
Поделиться
В Екатеринбурге к торгам за рубль готовят очередной объект культурного наследия. Речь идёт о руинах усадьбы А. И. Звонарева, которая была построена во второй половине ХIХ века и находится по адресу Горького, 32 / Карла Маркса, 4. Этим занимаются муниципальные структуры, которые уже имеют подобный опыт – проводили продажу здания бывшего госпиталя Верх-Исетского завода на ВИЗ-бульваре, 15, которое выкупил СКБ-Банк.
Начальная цена объекта на конкурсе устанавливается на минимальном уровне, у инвестора есть возможность получить его почти задаром, однако такие торги предполагают обязательства покупателя по сохранению и восстановлению объекта.
Чтобы передать инвестору объект культурного наследия из государственной или муниципальной собственности на условиях конкурса за минимальное вознаграждение, необходимо официально признать, что он находится в неудовлетворительном состоянии. Что сейчас и происходит.
– Я всегда считал, и руководство Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Екатеринбурга меня в этом поддерживало, что нужно сначала определиться, есть ли у какого-либо памятника ценность для муниципальных нужд. Дело в том, что у города в собственности более сотни объектов культурного наследия, и вкладывать во все памятники деньги, наверное, не получится. Поэтому нужно смотреть и привлекать инвесторов, как поступили со зданием на ВИЗ-бульваре 15, – считает директор МКУ "Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" Леонид Генин.

Поделиться
Он отмечает: понимание, какие городские памятники могут быть переданы инвесторам с условием их сохранения, уже существует. Но для этой процедуры необходимо соблюсти определённый порядок действий. Так, департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города должен вынести предложение о включении в план приватизации конкретных объектов сначала на профильную комиссию гордумы, а потом и на утверждение депутатам.
– Памятник местного значения по адресу Карла Маркса, 4 / Горького, 32 на госохрану был принят в 2014 году, а вот доведён до такого состояния давно. Сейчас с помощью муниципалитета территория памятника была очищена – там были аварийные участки, куда попросту страшно заходить без предварительной подготовки. И сейчас готовится акт о том, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии, цель чего – провести конкурс по выбору инвестора в том же порядке, что был проведён по зданию бывшего госпиталя Верх-Исетского завода, – рассказывает Леонид Генин.

Поделиться
Других вариантов восстановить данный памятник в мэрии пока не видят. Леонид Генин подчёркивает, что в данном случае важна не приватизация объекта, а именно привлечение инвесторов:
– Ряд памятников у нас 3–4 года назад был приватизирован по 159-му закону (закон, в рамках поддержки малого бизнеса позволяющий на льготных условиях приватизировать помещения их долговременным арендаторам. В настоящий момент из сферы действия этого закона исключены объекты культурного наследия – их можно получить в собственность только по конкурсу. – Прим. ред.). Это привело к тому, что арендаторы выкупили здания, но сегодня они стоят заброшенные, и приходится обращаться и в прокуратуру, и в Управление госохраны памятников, и в Общественную палату, чтобы привести их в порядок. Такая ситуация сложилась, например, с Домом мещанина Чудинова на 8 Марта, 30, зданием, которое приватизировало ООО "Зеленстрой-Екб". Компания ничего не делала, и ничего на них не действовало: уже и Александр Эдмундович Якоб подписывал письма, и Вадим Наумович Дударенко (глава ДУМИ. – Прим. ред.), и вот только сейчас, в сентябре, они "пошевелились" – снесли опасно накренившийся пристрой и заколотили окна, чтобы ограничить доступ неустановленных лиц. Так что я откровенно рад, что 159-й закон больше не работает, а инвесторы будут более ответственно подходить к сохранению памятников.

Поделиться
Напомним, также сейчас к торгам готовят три помещения в Доме Чувильдина, который переделают под частный особняк. Также местное отделение АУИПИК готовит к торгам гостиницу "Мадрид" и здание на Ильича, 2 на Уралмаше (правда, в данном случае идёт речь не о продаже, а об аренде на 49 лет).