Новое назначение Сергея Иванова президент объяснил необходимостью "придать российской экономике более инновационный характер". Господин Иванов, по словам Владимира Путина, будет "координировать, кроме ВПК, часть гражданского сектора экономики".
Стоит напомнить, что и на посту "простого" вице-премьера господин Иванов занимался отнюдь не только вопросами "оборонки". К примеру, он курировал процесс создания Объединенной авиастроительной корпорации, в которую вошли предприятия, производящие как военную, так и гражданскую технику. Значительной была гражданская составляющая и в деятельности возглавляемой Сергеем Ивановым Морской коллегии - в частности, в последнее время она плотно занялась проблемами освоения шельфа. Наконец, именно господину Иванову после ряда громких авиакатастроф президент поручил заниматься комплексным решением вопросов авиационной безопасности.
Впрочем, для самого экс-министра, видимо, важно не только то, какие вопросы он станет курировать, но и то, чем он заниматься как раз не будет. Уход из Минобороны позволит Сергею Иванову избавиться от целого шлейфа проблем, серьезно омрачавших его президентские перспективы. Ведь успехи "оборонки", достигнутые под руководством вице-премьера Иванова, омрачались "негативными явлениями" вроде скандального "дела Сычева".
Сергей Иванов теперь сможет полностью сосредоточиться на создании у россиян светлого образа творца российской "инновационной экономики".
Кроме того, предоставление господину Иванову статуса первого вице-премьера должно полностью уравнять его в глазах избирателей с другим потенциальным преемником - первым вице-премьером Дмитрием Медведевым.
Назначение главы аппарата правительства Сергея Нарышкина вице-премьером произошло заочно: вчера он в Париже занимался подготовкой визита вице-премьера. Владимир Путин не скрывал, что это назначение стоит рассматривать как награду чиновнику, врученную заочно: он "повышен до уровня вице-премьера", пояснил глава государства.
Однако появление в Белом доме двух первых вице-премьеров и двух просто вице-премьеров меняет структуру управления правительством: дело в том, что, по сути, львиная доля внутренней работы правительства приходилась на господ Жукова и Нарышкина. Именно они занимались самыми спорными и конфликтными вопросами, требующими урегулирования отношений премьер-министра, силовиков, администрации президента и экономического блока в правительстве - глав Минфина Алексея Кудрина и МЭРТа Германа Грефа.
Сергей Нарышкин с назначением вице-премьером, видимо, станет вторым по весу чиновником в Белом доме. По данным Ъ, уже фактически решено, что он будет совмещать должность вице-премьера с обязанностями руководителя аппарата правительства.
Назначение министром обороны главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолия Сердюкова - неожиданное решение, последствия которого легко предсказать, пишет "КоммерсантЪ".
Карьера господина Сердюкова после избрания Владимира Путина президентом России в 2000 году развивалась стремительно. За это время имидж службы, создававшийся ранее министром Александром Починком, радикально изменился. За время руководства господин Сердюков не дал ни одного интервью печатным СМИ и почти не выступал публично. Зато за это время он провел полную смену руководителей ключевых в системе ФНС отраслевых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Прежние руководители были заменены в основном на коллег Анатолия Сердюкова по Санкт-Петербургу.
Расставляя кадры, господин Сердюков использовал технологию горизонтальной ротации руководителей. Так, в феврале 2006 года он поменял местами руководителей четырех инспекций, курирующих предприятия нефтяной, газовой, транспортной и алкогольной-табачной отраслей. Другой особенностью кадровой политики стало назначение чиновников из центрального аппарата на места глав управлений ФНС по субъектам федерации - так глава ФНС решал проблему "клановости" региональных элит.
За время руководства господина Сердюкова налогоплательщикам стало гораздо труднее отстаивать свою правоту в спорах с налоговиками. Согласно статистике ФНС, в 2000 году суды удовлетворили жалобы налогоплательщиков в отношении 64% сумм оспариваемых налоговых требований, а в первом полугодии 2006 года - всего 17%. ФНС объясняет это повышением качества своей работы, в юридических же компаниях утверждают, что после "дела ЮКОСа", которое велось в основном ФНС, суды стали значительно чаще подыгрывать налоговикам.
В правительстве не скрывают, что, формально подчиняясь главе Минфина Алексею Кудрину, на практике Анатолий Сердюков проводил абсолютно независимую от Минфина политику.
Владимир Путин заявил, что Анатолию Сердюкову в Минобороны придется решать не столько военные, сколько финансовые и административные задачи.
При господине Иванове бюджет военного ведомства увеличился почти в четыре раза (с 214 млрд до 822 млрд рублей), теперь господину Сердюкову предстоит наладить учет и контроль за их расходованием.
Экс-глава ФНС точно не добавит Министерству обороны публичности, открытости и контроля над ним со стороны правительства. Гражданский министр будет разбираться с военной экономикой, а вопросы военного управления перейдут к Генштабу.
Фото: КоммерсантЪ