E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как -4

5 м/c,

вос.

744мм 59%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Политика Всё о коронавирусе «Выкарабкивайтесь сами как можете»: Евгений Ройзман — о снятии ограничений и заложниках-губернаторах

«Выкарабкивайтесь сами как можете»: Евгений Ройзман — о снятии ограничений и заложниках-губернаторах

Расшифровываем главное из прямого эфира с экс-мэром Екатеринбурга

Евгений Ройзман считает, что Владимир Путин переложил ответственность на губернаторов, отменив нерабочие дни

Недавно Владимир Путин отменил нерабочие дни, а губернатор Евгений Куйвашев накануне сообщил о поэтапном снятии ограничений, введенных в Свердловской области из-за коронавируса. Уже подписан указ, официально разрешено гулять и заниматься спортом в парках и скверах, но максимум по двое, в масках и с соблюдением социальной дистанции, а с 19 мая откроются торговые центры, рестораны и кафе (к их работе при этом тоже предъявят требования).

В Instagram E1.RU (где, кстати, уже 200 тысяч подписчиков), мы провели интервью с экс-мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.

Полностью видео смотрите ниже, а в текстовом варианте мы выделили самое главное: про отмену нерабочих дней, снятие части ограничений и восстановление экономики.

— Поговорим о насущном: с одной стороны, Владимир Путин объявил об отмене режима нерабочих дней во всей стране, с другой — экзамены для школьников отменили, а ЕГЭ перенесли. Вам не кажется, что это разнонаправленные действия?

— Мне с самого начала казалось, что действия разнонаправленные, из-за этого и возникли нынешние проблемы. Объявлять карантин, когда заразившихся по 100–200 в день, и снимать его на пике, когда в день по 11 тысяч, — конечно, в этом нет логики. И самая большая проблема в том, что действия власти «не бьются» ни с результатами [этих действий], ни с позицией властей. Странная очень ситуация.

— Но если смотреть на другие страны, во многих ситуация гораздо хуже, чем у нас, по крайней мере по количеству летальных случаев.

— По количеству летальных случаев просто говорю для тех, кто понимает. Вот Великобритания — как известно, мощная медицина, но в России смертность в 16 раз ниже при практически одинаковом количестве зараженных. Значительно ниже также, чем в Испании, Италии. И даже в четыре раза ниже, чем в Германии, а я на протяжении последних десяти лет занимаюсь сбором денег и отправкой людей на операции в Германию, потому что слишком разная у нас медицина. И по каким причинам у нас смертность может быть ниже?

— Тем не менее Владимир Путин объявил, что нерабочие дни закончились по всей стране, при этом дальше губернаторы уже будут действовать самостоятельно. Как вы к этому отнеслись?

— Конечно, авторитет власти падает, потому что если переводить с путинского языка на русский, то это звучало как «Выкарабкивайтесь сами как можете, вся ответственность на губернаторах, с которых будем спрашивать по полной». Сейчас у губернаторов очень интересная ситуация: отменять все меры, чтобы экономика как-то задышала? Но тогда с них будут спрашивать за умерших. Вот и как себя вести в такой ситуации?

— Если бы вы были губернатором, как бы вы выстраивали эту работу?

— Проблема заключается в том, что ни мэры, ни губернаторы в России сейчас не субъекты, то есть они вынуждены выполнять распоряжения. Собранные деньги, что в городах, что в регионах, отсылаются в федеральный бюджет.

«У них нет ни денег, ни полномочий. Это же выражение — "Положение хуже губернаторского" — не просто так»

Как у Ильфа: «Я человек завистливый, но тут завидовать нечему». Это как раз тот самый случай. Я не знаю, как себя тут вести, но способ единственный — честно говорить: «Друзья, у нас такая ситуация, вот кривая заболеваемости, если мы меры отменяем — вирусологи прогнозируют вот такой исход, если потерпим — будет так-то. Как вам компенсировать сидение дома, я не знаю, но вот там-то можем пойти навстречу. Предлагаю всем потерпеть».

Но чтобы на этот призыв откликнулись, губернатор или мэр должен обладать авторитетом, должен быть избранным. Чтобы обращения первых лиц люди воспринимали всерьез. Чтобы и губернатор и мэр полностью делили все невзгоды, которые обрушились на тех людей, что живут в регионе и в этом городе. Ну нет другого способа, только напрямую разговаривать. Авторитет власти оказался недостаточным, чтобы люди соблюдали самоизоляцию.

— Возможно ли, что после того, как все закончится, власть придет к выводу, что нужна какая-то самостоятельность в регионах, должно быть больше ресурсов и резервов у губернаторов?

— Бюджеты у всех достаточно скромные, особо ничего не выкроишь. Надо сказать, что в Екатеринбурге местные олигархи взяли на себя достаточно серьезную нагрузку. Ну и люди у нас ответственные, понимают, что это горнозаводской Урал, поэтому у нас как-то полегче проходит, есть регионы, в которых сложнее. Все врачи, например, отмечают, что очень серьезная ситуация в Дагестане.

«Все главы регионов попали в очень сложную ситуацию, им абсолютно недвусмысленно дали понять: "Денег не будет, выкарабкивайтесь сами"»

— Вы сказали, что екатеринбуржцы ответственные, но если посмотреть на индекс самоизоляции в «Яндексе», ее почти никто не соблюдает. Где же здесь ответственность?

— Я за этой ситуацией наблюдал очень внимательно. Когда объявили первые нерабочие дни с сохранением заработной платы, то режим самоизоляции очень многие поддерживали. А когда во время второго обращения Путин сказал, что выходные продлеваются, народ вывалил на улицы на следующий день и загнать обратно уже было невозможно. У нас есть города, которых это вообще не коснулось, там не закрывались ни парикмахерские, ни магазины, и даже рынки не закрывались, потому что людям надо на что-то жить. И чтобы удерживать такое количество людей дома, государство должно брать на себя все издержки.

В нашем случае государство ничего на себя не взяло, поэтому каждый понял, что выживать должен сам. Я здесь, пожалуй, поддержу — на государство особой надежды нет, поэтому наша задача не заболеть, не заразить близких и при этом постараться не разориться. И как это все совместить — задача каждого, рассчитывать он может только на своих друзей, близких и так далее.

Что вы думаете о возможном продлении запрета на продажу алкоголя после 19 часов и как к этому относитесь?

— Первое, что я скажу: к борьбе с коронавирусом это не имеет ни малейшего отношения. Единственное, чего сумели этим добиться, — что создаются очереди с шести до семи. Но в целом в мирное время я бы эту меру поддержал, потому что по борьбе с пьянством методов не так много и это один из способов.

Минздрав сейчас вышел с предложением поднять возраст продажи алкоголя до 21 года. Тут же куча народу возмутилась, что в армию идут с 18, а пить можно с 21, но здесь подвох заключается в другом — чем раньше человек начал пить, тем больше у него шансов стать алкоголиком. И это известная история, что мозг окончательно формируется только где-то к 21 году. Если человек начинает употреблять алкоголь после, это не имеет уже такого влияния на мозг и его формирование. Я считаю, что в целом мера разумная.

— Владимир Путин объявил в своем последнем обращении, что будут выплаты, прежде всего — семьям с детьми до 15 лет. Почему государство ориентируется на этот круг?

— Я считаю, что тут сработали не на экономику, а на некоторую «мимимишность», чтобы все отметили заботу государства о детях. На самом деле эти выплаты могут коснуться 27 миллионов человек максимум. К экономике это не имеет никакого отношения, только к идеологии и к пиару. Опять же, а после 15 лет детям есть не надо — или что? Это очень тонко рассчитано, чтобы хотя бы кто-то мог сказать: «А вот нам выплатили».

— Останутся ли деньги после того, когда все закончится, чтобы как-то дальше жить? Еще же нефтяные проблемы у нас есть.

— Первое. Нефтяные проблемы — это на самом деле порядка 40% поступлений в бюджет, это очень много. Второе. Бюджет регионов сейчас состоит на 30% из НДФЛ — многого недосчитаются, как и бюджеты городов. Плюс сдача в аренду земли, имущества — здесь огромный провал будет. Малый и средний бизнес сейчас практически похоронен, самозанятые тоже в очень сложной ситуации.

«Есть прогнозы, что к концу 2022 года экономика восстановится, но мы пока не знаем»

— 9 мая мы отпраздновали 75-ю годовщину победы. Не все, конечно, но многие вышли на парад, салют и так далее. Было ли это уместно в нынешней ситуации?

— На мой взгляд, это было, конечно, лишнее. Я хочу сказать, что для администрации города парад — это сумасшедший головняк каждый год. Это весна, еще не устоявшиеся влажные грунты, и после тяжелой техники улицы снова приходится ремонтировать. В этом году думали, что не будет, раз на карантине, но, раз это было, люди высыпали на улицу.

Я считаю, что все это было совершенно лишним, что сам праздник 9 Мая у всех в груди, потому что у практически каждой семьи есть погибшие, есть за кого помолчать и о ком вспомнить, и нам все эти демонстрации на самом деле не особо нужны. Нам не надо, чтобы кто-то учил нас родину любить, нас родители этому учили и посредники здесь не нужны.

— Что вы думаете по поводу того, что мы обязательно должны провести все положенные массовые мероприятия после 9 Мая и коронавируса?

— Есть замечательная русская поговорка «Дорого яичко ко Христову дню». С запозданием это все уже выглядит достаточно нелепо. На мой взгляд, это будет говорить о том, что власти используют все что можно просто для своей легитимизации. Я говорю то, что вижу. Может, это кому-то не нравится, но это мое мнение. Мне это все не нравится!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления