Газовый путь
Большой репортаж о буднях обходчиц подземных газовых сетей и аварийного спецназа
Газ приходит в Екатеринбург издалека. И перед тем, как яркой короной загорается конфорка на вашей плите, голубое топливо преодолевает многокилометровый путь по подземным сетям, попадает в городскую газораспределительную систему и уже оттуда по многочисленным газовым артериям движется в микрорайоны, на предприятия и в квартиры горожан. За сохранностью городской газовой сети следят обходчики, а вернее обходчицы — именно женщины в «Екатеринбурггазе» каждый день через сугробы зимой и сквозь заросли травы летом идут вдоль газопровода, проверяя его исправность и оберегая нас от бед. Это тяжелая работа: в этом мы убедились, отправившись на маршрут вместе с Ольгой Ямашкиной и Надеждой Степановой, слесарями Службы подземных сетей. Большой фоторепортаж о рабочих буднях двух сильных и смелых обходчиц смотрите в материале.
Выходим
на путь газа
Природный газ пришел в уральскую столицу в 1960-х, компания «Екатеринбурггаз» начала свою историю в 1958 году. И сегодня, спустя более чем полвека, городская газовая сеть выросла в огромную систему, благодаря которой голубым топливом снабжаются тысячи частных и многоквартирных домов, большие и малые предприятия. До Екатеринбурга газ добирается по магистральным газопроводам с северных месторождений.
Начальная точка маршрута — секретная территория газораспределительной станции на 10-м километре ЕКАД, рядом с лесополосой. Здесь находится узел, который снабжает газом весь микрорайон Компрессорный.
Уральцы пользуются газом, добытым на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: прежде чем ярким пламенем загореться на вашей плите, топливо проделывает путь длиной более 1800 километров, двигаясь при этом со скоростью до 90 км/ч. Попадая в городскую газораспределительную сеть, газ проходит множество промежуточных пунктов, где снижается его давление, происходит одоризация (то есть придание природному газу специфического запаха) и дальнейшее распределение по инженерным сетям. Общая протяженность всех внутренних и внешних газовых коммуникаций Екатеринбурга составляет около 4000 километров, и эта сеть продолжает расти.
Знакомимся
с обходчицами
За сохранность газораспределительных сетей и других объектов, «привязанных» к газопроводу (задвижки, контрольные трубки, колодцы), отвечает Служба подземных сетей. Именно там трудятся обходчицы — слесари СПС, которые ежедневно осуществляют обход определенного участка газопровода, делают замеры газа, выявляют нарушения и в случае обнаружения утечки вызывают аварийную службу. Обходчицы работают по двое, у каждой пары свои маршруты, которые они обязаны пройти согласно графику.
Ольга Ямашкина и Надежда Степанова утром выходят на маршрут, чтобы проверить исправность газовых сетей. Они не боятся холода, сугробов и проходят в месяц по сто километров вдоль газопровода каждая.
Раз в две недели мы обслуживаем газопровод высокого давления и раз в месяц газопровод низкого давления, рассказала опытная обходчица Ольга Ямашкина. Мы строго следуем маршрутной карте, где отмечены все объекты: задвижки, контрольные трубки, посторонние колодцы, шкафные регуляторы газа. Мы очищаем выходы из земли газопровода, чтобы он не ржавел, оцениваем состояние изоляции, проверяем швы на загазованность, делаем замеры газоанализатором, записываем все замечания, которые присутствуют, и составляем рапорты.
Дальше через лес
В Службе подземных сетей работают двадцать бригад по два человека и у каждой в обслуживании находятся по 20 трасс протяженностью от 3 до 5 километров. Каждый маршрут имеет свои особенности. Это могут быть коммуникации в частном секторе, объекты на больших городских магистралях и обход по пересеченной местности. Обходчицы обязаны двигаться строго по пути пролегания газопровода, будь это лес, болото, частный коттеджный поселок или территория секретного предприятия. На один маршрут уходит целый рабочий день, а то и больше.
В «Екатеринбурггазе» обслуживанием подземных сетей занимаются только женщины — мужчинам слишком тяжело совмещать полевую и бумажную работу.
Главная сложность нашей работы само преодоление трасс, рассказала Надежда Степанова. Маршруты и погодные условия бывают разные. Трава высокая, мороз, сугробы, жара, ветра, дожди, собаки злые, клещи, полиция всё что угодно ждет нас на пути. Я, например, однажды на стройке чуть не улетела в колодец. Строители прикрыли дыру картонкой, которую припорошило снегом, вот я и провалилась. А недавно девочка у нас запнулась об арматуру, которая торчала из-под земли. Еще по ходу движения бывает много болотистых участков. Ступаешь на лед проваливаешься в воду, а с мокрыми ногами потом зимой ходить не очень приятно. Так что главное в нашей работе смотреть под ноги и не забывать отпугиватель собак.
Откапываем задвижку
Даже если всю предыдущую неделю валил снег, обходчицы всё равно выходят на свой маршрут, пробираясь через сугробы и откапывая на своем пути объекты газовых коммуникаций, чтобы провести замеры. При этом у них с собой всего лишь небольшая лопатка и щетка. Девушки объяснили, что с более габаритным инструментом целый день по сугробам и лесам ходить невозможно. Им и так приходится весь день таскать за собой по маршруту сумку с инструментами весом 5–7 килограммов. Даже горячий чай в термосе не всегда с собой возьмешь, чтобы не нести лишнего. Летом они занимаются также покраской, поэтому несут с собой еще и краску.
Все обходчицы не любят снегопады и с опаской относятся к чужим собакам. И на это у них есть все основания. Обходчиц учат ноги и опыт, шутят девушки.
Сегодня вот у нас в лесу трасса, завтра пойдем по городу, послезавтра в частный сектор. В городе нам снег тоже доставляет немало хлопот: грейдеры, очищая дороги, часто заваливают все наши сооружения целыми горами снега, которые мы потом ковыряем своими лопатами, поделилась Ольга Ямашкина. Полиция, Росгвардия к нам часто подходят, спрашивают, чего мы тут копаемся. Много бродячих собак встречаем, особенно в частном секторе, были случаи, когда они кусали очень серьезно. Было и такое у нас, что девочки труп находили на обходе.
Подходим к коттеджному поселку
На газораспределительных пунктах слышен свист — так звучит газ высокого давления, объяснили девушки. Настораживать должен запах газа и показания приборов. На таких объектах утечки — явление редкое. Куда больше аварий происходит в частном секторе и в местах проведения строительных работ.

В обязанности обходчиц входит контроль за соблюдением охранной зоны: справа и слева по оси газопровода не должно быть никаких сооружений, а любые земельные работы необходимо проводить на расстоянии не менее 15 метров от него, и обязательно нужно согласовывать их с газовой службой.
По маршруту обходчицы идут с газоанализатором, который позволяет выявить даже незначительную утечку. По внешним признакам ее можно заподозрить также по бурым пятнам на снегу или пожелтевшей траве. В большинстве утечек виноваты сами абоненты.
Газопроводы, к сожалению, рвут очень часто, рассказала Надежда. Вот недавно была история в коттеджном поселке, который мы обслуживаем. Работники ставили там забор на одном из участков, мы подошли, объяснили, что нельзя здесь копать: газопровод. Выдали акт-запрет. Но, как только мы уехали, они вернули технику, начали рыть ямы под столбы и порвали газопровод, произошла утечка. И весь поселок зимой остался без газа.
Вызываем газовый спецназ
На случай обнаружения утечки газа у обходчиц есть четкие инструкции. Зафиксировав загазованность, они вызывают аварийную бригаду, обозначив место и характер проблемы. И тут в дело уже вступает мужская половина «Екатеринбурггаза» — спасатели аварийной газовой службы. За безопасность отвечают десять аварийных бригад, которые в круглосуточном режиме выезжают на место вызова и занимаются устранением аварий. По регламенту аварийная бригада должна приехать на вызов не позднее чем через час, но, как правило, ребята добираются гораздо раньше. К месту аварии направляется ближайшая аварийная машина. Автомобили с проблесковыми маячками и оранжево-синими полосками укомплектованы оборудованием для ликвидации самых разных аварий и всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.
Если обходчицами работают исключительно женщины, то в аварийной службе — одни мужчины. Среди них есть особая категория спасателей — газовый спецназ.
Мы занимаемся круглосуточным устранением утечек на сетях, которые находятся в ведении всего города, рассказал Сергей Зарипов, начальник дежурной смены аварийно-диспетчерской службы. И действуем всегда по определенному плану, у каждого члена команды своя инструкция. У нас есть газоанализаторы и, прежде чем зайти в помещение, мы проверяем концентрацию газа. Для взрыва необходимо три условия: закрытое помещение, искра и определенная концентрация газа. Исходя из данных газоанализатора принимается решение о дальнейших действиях: мы можем эвакуировать дом, подключить спецслужбы города полицию, скорую помощь, МЧС.
Аварийная служба на выезде
Сергей Зарипов устраняет аварии уже более десяти лет. Самые распространенные ошибки потребителей, которые приводят к утечкам и вызову аварийной бригады, по его словам, связаны с самостоятельной установкой газового оборудования — заменой бытовых плит, газовых шлангов. Сергей подчеркнул, что заниматься такой работой должны только специально обученные люди, которые имеют допуск к работе с газовым оборудованием.
Спасателям часто приходится работать с риском для жизни. Были в истории «Екатеринбурггаза» и печальные страницы, когда сотрудники аварийной службы погибали при исполнении своих обязанностей или получали серьезные травмы.
В сутки аварийная служба отрабатывает более 25 заявок, рассказал Сергей. И все они разные. Человек без специальных знаний не всегда адекватно определит запах газа и может легко его спутать с другим. Поэтому нередко бывает, что мы приезжаем на вызов и не находим утечки. Есть и те, кто звонит в аварийно-диспетчерскую службу и сообщает об утечке газа, а сам отказывается представиться. Но даже явно хулиганские вызовы мы не имеем права игнорировать. В любом случае выезжаем на место и обследуем территорию. Сложности есть в любой работе. Если делать ее с хорошим настроением, то всё получится. Бригады справляются, мы все сильные и выносливые, у нас есть свой спортзал, где мы регулярно тренируемся: бег, отжимание, силовые упражнения, работа в противогазах. Все сотрудники проходят медкомиссию каждый год, так что наша служба в полной боевой готовности.
Прощаемся
Надежда с Ольгой рассказали, что мужчины «Екатеринбурггаза» их берегут, заботятся, выручают, тепло поздравляют с праздниками. В компании работают семейные пары и целые семейные династии. Девушки-обходчицы поддерживают друг друга, подменяют на маршруте, если у кого-то заболел ребенок или кто-то сам ушел на больничный.
Несмотря на все трудности, девочки-обходчицы и спасатели ценят свою работу за стабильность и возможность проводить много времени на открытом воздухе. А еще они не мерзнут так, как мы, и реже простывают.
Трудно нам приходится, конечно, но плюсы всё равно перевешивают, добавляет Надежда. Удерживает в первую очередь стабильность. Мы работаем в крупной организации и знаем, что получим то, что заработали, несмотря ни на что. А ведь сколько предприятий в пандемию просто умерло. Недавно у младшего ребенка в садике был проект на тему «Кем работают родители». Дети делали маленькие доклады с фотографиями о профессиях своих мам и пап, моя дочь после своего выступления сказала, что, когда вырастет, тоже пойдет газ проверять, как мама.
Не все выдерживают наши условия, конечно. Бывает тяжело, когда холодно или очень жарко, тогда устаешь от всего этого. В морозы приходишь домой едва не обмороженная, а завтра снова в путь. А в такую погоду, как сегодня, одно удовольствие работать. С трудностями мне помогает справиться характер, на этой работе очень нужен сильный характер, а еще ответственность. За напарницу всегда переживаешь: вот уйду я сейчас, а как она тут без меня? Нужно очень много времени потратить, чтобы обучить человека всему, что мы делаем. Я сама привыкала почти полтора года.
Просмотров: 16 053