В Екатеринбурге начали переделывать "Мегу" на Металлургов: у неё должен полностью измениться фасад и интерьер, на это заложили почти 2 миллиарда рублей. О том, что изменится в торговом центре, показавшем Екатеринбургу "Икею" и "Ашан", мы поговорили с Айше Агекян, управляющей торговым центром "МЕГА Екатеринбург".
– Айше, а зачем это вообще нужно? "Мега" и так достаточно популярна, чтобы не в самые лёгкие времена тратить на лоск столько, за сколько можно чуть ли не ещё один центр построить.
– Если мы хотим занимать лидирующие позиции на рынке и быть одним из самых успешных торговых центров, то должны обращать внимание на то, как мы выглядим, на атмосферу, которую создаём, на тот дизайн, который мы предлагаем покупателям, и на тот сервис, которым располагаем. Поэтому было принято решение на уровне компании, что после 10 лет работы (а "Мега" в Екатеринбурге является одной из самых посещаемых среди регионов) нужно инвестировать в её обновление.
– Что изменится?
– Изменения коснутся практически всего торгового центра, начиная от галерей (плитки на полу, потолка, стен, освещения) и заканчивая фасадом. Изменения вдохновлены концепцией Уральских гор, нашей природы, – и шведским, "скандинавским" дизайном. Мы ведь шведский торговый центр, как вы знаете, и поэтому будем придерживаться его принципов – экологичность, натуральные материалы и цвета. Также у нас есть проект по обновлению прилегающей территории. Ничего достраивать мы не планируем – будем оставаться в рамках существующего торгового центра. Хотя у нас есть 6 гектаров свободной земли, и расширение возможно в будущем. Принято решение о нынешней реконструкции было около 2 лет назад, сумма инвестиций составит около 1,8 миллиарда рублей, но, учитывая масштаб обновлений, это стоит таких денег.
– "Мега" будет закрываться на период реконструкции – полностью или частично?
– Нет, наша задача – сделать так, чтобы мы не мешали работе арендаторов и удобству посетителей. Частично будут перекрываться входы – но при этом, разумеется, будут открыты другие входы. Работы идут в несколько фаз, и есть план, какая часть центра будет задействована в тот или иной период времени. Реконструкция должна закончиться летом 2017 года, а начали её в феврале. В одной из галерей часть плитки уже уложена, идёт обновление стен, следующие этапы реконструкции – это потолок и освещение. Работы идут ночью, фасады магазинов на это время закрываются. Покупатели, если рядом идут работы, могут попасть в помещения по специальным "мостикам".
– Магазин IKEA тоже будете переделывать?
– IKEА мы не планируем пока обновлять – это самый крупный наш арендатор, в котором идут отдельные процессы, и у них существует собственный план обновления.
– То есть 1,8 млрд – это без учёта IKEA? И без учета "Ашана" и "OBI" и без интерьеров других арендаторов? Их внутренний ремонт, получается, их личное дело?
– Да, но так сложилось, что у многих из них по договору заканчивается срок присутствия в нашей "Меге". Это значит, что, если они хотят остаться с нами, они должны провести реконструкцию. И поэтому 80% наших арендаторов полностью поменяются одновременно с нами.
– А благоустройство вокруг центра будет каким? Может быть, парк аттракционов?
– Мы об этом подумываем – раз есть свободная земля, может быть, и этому внимание уделим. Но пока таких планов нет – мы будем заниматься озеленением, и потом, за время существования "Меги" мы поняли, что нам не всегда достаточно парковочных мест в пиковые дни – их количество тоже будем увеличивать.
– Чем засадите окрестности "Меги"?
– Мы сейчас занимаемся выбором растений и проработкой проекта – он ещё не завершён. Но наша главная перемена – мы хотим сделать пешеходный бульвар в районе центрального входа. Это то, чего нам сейчас недостаёт, в этой зоне мы хотим отказаться от парковочных мест. Вместо них будет озеленение, лавочки, wi-fi, будет организовано место для проведения постоянных мероприятий. Также в непосредственной близости от центрального входа и бульвара поставим летнее кафе.
– Представим, что прошёл год: что к следующему июню уже должно измениться?
– Мы закончим галереи и перейдём к фасаду: частично его к этому времени уже можно будет увидеть. Работы по фасаду планируем начать уже зимой, современные технологии позволяют это сделать. Сейчас ищем подрядчика и выбираем материалы.
– А что-то качественно изменится? Например, вы будете использовать новые материалы – плитку фасадную или что-то подобное? Сейчас ведь фасад "Меги", если очень упрощённо, это хорошо покрашенный профлист?
– Да, и новое решение тоже будет реализовано с помощью металла – технология, где применяются ламели, люверсы. Вопрос в том, чтобы они противостояли нашей погоде и соответствовали концепту. Ну и плюс наша особенность – мы стараемся по возможности выбирать экологичные материалы. Кроме того, важно, что наш ресторанный дворик тоже перестраивается: все начнётся со стороны фастфуда, второй этап – со стороны ресторанов. Конфигурация помещения поменяется: если сейчас фудкорт имеет полукруглую форму, то в дальнейшем мы планируем выдвигать фасады арендаторов вперед, делать его "квадратным" – за счёт этого увеличиваются площади арендаторов.
– И плюс к этому мы "поднимаем" витрины кафе до 8 метров: сейчас их высота составляет 4,5 метра. Это одна из последних тенденций в развитии торговых центров, это позволяет создать большую обзорность. Наш ресторанный дворик превратится во "Вкусный бульвар", и для нас это немножко больше, чем просто про еду: это сердце местного сообщества, место, где люди встречаются, общаются, обедают. Мы соберём самые популярные бренды (методика выявления – опрос посетителей), оставим практически весь наш фастфуд, поскольку там уже есть набор самых любимых и самых известных кафе. Но мы понимаем: согласно опросам посетителей, нам недостаёт ресторанов для всей семьи. Мы хотим позвать именно местных операторов, ведь в Екатеринбурге есть кого пригласить, городу есть чем гордиться, и эти бренды нашим посетителям известны. Сейчас у нас 14 арендаторов в ресторанном дворике, а будет 16.
– То есть по "дворику" будет такой сквозной проход?
– Да, но при этом мы хотим создать специальное зонирование для разных групп посетителей – чтобы семьи с детьми не "мешались" с подростками. Ещё наша идея – обязательно поместить там две детские площадки, бесплатные и для разных возрастов. Ещё мы ведём переговоры с ресторанами, чтобы в каждом был "детский уголок" – и плюс эти площадки, чтобы родители могли беспрепятственно оставить там детей. Сейчас площадки есть только возле IKEA.
– Арендаторов у вас после реконструкции планируется больше или меньше? Учитывая кризисные явления и то, что происходит сейчас?
– Согласно современным тенденциям, практически все бренды хотят себе помещения побольше. Так что мы не увеличиваем число арендаторов, а "расширяем" существующих. У нас идут переговоры о том, чтобы мы завели сюда крупные "флагманские" магазины уже работающих у нас брендов. Это произойдет за счёт того, что у нас образовались "вакансии" – примерно 2% площадей, и мы их "придерживаем" для расширения. "Вакансий" у нас не было много лет, но в связи с кризисной ситуацией некоторые бренды вообще ушли из России – New Look, River Island, Esprit. На фудкорте это "Сбарро", "Восточный базар". Что касается наших новых арендаторов, то это, например, уникальный для Екатеринбурга турецкий бренд одежды lc waikiki, ведутся переговоры ещё по нескольким таким же более нигде в городе не представленным брендам.
– Посещаемость, ещё какие-либо показатели у вас снижались в последние два года?
– Посещаемость – самый главный параметр для торговых центров, и в последние 3 года мы прирастали и постоянно били свои рекорды – 16 миллионов, потом 17 миллионов, конец 2015-го – 17 млн 800 тысяч посетителей. Кризис не помешал, пока в этом году мы "идём" на уровне 2015 года. Оцениваем мы посещаемость в достаточно длительных периодах, и на неё влияет большое количество факторов, не только внутренних, но и внешних. Для Урала, например, это погода.
– Чем хуже, тем лучше, верно?
– (Смеётся) Для торговых центров – да.