Разговоры о том, нужно ли одиннадцатиклассникам сдавать ЕГЭ, ведутся давно. Федеральные власти обсуждают возможную отмену такого формата экзамена: сразу несколько депутатов заявили, что система дискредитировала себя и уровень школьного образования катастрофически падает.
Сергей Карякин
Светлана Стихина
Дмитрий Гурьев
Евгения Левандовская
Многие россияне считают систему тестов слишком простой: банально может повезти так, что без знаний в голове ребенок наберет нужные баллы.

Мы решили проверить, действительно ли ЕГЭ под силу каждому, и провели небольшой эксперимент. Четыре предмета — четыре известных уральца. Светлана Стихина, Дмитрий Гурьев, Сергей Карякин и Евгения Левандовская вспомнили, как сдавали экзамены в школе, и попробовали пройти тесты по любимым предметам. Смотрим, что из этого вышло.
«Экзамены были похожи на суд присяжных»
Светлана Стихина — бизнесвумен, автор проекта PRO REMONT. Она много лет проработала в девелопменте и знает все про стройку и ремонты. Кроме того, Светлана ведет свой блог в Instagram и много лет занимается спортом. В школьные годы она была мастером спорта по лыжным гонкам.
Светлана Стихина:
Я училась только в мае и сентябре, все остальное время была на сборах. Поэтому экзамены сдавала экстерном, как правило один на один с педагогом. Мои учителя понимали мой образ жизни, проявляли лояльность за то, что я преуспела в спорте, и не требовали с меня так же, как с других учеников. Мне было легко втереться в доверие к педагогу, обосновать свою неграмотность в предмете, поэтому мне даже давали решенные билеты и разрешали списывать.
Когда Светлана оканчивала школу, не было электронной системы оценок, как сейчас. Экзамены проходили в традиционном формате: тянешь билет, готовишься и рассказываешь. Светлана сдавала историю, литературу и русский язык. По последнему предмету нужно было дополнительно писать сочинение, изложение или диктант.
Светлана Стихина:
Какую оценку поставить, решает учитель, и это всегда человеческий фактор. За работой педагога следила экзаменационная комиссия. Экзамены были похожи на суд присяжных: кто-то один тебя оценивает, а несколько других людей решают, правильно ли он тебя оценил. Для меня эта система была комфортной.
Светлане давались легко русский и литература, и сегодня мы предложили ей проверить себя в родном языке. Бизнесвумен призналась, что тест показался ей безумно сложным. Светлана не понимала смысла, логики вопросов и ответов, которых от нее ждут.
Светлана Стихина:
Ощущение было, что я русский язык не знаю совсем. Хотя это не так. Например, мне нужно было отметить, где неверно использован деепричастный или причастный оборот. Я уже забыла, в чем разница между ними. За 30 лет после окончания школы мне ни разу не понадобились знания о причастном и деепричастном оборотах. При этом, возможно, я ими пользуюсь в устной речи или общении в соцсетях, но я давным-давно не помню правил.
По мнению Светланы, сдавать ЕГЭ гораздо тяжелее, чем обычные экзамены. Хотя ее дети, которые в этом году сдавали ОГЭ — похожие по формату экзамены, — даже отказались от репетиторов и справились сами. Значит, того, что дают на занятиях, им хватает. С другой стороны, Светлана включила бы в школьную программу больше предметов, которые научат ребенка управлять своей жизнью и сформируют из него личность. Они должны выработать в человеке стрессоустойчивость, сделать его коммуникабельным. Именно на эти навыки (а не на диплом) смотрит Светлана, принимая на работу новых сотрудников.
Светлана Стихина:
Вроде бы ЕГЭ — система сложная, я только что проверила это на себе. С другой стороны, когда не было ЕГЭ, процветала коррупция, многие покупали оценки. Сейчас же все прозрачно. Как проверить уровень знаний без четкой, строгой, одинаковой для всех системы оценки? Я не знаю. И боюсь представить, что будет, если отменят ЕГЭ. При этом даже с такой строгой системой контроля мы видим множество безграмотных людей — так называемое «поколение ЕГЭ». Но и здесь можно найти свои плюсы: эти дети учатся платно и не занимают бюджетные места, предназначенные для тех, кто учится хорошо.
«Экзамены были похожи на суд присяжных»
Дмитрию Гурьеву всего 21 год, но, кажется, про бизнес он знает даже больше, чем матерые предприниматели. Он руководит первым бесплатным частным акселератором стартапов на Урале Hi Accelerator и является основателем центра привлечения инвестиций и поддержки бизнеса Fred Partners. Про ЕГЭ он знает не понаслышке, потому что сам сдавал их не так давно. Ему пришлось отмотать время назад и испытать себя в обществознании. Спойлер: ему не понравилось.
Дмитрий Гурьев:
Для меня ЕГЭ — это бессмысленная вещь в концепте моего познания мира. Я просто принял такой формат как данность, не боролся с ним и рассматривал как некий результат. Когда пришло время сдавать ЕГЭ, я узнал проходной балл на интересные мне специальности — робототехнику, наноэлектронику и фундаментально-прикладную физику. Я понимал правила игры, не стремился в престижные вузы, ведь у меня уже тогда был свой проект и я зарабатывал деньги.
Дмитрий сдавал математику и русский как обязательные предметы и дополнительно — свою любимую физику. Русский он сдал на 76 баллов, математику — на 50: минус 1 балл, и он бы уже не поступил ни на одну техническую специальность. По физике Дмитрий набрал 56 баллов, несмотря на то что углубленно занимался ею с девятого класса, получил губернаторскую и президентскую премии. Все просто: он бросил тест, не дорешав, так как понял, что набрал нужное для поступления в вуз количество баллов. Хотя прекрасно мог выполнить все задания. Кстати, этих самых баллов Дмитрию хватило бы на бюджетные места по всем трем специальностям, которые он выбирал.
Дмитрий Гурьев:
Я не понял вообще ничего. Ладно, когда спрашивают про законодательные нормы, налоги — там более-менее понятно. Но вместе с тем были очень обобщенные вопросы, на которые получаются неоднозначные ответы. Это меня раздражало, потому что на уроках обществознания я всегда спорил: такой предмет — поле для дискуссий. Вот пример философского вопроса — что такое истина? У меня столько теорий на этот счет, как на него отвечать? Если такие вопросы задаете, дайте хотя бы эссе написать — оно покажет, как человек размышляет.
Дмитрий считает, что систему оценок — не только на ЕГЭ, но и во время учебы — нужно менять. У предпринимателя всегда был свой подход к любимому предмету — физике, и не только у него. Но для удобства и формализации всех подводят под одну планку. Есть те, кто меньше соответствует норме, но это не значит, что они глупые.
До восьмого класса Дмитрия считали гуманитарием и отправили из математического лицея, где у него были ужасные оценки по математике и физике, в гуманитарную гимназию. В итоге в этой школе он стал капитаном команды на «Турнире юных физиков» — самом большом и престижном в мире мероприятии по физике для школьников. Там учеников уважали за интерес, а не за количество обработанной информации: в такой среде любовь к предмету не гаснет.
Дмитрий Гурьев:
Если бы у меня спросили, отменить ЕГЭ или оставить, я бы его не отменил, но, безусловно, поменял бы формат. Сам экзамен нужен, но то, в какой форме он проходит, — это ужасно.
Сергей Карякин — мастер спорта международного класса, единственный в России победитель ралли Dakar в классе «Квадроциклы», серебряный призер в классе «Багги». В свое время он тоже сдавал ЕГЭ в школе, и, кстати, окончил ее в 16 лет. По мнению Сергея, это нормально: лучше раньше пойти работать.
Сергей Карякин:
Показательно, что сейчас дети из техникумов пользуются гораздо большим спросом на рабочих местах, чем молодежь после университета. Вуз не дает практического применения знаниям, в отличие от техникума. Безусловно, у тех, кто учится в университете, больше потенциал для карьерного роста, но всегда сомнительно, случится ли вообще этот рост.
Чтобы сдать ЕГЭ по русскому, математике и английскому, Сергей ходил к репетиторам и просто решал типовые задания. Как ему казалось, ЕГЭ не давал возможности мыслить, развивать логику — нужно было просто заучивать. То, что Сергей не понял в школе, он не смог решить сегодня, и для него это недоработка школьной системы.
Сергей Карякин:
Конечно, я и сам виноват в том, что многое забыл или не знал. Но если бы в школе требовали понимания, а не знания, которое обычно забывается без применения, этого бы не было. Поэтому я за то, чтобы выстраивать нашу систему образования на осознании и понимании материала. Как только ты понимаешь практическое применение знаний, которые ты получаешь, они становятся важными для тебя.
Сегодня Сергей сдавал математику. Сначала он не мог вспомнить умножение столбиком, потом деление. Пока разбирался, запутался еще больше.
Сергей Карякин:
Мы все привыкли считать на калькуляторе — или даже просто вызывать Алису и просить посчитать. Это сильно расслабляет и еще раз доказывает: когда нет практического применения знаниям, теряется их ценность. Зачем забивать голову тем, что не нужно?
Кстати, о голове. На ЕГЭ по русскому в школе Сергея отвозил папа, и они попали в ДТП. Будущий гонщик получил сотрясение мозга, плохо себя чувствовал, но все равно сдал экзамен. Интересно, получилось бы это сделать, если бы экзамен был не в формате теста?
Сергей Карякин:
Я бы ввел больше заданий на логику, мышление и понимание. Система, когда тебе дают варианты ответов, в корне неправильная. Ты начинаешь мыслить шаблонно, и это худшее, что может быть, ты превращаешься в биоробота. И еще, как только ввели ЕГЭ, появилась коррупция — начали продавать ответы. Всегда найдется человек, который захочет на этом заработать. Поэтому нужно разрабатывать альтернативу.
Последней через ЕГЭ прошла Евгения Левандовская — ресторатор, известная такими проектами, как «Легенды Юга», «Пряности», PRANA Bar, «Мистер Чанг» и «Кинг-Конг пицца», «Лаванда Веранда», корнеры фуд-маркета Estory — El Macho, Fish & Chips и Hungry Birds. Сегодня бизнесвумен впервые столкнулась с подобным форматом экзаменов: она окончила лингвистическую гимназию и сдавала традиционные экзамены.
Евгения Левандовская:
В число обязательных входили английский, русский, математика, еще два экзамена были на выбор, в виде написания и защиты реферата. Я остановилась на геометрии и физике. Все экзамены сдала хорошо, получила аттестат без троек. Когда ты приходишь и тянешь билет, это всегда лотерея. И экзамен по ЕГЭ — это тоже лотерея. Нельзя в одной голове держать все сразу по всем предметам. Сейчас дети по два года ходят на курсы по подготовке к ЕГЭ, зазубривают — даже то, что им не понадобится в дальнейшем. Хотя в целом я за всестороннее образование, чтобы человек мог разбираться во всех вопросах.
Раньше Евгения всегда смотрела на диплом, когда принимала сотрудника на работу, потому что человек без образования казался ей во многом некомпетентным. Для нее общеобразовательная система — это база. А наличие высшего образования как минимум доказывает способность вести коммуникацию с аудиторией и подчиняться, понимать иерархию.
Сегодня Евгении достался ЕГЭ по литературе. Свой опыт ресторатор назвала емко — «беда». Евгения признается, что обожает читать, но помнит не все произведения школьной программы. Например, ей достался отрывок из «Недоросля» Фонвизина — было сложно. А если бы попались Достоевский или Булгаков, возможно, бизнесвумен получила бы высший балл.
Евгения Левандовская:
Если мы уже перешли к формату ЕГЭ, не нужно вспоминать, как было хорошо раньше. Я бы, может, только улучшила этот формат. В бизнесе есть ежемесячные показатели, которые нужно выполнять, и, если ты их не достиг, нельзя сказать — не хватило времени, болел, кто-то подвел. ЕГЭ — это такой же фильтр. Приходит человек, берет задания, к которым готовился одиннадцать лет, а последние два года — еще и очень активно, и сдает незнакомым людям. Надо воспринимать ЕГЭ как работу, результат которой будет отражаться на всей дальнейшей жизни. Конечно, можно не учиться и быть олигархом — и такое реально, но образование важно в любом случае. Вся наша жизнь — лотерея, и непонятно, кем мы можем стать.
Как ни странно, никто из героев не дал однозначного ответа, что ЕГЭ — это плохо и неэффективно. Каждый из них нашел, как можно улучшить такой формат экзаменов, но отменять его не стал бы. Поэтому, какой бы экзамен ни пришлось сдавать нынешним школьникам, по сути, важно одно: готовиться, и еще раз готовиться, ведь доказать свои знания придется в любом случае.

До конца сентября курсы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ «ЕГЭбург» проводят набор по всем направлениям. Это уникальная возможность заниматься с сильнейшими учителями престижных школ по удобному расписанию. Также на курсах готовят к олимпиадам и зачислению в лучшие школы Екатеринбурга.
Благодарим за помощь в организации съемок ресторан «Мистер Чанг» и лично Евгению Левандовскую.
Просмотров: 21 496