сразу поняла, что не просто так на витрине выставлены композиции из обуви, сумки и зонта. Видя картинку, покупатель легче ориентируется в ассортименте и берет уже не только обувь, но и аксессуары к ней.
Даша, журналист
Если утерян штрих-код, например стерся с наклейки, порвался, выгорел, то товар можно найти через папки в онлайн-кассе — обувь женская, мужская, уходовые средства, сумки. Для еще более быстрого поиска есть возможность загрузить и картинки с изображением продукции.

В конце смены нужно завершить работу с кассой — выбрать в меню «Кассовые операции» и нажать на кнопку «Закрыть смену». Продавец может свериться с фактической суммой выручки по кассе и отдельно по терминалу, посмотреть, нужные ли суммы снимались. Здесь все данные за смену — сколько было денег утром плюс выручка. При закрытии смены снова выходит два чека: один — на изъятие наличных из кассы, второй — с указанием времени завершения работы гаджета. Остается только выключить электроприборы и закрыть двери.
Касса очень простая, все в картинках, и это классно. Знаю, что раньше пользовались компьютерами с 1С, приходилось долго искать артикул. Здесь все понятно: я визуал, поэтому мне проще так ориентироваться. И если плохое зрение, то артикулы можно легко рассмотреть на кассе-планшете. Мой вердикт: освоить азы работы продавцом и пользования онлайн-кассой проще простого, даже если ты новичок.
Даша, журналист
Компания «АТОЛ» — лидер автоматизации бизнес-процессов в ретейле — предоставляет и другие ИТ-решения для бизнеса.
Просмотров: 7 604