От бизнеса на козочках
до точки красоты
Как уральцы развивают собственное дело при поддержке региона
от бизнеса на козочках до точки красоты
Кликайте на героев, чтобы узнать их истории
Когда говорят о поддержке бизнеса, часто имеют в виду финансовую помощь от государства для предпринимателей в сложных ситуациях. Однако не все проблемы последних связаны с нехваткой денег. Порой бизнесмены не видят новых рынков, им не хватает скиллов для запуска новых направлений или цифровизации своего дела. Именно от этих «болей» Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства предлагает программу нефинансовой помощи. Получить такую помощь можно в каждом подразделении СОФПП: от поддержки экспорта до франчайзинга, от социального предпринимательства до сельскохозяйственной кооперации.

Только за этот год за мерами нефинансовой поддержки в фонд обратились 15 тысяч предпринимателей. Мы собрали несколько историй бизнесменов, для которых новый опыт оказался гораздо ценнее денег.
От упаковки франшизы до первого покупателя прошла неделя
Создатель бренда «Точка красоты»
Все глобальные бренды когда-то были местечковым производством. Завоевать мир им помогло не только хорошее качество и агрессивная реклама, но и стратегия развития. На новые территории компании заходили через франшизу. Такой опыт не дает покоя и уральским предпринимателям, действующим и будущим. Расширить свое дело до большой сети или купить успешную модель бизнеса помогает Центр франчайзинга СОФПП. Как это и случилось с предпринимательницей Дарьей Томиловой.
Свой бизнес, который позже превратится в бренд «Точка красоты», Дарья начала в 2013 году. Она только что переехала в Екатеринбург за молодым человеком и искала, чем заняться. Подруга предложила попробовать себя в бьюти-индустрии — тогда на Урал только пришел шугаринг. Дарья загорелась: без опыта она за неделю освоила технику и даже стала преподавать.
Сначала я обучала людей работе на сахарной пасте, стала преподавателем, продавала пасту, взялась за еще одно направление, потом набрала в штат преподавателей. Товаров для продажи стало очень много — так родился крупный магазин, потом второй, еще один...
Дарья Томилова
И появилась сеть «Точка красоты»: три магазина в Екатеринбурге, два в Каменске-Уральском, один в Нижнем Тагиле. Одновременно с ними открылся интернет-магазин с доставкой, оптовый отдел продаж, учебный центр. Недавно запустили производство оборудования для салонов красоты.
Но однажды перед Дарьей встал вопрос, что делать дальше. В розничной торговле ей все было уже знакомо, но делегировать открытие магазинов рискованно. Тогда она проанализировала, как развиваются крупные сети — дают франшизы. И поняла: здесь ей есть куда развиваться.
У меня была задача получить в фонде знания, как создавать франшизу. А потом у меня выросли крылья, потому что государство поверило в нас. Предпринимателю иногда сложно самому поверить в свою идею. И когда компетентные люди с огромным опытом говорят, что это крутая идея и по-любому пойдет, ты радуешься, как маленький ребенок.
Дарья пришла на акселератор — обучающую программу — по теме франшизы от областного Фонда поддержки предпринимательства. Заинтересовал преподавательский состав: топы крупнейших сетей, в чьей копилке по 500 магазинов.
Концепцию «Точки красоты» эксперты признали самой перспективной для тиражирования. Фонд помог с оформлением франшизы. И в конце июля «Точка красоты» появилась в «Магазине франшиз» на сайте фонда. Уже через неделю в магазин приехал первый потенциальный покупатель, чтобы детально обсудить условия и познакомиться с франшизой.
Центр франчайзинга СОФПП ведет комплексную работу по развитию франчайзинга. Причем как с теми, кто продает франшизу, так и с теми, кто хочет купить готовую модель бизнеса. Центр проводит обучение, помогает в упаковке франшиз, на его базе создан каталог франшиз, где уже собраны более 150 брендов, и предоставляет займы на покупку франшиз.
В 2021 году СОФПП уже «упаковал» восемь франшиз уральских компаний и за полгода обучил инструментам франчайзинга 134 предпринимателя.
Мы давно работаем с этим направлением, видим большой интерес предпринимательского сообщества. Одна из наших комплексных услуг называется «Масштабирование». Она включает в себя разные инструменты — как для тех, кто хочет открыть бизнес по франшизе, так и для тех, кто желает упаковать франшизу и продавать ее. Это образовательные программы, круглые столы и нетворкинг, консультационная поддержка, наставничество, упаковка франшизы, размещение в «Магазине франшиз» фонда, а также участие в проекте Business-Data, который позволяет открывать бизнес по франшизе в малых городах Свердловской области при финансовой поддержке фонда.
Виктория Казакова,
министр инвестиций и развития Свердловской области
В семи городах области — Новоуральске, Первоуральске, Богдановиче, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, Асбесте — дополнительно реализуется комплексный проект с использованием цифровых технологий и франчайзинга Business-Data. Проект позволяет предпринимателям изучить данные потребительского спроса, выбрать бизнес из незакрытых ниш в городе, получить заем на его открытие, подобрать франшизу и открыть бизнес. Фонд полностью сопровождает проект от решения открыть бизнес до его реализации. Подробнее здесь.
Построили бизнес на любви к детям, но сперва набили шишек
Создатели парка развлечений «Галактика», Верхняя Салда
Словосочетание «социальное предпринимательство» многих может ввести в заблуждение. На ум приходят благотворительность и безвозмездная работа. По определению социальный бизнес решает социальные проблемы. А получать прибыль от благих намерений в СОФПП учит Центр инноваций социальной сферы. Как это делать, недавно узнали супруги Юлия и Евгений Бабкины.
В бизнес чета Бабкиных подалась в 2018 году. Тогда многодетные родители задумались, почему в родной Верхней Салде нет развлечений для их сыновей и дочери. Все знакомые ездили в Екатеринбург или Нижний Тагил за новыми впечатлениями. А у Бабкиных появилась идея веревочного парка «Галактика». Но большого дохода идея не приносила.
Когда мы стартовали, ничего этого не знали. Все сделали на свои деньги. О помощи государства и инвесторах даже не думали. Мы не ожидали, что фонд будет так работать, так активно помогать и участвовать. У нас люди не верят в малый бизнес, думают, что это миф. Надо этот вектор менять. И фонд хотя бы тропинку натоптал, а люди начали по ней ходить. И государство идет навстречу малому и микробизнесу. Это очень важно. Ведь мы не зарабатываем, мы в первую очередь создаем среду обитания, в которой живут люди.
Юлия и Евгений Бабкины
В 2021 году супруги получили от Фонда поддержки предпринимательства предложение пройти обучение для социальных предпринимателей. Курс обещал научить создавать прибыльный социальный бизнес или масштабировать уже существующий. На занятиях предприниматели освоили бизнес-моделирование и различные способы получить деньги для развития.
Развитие территорий и решение их социальных проблем — и есть основная цель Центра инноваций социальной сферы СОФПП. Сегодня помощь социальным предпринимателям оказывают в девяти свердловских городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ревде, Верхней Салде, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Верхней Пышме, Тавде, Качканаре. Получили консультации и прошли обучение в 2021 году 202 социальных предпринимателя.
Валерий Пиличев,
директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
Бабкины во время акселератора разработали проект по масштабированию бизнеса. Супруги хотят открыть пункты проката спортинвентаря, зимой обустроить площадки для катания на коньках и «бубликах», создать еще один веревочный парк и зиплайн через реку. После акселератора все проекты попали в «копилку» фонда. И со временем они получат финансирование. Но предприниматели из Верхней Салды не ждут — теперь они сами знают, где взять деньги. Главное, что они получили, — бизнес-знания и веру в себя.
Земля для нубийских козочек: можно ли вырастить бизнес из необычного хобби
Личное подсобное хозяйство
Сельское хозяйство тоже редко ассоциируется с прибыльным бизнесом. Но эта отрасль кормит все население. Буквально. В последние годы пришло осознание, что продукты должны быть не только вкусными, но и свежими и полезными. И в идеале — своими. Поэтому власти стали поддерживать тех, кто работает на земле. А в фонде появилось новое подразделение — Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации. Курирует его министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области.
Когда-то Эльвира Гречина владела крупным агентством недвижимости в Екатеринбурге. Сегодня она один из крупнейших козоводов России. Несколько лет назад женщина с мужем спонтанно решили заняться разведением скота. Ради этого даже перебрались в область.
У нас нет земли, негде пасти стадо. А без этого мы не можем официально оформить хозяйство, построить завод и заниматься продажей. Я хотела получить участок рядом с селом, где живем. На выставке в 2019 году губернатор спросил, получили ли мы землю. С этого времени дело сдвинулось с мертвой точки.
В их стаде около 200 голов — хозяева давно сбились со счету. Вислоухие красавицы — это нубийские козы, ценная и редкая порода. Козовод хотела бы наладить выпуск эксклюзивной молочки. Но планы упираются в единственную проблему.
Эльвира Гречина
Чтобы получить землю и начать производство, нужно было спланировать будущий бизнес. Сделать бизнес-план Эльвире помогли в Центре компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации СОФПП.
С тех пор центр каждый день на связи: консультируют по юридическим вопросам и насущным, например где купить сено. С этой помощью Эльвира вышла на финишную прямую в деле получения земли. Когда готовился этот материал, документы на поле за ее домом уже были в министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области.
В наших магазинах товары из Новосибирской области, из Питера. Почему бы сначала не развить наше? А потом уже то, чего не хватает, покупать там. Раньше я отдавала молоко на благотворительность, сейчас хочу сделать это бизнесом. Приятно, что людям, которые хотят зарабатывать сельским хозяйством, бесплатно и оперативно помогают. Знакомые козоводы говорят: у нас тоже есть центры, но с нами так не работают. Прямо гордость берет.
Сейчас козы Эльвиры Гречиной гуляют по заветному полю «неофициально». А сама она уже планирует, как использовать землю: построить молочный цех, магазин для реализации продукции, выставочную площадку.
Продали уральскую мебель
в Европу в самый разгар пандемии
Бренд DAIVA
Уверенному производству рано или поздно становится тесно в родном регионе. Зайти на рынок соседней области или даже столицы страны не так сложно, а вот преодолеть границы для многих предпринимателей кажется чем-то невозможным. Зато Центру поддержки экспорта Свердловской области так не кажется. Сотни уральских предприятий с его помощью начали торговать с заграницей.
Среди прочих помог центр и уральскому мебельному бренду DAIVA. Компания на рынке уже десять лет и всегда стремилась к развитию. Все начиналось с продажи пленки ПВХ для кухонных гарнитуров, потом были станки для изготовления мебели и только затем — собственное производство. Столы и стулья стали собирать на предприятии под Екатеринбургом.
Сейчас у нас шесть магазинов в Казахстане, есть дизайнерский шоурум, где мы работаем по индивидуальным заказам. В России семь магазинов, и мы активно торгуем на маркетплейсах.
Потом решили своими силами освоить заграницу. Компания открыла еще один завод для выпуска кухонь в Казахстане. В планах — выпускать мягкую мебель и предлагать клиентам мебель для всей квартиры не хуже известного шведского производителя.
Александр Никифоров
Начав работать с Казахстаном, компания поняла, как сложно, долго, да и недешево выходить на новый рынок. Манила Европа, но выйти туда самостоятельно уже не хватало ресурсов. Тогда производитель связался с Центром поддержки экспорта.
Там помогли пройти необходимую для Европы сертификацию, подготовить все обязательные документы. Без опыта работы с Западом сделать это самостоятельно очень сложно. После этого центр способствовал выходу на международные маркетплейсы: Amazon и eBay. Первая продажа состоялась уже через три недели — в самый разгар пандемии.
Мы делаем мебель из массива березы — она высоко ценится в Европе, а цена у нас на 30–40% ниже. К тому же мы следим за трендами: у скандинавов мебель пресная, у итальянцев — экспрессивная, а мы делаем что-то среднее, что будет востребовано на любом рынке. И доставляем в разборном виде — еще одно преимущество для Европы.
Одна из самых востребованных услуг сегодня — вывод на маркетплейсы. Центр размещает уральские товары на разных торговых площадках: All biz.ru, eBay, Amazon, Europages, WeChat, Alibaba.com и других. Этой помощью уже воспользовались 80 компаний, они уже заключили сделки на 33 млн рублей. География контрактов включает США, Германию, Китай, Чехию, Армению, Казахстан. Всего в 2021 году услуги центра получило 219 предпринимателей. Благодаря этому содействию 74 компании заключили зарубежные контракты на общую сумму 19,2 млн долларов США.
Валерий Пиличев,
директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
Центр поддержки экспорта оказывает весь спектр услуг предпринимателям, которые стремятся выйти на зарубежные рынки: от консультаций до участия в международных выставках и содействия в заключении зарубежных контрактов.
Самый крупный заказ уже принес компании 25 000 евро, и сейчас уральский бренд ведет переговоры с немецким оптовым закупщиком мебели. Скоро стулья, столы и диваны из Екатеринбурга будут стоять во многих европейских квартирах.
С комплексными услугами
на месте завода создал креативный кластер
Директор «АртРезиденции»
При всем многообразии услуг, которые предлагает фонд, легко растеряться. И зачастую для решения конкретной задачи нужен не один инструмент.
Сегодня конкретному предпринимателю, в зависимости от профиля бизнеса, СОФПП может предложить комплексные услуги (два инструмента и более), оптимально подходящие для развития именно этого бизнеса.
Александр Быков
Так, в СОФПП есть наборы услуг для инновационных компаний, производителей, молодых бизнесменов или социального предпринимательства. В комплексы упакованы консультации, обучение, наставничество, мастер-классы, доступы к бизнес-платформам и многое другое – все можно получить бесплатно и в одном месте: в фонде.
Комплексный подход может дать масштабный результат. Наглядный пример — предприниматель Александр Быков. Мужчина много лет занимается бизнесом, несколько лет назад купил здание завода Демидовых в Черноисточинске и запустил там мебельное производство. Но в старинном здании оставалось еще много свободного пространства. Александру хотелось сделать там что-то творческое, интересное и другим людям. Так родилась идея арт-пространства на бывшем заводе.
Эффективность инструмента подтверждает статистика: за первое полугодие 2021 года более 440 уральских предпринимателей уже получили комплексные услуги в СОФПП.
В начале года мы провели опрос действующего бизнеса и выявили самые актуальные направления развития, на основании которых были разработаны комплексные услуги. Например, есть услуги по цифровизации бизнеса, интернет-маркетингу, масштабированию бизнеса, участию в выставках, экономико-технологической модернизации производственных компаний, для инновационных компаний, для молодежи и другие. Для получения комплексной услуги нужно пройти тестирование — прескоринг, разработанный Минэкономразвития РФ и Корпорацией МСП для оценки благонадежности предпринимателя.
Виктория Казакова,
министр инвестиций и развития Свердловской области
В 2021 году в областном фонде предприниматель получил комплексную услугу «Креативные индустрии»: прошел акселератор «Продюсер креативных проектов», принял участие в деловых мероприятиях «Иннопром-2021», получил содействие в разработке бизнес-плана. Сейчас в творческом кластере «АртРезиденция» несколько резидентов, регулярно проходят экскурсии, международные фестивали и праздники. А на мебельном производстве уже выпустили опытный образец корпуса электрогитары на основе легендарной марки «Урал». Гитару по достоинству оценил Вадим Самойлов, основатель группы «Агата Кристи». Он, кстати, планирует открыть в кластере студию звукозаписи.
Вся помощь бизнесу в одном окне
Фонд поддержки предпринимательства оказывает самую разную помощь бизнесменам Урала: от обучения основам бухгалтерии до вывода на международные рынки. Для этого он аккумулирует знания и возможности нескольких структур и сотен экспертов. Получить всю эту помощь предприниматели могут в одном месте — центрах «Мой бизнес». Причем не только в областном центре.
Центры «Мой бизнес» сегодня работают в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, а в Новоуральске и Ирбите есть их представительства. Скоро еще одно откроется в Каменске-Уральском. По сути, это фронт-офис, где сидят сотрудники фонда и открыты окна МФЦ для бизнеса. И любой, буквально любой, вопрос предприниматель может решить по системе единого окна. От регистрации юрлица до консультации по выбору налогового режима, от поиска меры господдержки до ее получения.
Многие думают, что Фонд поддержки предпринимательства — это про деньги. Но за нефинансовой помощью к нам приходит в десятки раз больше предпринимателей, чем за деньгами. Такие меры подходят всем: и тем, кто только планирует открыть бизнес, и продвинутым предпринимателям. С начала года за нефинансовой помощью обратились около 15 тысяч человек. А если посчитать и участников наших бесплатных образовательных вебинаров, то и все 50 тысяч.
Валерий Пиличев,
директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
Как видите, деньги не всегда всё решают. При создании и развитии своего дела порой гораздо более ценными оказываются правильные знания. Тысячи бизнесменов уже успели убедиться в этом и с помощью обучения, консультаций и других нефинансовых программ Фонда поддержки предпринимательства выйти на новый уровень.
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 7д
Телефон: 8 (800) 500-77-85
e-mail: sof@sofp.ru
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания)
Просмотров: 21 034