Три истории от уральского бизнеса в условиях импортозамещения
Кажется, термин «импортозамещение» претендует на слово года. О том, чтобы отечественные производства перестали зависеть от зарубежных поставщиков, в России задумались давно. Но 2022-й заставил ускориться: большая часть иностранных компаний прекратила свою деятельность на территории страны, привычные логистические маршруты оказались закрыты, нарушились цепочки поставок. Изменения почувствовали буквально все сферы, но особенно — крупные и средние производства.
Отсутствие одной
ДЕТАЛИ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ ЗАВОД
3
2
1
Перевести целый завод на оборудование, сделанное в России, — дело небыстрое. А главное — где его взять? Вместе со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства мы нашли уральские компании, которые не растерялись в сложившихся обстоятельствах и предложили бизнесу то самое импортозамещение. Три примера, как быстро перестроить или открыть с нуля предприятие, которое не позволит закрыться другим.
В поворотные моменты истории предприниматели нуждаются в поддержке государства. В России оперативно запустили сервис импортозамещения, который объединил производителей и потребителей на едином портале «Сделано в России», и другие информационные ресурсы. Государство внедряет меры поддержки на федеральном и региональном уровнях. Увеличена доля финансирования в грантах на создание отечественных комплектующих. Свердловские производители импортозамещающей продукции могут арендовать землю на льготных условиях.
— Фонд активно поддерживает предприятия импортозамещающих отраслей, предоставляя широкий спектр инструментов финансовой и нефинансовой поддержки. Около 30% получателей поддержки СОФПП — это производственные предприятия. Большим спросом пользуются инструменты имущественной поддержки: наши займы и поручительства.
Валерий Пиличев,
директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
С февраля 2022 года прошли путь,
на который обычно требуются годы
Простой потребитель вряд ли близко знаком с АВР. Без автоматического включения резерва — так расшифровывается аббревиатура — невозможна бесперебойная работа дата-центров. Если отключилось электропитание на основном вводе, приборы АВР переводят оборудование на резервный источник всего за 15–20 мс.
До недавнего времени на российском рынке было девять иностранных производителей оборудования для таких систем. Весной 2022-го эти компании ушли из страны, поставки прекратились, а то, что оставалось на складах, стремительно дорожало. Исправить ситуацию взялась Elemy — разработчик и производитель промышленной электроники.
История компании Elemy
— С февраля Elemy выпускает АВР — это основная продукция компании. Также мы делаем устройства, которые управляют микроклиматом. Они контролируют, чтобы оборудование в распределительном шкафу не перегревалось, предотвращают образование коррозии из-за повышения влажности. Еще мы заканчиваем разработку и в ближайшее время готовим к запуску в производство устройства распределения питания (PDU).
Александр Тропец,
коммерческий директор компании Elemy
Компания, решившаяся на самостоятельное плавание в столь неспокойное время, столкнулась с рядом сложностей. Нужно было в кратчайшие сроки познакомить рынок с их продукцией. Помогла та самая ситуация неопределенности — заказчики искали новых производителей и находили Elemy. Второе, с чем пришлось бороться молодому бренду, — это укоренившийся скепсис по отношению к российской продукции.
«Все привыкли, что отечественные приборы делают якобы чуть ли не из фольги или под видом российской продукции продают китайские устройства»
Александр Тропец, коммерческий директор компании Elemy
— Приходилось буквально разбирать устройства и показывать, что внутри, — продолжает Александр. — Мы давали заказчикам тестировать оборудование, заказывали экспресс-доставку деталей, чтобы отдать заказ в срок. Делали и делаем всё, чтобы завоевать доверие.
Но когда пошли заказы, оказалось, что компании нужно срочно наращивать производственные мощности, чтобы полностью удовлетворить спрос. За помощью руководство Elemy обратилось в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
— Ребята очень быстро среагировали, — вспоминает Александр Тропец. — Предложили варианты локаций для производственной площадки, рассказали о программах кредитования. В этом месяце будем делать каталог продукции — фонд берет на себя затраты по съемке и верстке.
Сейчас у компании прямые договоры с крупными дистрибьюторами и широкий пул клиентов — от промышленных предприятий, нефтянки и ядерной энергетики до IT-индустрии. Больше всего заказов идет из сферы обработки данных: устройства, которые производит Elemy, нужны как небольшим серверным, так и огромным дата-центрам.
— На рынке освобождаются целые ниши — это уникальные возможности для российских компаний. Потребители готовы дать шанс российской продукции, а государство помогает. Разработан сервис импортозамещения, который помогает в продвижении компании, бренда и продукции на рынок. Областной фонд поддержки предпринимательства помогает с займами. Мы проходим экспресс-курсом путь, который компании мирового уровня проходили годами.
Александр Тропец,
коммерческий директор компании Elemy
Весной 2022 года автолюбители ахнули. Владельцы иномарок тревожно наблюдали, как зарубежные бренды покидают Россию, и спешили в сервисные центры, пока не взлетели цены. Отечественный автопром страдал из-за нехватки деталей: комплектующие и электроника стремительно исчезали со складов. В офисе российского производителя автоаксессуаров Koffer в это время царило спокойствие: компания занимается импортозамещением с 2014 года.
Нет одной детали — нет целого авто
История производителя автоаксессуаров Koffer
— Мы на рынке уже 17 лет. Начинали как продавцы автоаксессуаров, а затем стали производить смартконнекты и автобоксы. Смартконнект — это специальная электроника для фаркопов. Благодаря этим устройствам стоп-сигналы, поворотники и габариты дублируются с автомобиля на прицеп.
Павел Лебедев,
Team Leader компании Koffer
До 2014 года смартконнекты и автобоксы в основном завозили из Европы, Китая и Японии. Российские бренды присутствовали на рынке только в низкоценовом сегменте и конкурировать с иностранными не могли. Когда обвалился рубль, производства в России начали модернизировать. Появились новые компании, в том числе и Koffer. Это было точкой отсчета масштабного импортозамещения.
«У нас был готовый проект, но не хватало денег»
Павел Лебедев, владелец Koffer
— Тогда мы впервые обратились в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, — продолжает Павел Лебедев. — Благодаря этому займу мы собрали первую серию смартконнектов. С тех пор появилось несколько моделей таких устройств и их модификаций.
Koffer серийно выпускает отдельное семейство такой электроники для Toyota, Nissan, Infinity, Subaru и Mitsubishi. Дилерские центры этих брендов всё еще работают в России, но само производство приостановлено из-за нарушений поставок комплектующих. Если какой-то детали нет — автомобиль не собрать.
«Может уйти до семи лет, пока отечественные производители электроники достигнут уровня ведущих западных брендов»
Павел Лебедев, владелец Koffer
Сегмент багажных систем в России развивается быстрее, но ему требуется время, прежде чем производители предложат ассортимент, схожий с каталогами западных брендов.
— Мы работаем на своих деньгах, периодически обращаясь в Фонд поддержки предпринимательства. Благодаря этой помощи закупаем сырье, проводим исследования. К примеру, в начале мы выпускали 500 багажников в год, а сейчас — до 2000 в месяц, — рассказывает владелец компании Koffer. — Мы сохраняем серийную линейку и запускаем новые проекты: систему, которая предупреждает о повышенной концентрации угарного газа и метана, серию зимних изделий из пластика.
По словам Павла Лебедева, сервис импортозамещения в России появился как нельзя более вовремя: удобная бесплатная платформа позволяет напрямую общаться с заказчиками и поставщиками. Российские предприниматели захватывают долю рынка ушедших зарубежных компаний, и, если предложить достойный продукт, он обязательно найдет своего потребителя.
Уход иностранных брендов с российского рынка встревожил не всех. Речь не только об обывателях, но и о бизнесе. Возможно, некоторые компании решили, что их проблемы с поставками не коснутся. Увы, оказалось не так. С такой историей столкнулись на Уральском заводе пищевого оборудования. Предприятие создает молочные производства под ключ и предлагает комплексные решения по переработке молока для отечественных и зарубежных компаний.
Первыми ласточками импортозамещения для завода стали насосы и их комплектующие. Сначала УЗПО закупал детали для заказчиков, а позже разработал собственную линейку насосного оборудования на замену иностранным. Покупателей нашли на сервисе импортозамещения.
Некоторых дефицит догнал только сейчас
История Уральского завода пищевого оборудования
Труднее оказалось с установками для пастеризации и оборудованием для санитарной циркуляционной мойки. Это сложные технические конструкции, в которых много зарубежных комплектующих.
— Еще не все заказчики перестроились под новые реалии. Устройства, к которым они привыкли, достать сложно и дорого. Рассматривать аналоги готовы не все: они выходят на тендеры, где прописывают в обязательных требованиях иностранные комплектующие. Те, что стали стоить в разы дороже.
Юлия Скурихина,
директор группы компаний УЗПО
«Зарубежное оборудование сейчас — это сумасшедшие цены и сроки. А страдает обычный покупатель, для которого сметана и молоко становятся дороже»
Юлия Скурихина, директор группы компаний УЗПО
Тому, что производители столкнулись с дефицитом только сейчас, есть объяснение, — это старые поставки. Спустя полгода комплектующие на складах тоже закончились. Плюс подошло время обязательного техобслуживания, которое проводится аккурат раз в шесть месяцев.

Сейчас Уральский завод пищевого оборудования разрабатывает полноценный аналог итальянских сыроварен. На заводе уверены, что разработка получилась один в один. Возможно, даже лучше.
«Цель — производственная автономность и снижение влияния зарубежных производителей»
Юлия Скурихина, директор группы компаний УЗПО
— Мы двигаемся от потребностей заказчиков. К примеру, пришел заказ из Перми на производственную кондитерскую линию. Изначально клиент заказал линию в Англии, но из-за проблем с поставкой обратился к нам, — продолжает Юлия. — Но любое новое оборудование — это долгая история, которая требует ресурсов на разработку конструкторской документации, производство опытных образцов, а также долгих часов пусконаладки у заказчика.
Уральский завод пищевого оборудования не в первый раз пользуется услугами Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. В прошлом году компания стала лидером в ежегодном конкурсе Центра развития экспорта при фонде, а в 2023 году УЗПО отправится на промышленную выставку в Дубай — тоже не без поддержки фонда.
Финансовую помощь уральским предприятиям окажут в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства. СОФПП предоставляет займы компаниям малого и среднего бизнеса на сумму до 5 млн рублей, ставка соответствует текущей ключевой ставке Банка России. При подаче заявки на заем предпринимателю назначают клиентского менеджера, который помогает на всех этапах оформления документов.

Для компаний, которые нуждаются в дополнительном обеспечении при оформлении кредита в банках, СОФПП предоставляет услугу поручительства.
Займы и поручительства
до 5 млн рублей
Сумма
от 4% годовых
Ставка
(по займам «Моногород» и «Новый старт»)
отсутствуют
Комиссии
Займы СОФПП
до 50 млн рублей
Сумма
0,5% годовых
Ставка
от суммы поручительства
возможна
Рассрочка платежа
Поручительства СОФПП
(0,75% для предприятий торговли)
Просмотров: 17 492