Бизнес, который кормит Екатеринбург
Две истории про еду, деньги и любовь к людям
Третий месяц бизнес Екатеринбурга работает в новых условиях. Мы уже смирились с ценами на сахар, ограничениями платежей в одно касание с помощью смартфона и блокировками соцсетей. За это время сетевой ретейл успел перестроить логистику и договориться с производителями, а ресторанный бизнес города нашел альтернативных поставщиков взамен тех, кто решил сыграть на ситуации и поднять закупочные цены.

Как сегодня чувствует себя бизнес, который ближе всего к екатеринбуржцам, потому что готовит для них еду и поставляет продукты? Что изменилось за время работы на турбулентном весеннем рынке? И как магазины и рестораны города могут компенсировать потребителям неудобства с оплатой, с которыми они столкнулись по объективным причинам? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем материале, подготовленном совместно с Уральским банком реконструкции и развития, про бизнес Екатеринбурга.
История «Жизньмарт»
Расстались
с поставщиками,
чтобы сдержать цены
История ресторана «Булгур»
Сохранили болгарскую кухню для Екатеринбурга
Расстались с поставщиками,
чтобы сдержать цены
«Жизньмарт» сегодня есть буквально в каждом районе Екатеринбурга. Здесь можно купить продукты, заморозку, кофе или готовую еду, разогрев ее прямо на месте. Философия свежей, полезной и недорогой еды пришлась по вкусу уральцам. В пандемию «Жизньмарт» сделал ставку на быструю доставку — максимум за 30 минут. Это решение оказалось не просто своевременным, но и стратегически верным. Возросший спрос позволил ретейлеру быстро масштабировать бизнес через систему франчайзи: несколько магазинов открылись в центре города, а теперь и в спальных районах есть свой «Жизньмарт».
История сети «Жизньмарт»
С чего всё начиналось?
Когда в 2019 году на Шейнкмана, 90 открылся пилотный магазин «Жизньмарт», его тестировали почти год, обкатывая концепцию, ассортимент и сервисы. С самого начала было решено развивать направление готовой еды как самое перспективное.

Авторы проекта придумали упаковывать продукцию в вакуум с использованием инертных газов. Благодаря этому еда, которая в обычной упаковке может храниться до 15 часов, в этой остается свежей в течение двух-пяти дней.

Когда в феврале случился ажиотаж вокруг сахара, его оперативно доставили в магазины, закрыв и эту потребность взволнованных покупателей.
Мы понимаем, что люди переживают за свои бюджеты и сейчас не время для каких-то лишних трат. Не каждый может есть «Филадельфию» ежедневно. Как и все ретейлеры, мы получили в феврале и марте очень много писем от поставщиков с повышением цен. С некоторыми из них пришлось расстаться, кто-то закрылся или уехал из страны, с большинством удалось договориться. С каждым мы обсуждали обоснованность того или иного повышения. Когда говоришь с позиции не одного магазина, а целой сети, лояльность поставщиков, конечно, выше.
Евгения Грамотеева,
генеральный директор «Жизньмарт»
Наличные или карта?
Практически со старта проекта владельцы «Жизньмарт» предоставили покупателям возможность расплачиваться самостоятельно без кассира и развернули кассы внутрь зала. Всё было заточено именно на онлайн-оплату. Возможность расплачиваться наличными, впрочем, оставалась. Оборот налички был ничтожно мал: до 5% от всех денежных поступлений.

Сегодня онлайн-платежи составляют львиную долю оборота сети. В среднем каждый магазин делает 6,5 млн рублей выручки ежемесячно, на пике — 12–13 миллионов. Поэтому в прошлом году, когда банк-партнер магазинов «Жизньмарт» сильно поднял ставку по эквайрингу, это стало неприятным сюрпризом для всей сети.

Владельцы начали искать на рынке предложение по той же ставке, которая была у компании до повышения. И нашли его в Уральском банке реконструкции и развития. В конце прошлого года банк оперативно подхватил магазины «Жизньмарт» со всеми франчайзи. На сегодняшний день в эту франчайзинговую сеть входит около 40 малых предпринимателей, все они обслуживаются в УБРиРе.


Как теперь платить
со смартфона
Последняя пара месяцев доставила беспокойство покупателям и продавцам еще по одной причине. С отменой Apple Pay и Google Pay покупатели лишились привычной возможности оплачивать свои покупки телефоном. Такая функция осталась только на андроиде у держателей карты «Мир». В «Жизньмарт» рассказали, что после введения этого ограничения у них на несколько дней падала выручка, а у касс они видели растерянных покупателей, у которых на терминале не сработал телефон.
Мы сразу поставили к кассам продавцов, которые объясняли покупателям, что случилось, и говорили, что нужно найти карту. У половины посетителей ее с собой не оказалось. Мы заметили, что в кассах на несколько дней возросло количество наличных денег. Мы даже вернули в сервис доставки возможность оплаты наличкой.
Евгения Грамотеева,
генеральный директор «Жизньмарт»
В данный момент «Жизньмарт» совместно с УБРиРом готовит к запуску проект по куарингу, чтобы люди снова могли оплачивать покупки с помощью телефона. Сервис будет протестирован на базе пилотного магазина «Жизньмарт» на Шейнкмана в ближайшее время и затем будет масштабирован на франчайзинговые площадки сети.

Как это будет работать: вы приходите на кассу и говорите, что хотите оплатить покупку телефоном. На экран выводится QR-код, сканируя который, покупатель переходит в одно из своих банковских приложений, где и подтверждает операцию.
О торговом эквайринге
Предложение оказалось востребованным и у представителей бизнеса, и у потребителей их услуг и товаров. Новый функционал обеспечивает большую прозрачность платежей и высокую скорость их зачисления. Также предпринимателей привлекает низкая комиссия при использовании сервиса. Кроме того, широкое распространение платежей через СБП снижает зависимость инфраструктуры от работы международных платежных систем.
Уральский банк реконструкции и развития запустил новый функционал по приему платежей через СБП в конце 2021 года. Предприниматели и их клиенты оценили удобство этой технологии. Так, с января 2022 года такой формат оплаты использовался активно: объем оборотов вырос в 15 раз. Увеличилось и число терминалов — более в чем в четыре раза. Потенциал сервиса еще не исчерпан, и рост показателей продолжается.


Комиссия за переводы не зависит от оборота и составляет от 0,4 до 0,7%. Управлять эквайрингом можно в личном кабинете банка.
Оплата через систему быстрых платежей по QR-коду позволяет представителям бизнеса получить от потребителей платеж за товар или услугу без использования банковской карты или pay-сервисов. Код для считывания можно распечатать на чековой ленте или вывести на экран терминала IngeniСo. Потребителю нужен смартфон с банковским приложением, поддерживающим такую форму оплаты. Платеж проходит через систему быстрых платежей и почти мгновенно зачисляется на счет предпринимателя.
Елена Сорвина, директор по развитию корпоративного бизнеса УБРиРа
Куда дальше?
В этом году проект планирует выход на федеральный уровень: до конца года должно открыться 30 магазинов в Екатеринбурге, на этом покрытие города сетью будет полностью завершено. Всего до конца года будет запущено 60 франшиз «Жизньмарт» по всей стране, работа в этом направлении уже ведется.
Был момент, когда мы, как и все, испугались. Испугались в первую очередь неопределенности. Но мы привыкли быстро брать себя в руки. Мы находимся в тесном контакте с нашими франчайзи, поставщиками, банком, поэтому все проблемы решаем в моменте. Да, мы перетрясли все свои расходы, поставили на стоп набор сотрудников в управляющую компанию проекта, стали более аккуратно относиться к своим тратам и выбору локаций для новых магазинов, но наши глобальные планы не изменились.
Евгения Грамотеева,
генеральный директор «Жизньмарт»
Сохранили болгарскую кухню для Екатеринбурга
Ресторан «Булгур» принадлежит семье бизнесмена Игоря Черницына. С Болгарией у них давняя любовь. Они владеют там недвижимостью, высоко ценят гостеприимство местных жителей и их кулинарные традиции. По словам ресторатора, «Булгур» — единственный ресторан болгарской кухни от Москвы до Владивостока, поэтому проект в Екатеринбурге долго и тщательно готовили и очень ждали открытия ресторана.

Заведение открылось в 2020 году, когда только началась пандемия, так что этому бизнесу пришлось быстро перестраиваться на доставку и заказы навынос.
История ресторана «Булгур»
К моменту открытия у нас была уже сформирована вся команда. Когда случился локдаун, ресторан пришлось закрыть, но коллектив мы решили сохранить и платили зарплату с будущих доходов. Государство помогало минималкой, остальное выплачивали из своего кармана. В итоге продержались, никого не сократили. Благодаря этому у нас нет текучки кадров, а сотрудники очень лояльны к компании.

Болгарская кухня занимает в меню 30–40%, 60% — это европейские хиты. Шеф-повар Сергей Галюков передает вкус болгарской кухни через блюда, приготовленные по аутентичным рецептурам.
Игорь Черницын,
ресторатор, совладелец ресторана «Булгур»
Что стало с ценами?
Сейчас настроение в ресторане весеннее. В будни гостей прибавилось, а на выходных и вовсе полная посадка.

— Было сложно, но я этого уже не помню, — рассказал Игорь Черницын. — Понимаете, мы родились во время пандемии. Не она по нам, а мы по ней ударили. Вот другие работали, получали какой-то доход — и вдруг лишились его. А мы только открылись и ни к каким доходам не привыкли. Правила игры мы сразу приняли, перестраиваться нам, как остальным, не пришлось.

Прайс в ресторане удается сдерживать, и последнее повышение цен на закупки вовсе не стало для ресторана неожиданностью.
зарубежья и все поставки импортные, — объяснила управляющая рестораном «Булгур» Екатерина Вертлюгина. — Это происходит каждый год, и все рестораны к этому времени готовятся заранее, пересматривают меню, оптимизируют состав. Именно поэтому сезонное повышение не сильно сказывается на себестоимости наших блюд. Даже болгарская брынза у нас выросла в цене буквально на 10%.
— У нас используются достаточно простые продукты: огурцы, помидоры, перец, другие овощи. На них к весне всегда идет повышение цен, потому что еще не приходит урожай из ближнего
– У нас используются достаточно простые продукты – огурцы, помидоры, перец, другие овощи. На них к весне всегда идет повышение цен, потому что еще не приходит урожай из ближнего зарубежья и все поставки импортные, – объяснила управляющая рестораном «Булгур» Екатерина Вертлюгина. – Это происходит каждый год, и все рестораны к этому времени готовятся заранее, пересматривают меню, оптимизируют состав. Именно поэтому сезонное повышение не сильно сказывается на себестоимости наших блюд. Даже болгарская брынза у нас выросла в цене буквально на 10%.
Чем расплачиваться в ресторане
Подавляющее количество гостей в «Булгуре» для оплаты используют карты. И только около 20% выручки приходится на наличные и систему быстрых платежей. В ресторане признались, что их бухгалтерия мечтает, чтобы все гости расплачивались через QR-коды, поскольку процент комиссии при куаринге значительно ниже, чем при обычном эквайринге.
Функцию оплаты по QR-коду мы ввели в январе. Бизнесу действительно выгодно, чтобы люди чаще так расплачивались. Раньше они делали это через Google Pay и Apple Pay, а после их отмены куаринг остался единственным способом оплачивать свой обед с помощью телефона. Нужно просто навести телефон на экран терминала: после того как произойдет считывание QR-кода, вы попадете в приложение своего банка и сможете подтвердить оплату. Единственная сложность при введении этого сервиса — объяснить гостю, что это такое и зачем ему платить так, если он привык, например, пользоваться картой. Официант обычно спрашивает гостя, удобно ли ему рассчитаться через систему быстрых платежей. Если клиент говорит нет, мы не настаиваем.
Екатерина Вертлюгина,
управляющая рестораном «Булгур»
Как куаринг помогает ресторану
Систему куаринга и эквайринг ресторану «Бургур» налаживал Уральский банк реконструкции и развития. С ним заведение работает почти с момента открытия, а Игорь Черницын сотрудничает с уральским банком уже более 20 лет.

— Сотрудничать с УБРиРом одно удовольствие. Особенно нравится, что мы работаем с людьми, а не с компьютерами. Если у нас возникает какая-то ситуация, я могу спокойно позвонить своему менеджеру или руководителю отдела. И сотрудники банка всегда идут нам навстречу.
предпочтения не только по блюдам, но и по столикам. Так, самым бронируемым является стол № 14, который находится в уютном уголке с красивым видом на город.
В «Булгуре» рассказали, что сейчас их продвижению во многом способствует сарафанное радио. Ресторан активно наращивает постоянную аудиторию. У гостей появились особые
В «Булгуре» рассказали, что сейчас их продвижению во многом способствует сарафанное радио. Ресторан активно наращивает постоянную аудиторию. У гостей появились особые предпочтения не только по блюдам, но и по столикам. Так, самым бронируемым является стол №14, который находится в уютном уголке с красивым видом на город.
ПАО КБ «УБРИР»

Просмотров: 15 946