Администрация Екатеринбурга приняла постановление об изъятии земель на муниципальные нужды трёх домов на улице Белинского. Речь идёт о землях, на территории которых построят так называемый "Золотой автовокзал", проект которого уже одобрен Градсоветом. Постановления вышли по домам № 250а, 250в и 258.
Главная интрига: дома, стоящие на этом месте, признали аварийными и идущими под снос, хотя это кирпичные хрущёвки 50-60-х годов постройки, которые до недавнего времени и не думали разваливаться и на квартиры в которых ещё два года назад банки выдавали ипотечные кредиты.
Жильцы уверены, что таким образом выкупную стоимость их имущества хотят занизить. Новые постановления об изъятии земель вышли буквально за 4 дня до очередного судебного заседания, на котором жильцы хотят оспорить аварийный статус домов.
– Суд перенесли в связи с болезнью судьи, – рассказывает Анна, жительница одного из домов на Белинского. – Точная дата суда пока неизвестна. Нам посоветовали звонить ежедневно и уточнять – это будет зависеть от того, когда судья снова выйдет на работу.
Новые документы выпущены на основании уже имеющихся постановлений о признании домов в районе улиц Крестинского – Академика Шварца – Белинского аварийными. Теперь, по закону, жильцы должны получить копии постановления в течение 10 дней. Затем им нужно выразить добровольное согласие на изъятие их собственности, после чего они получат проекты соглашений. В этих документах будет указана выкупная стоимость их жилья. Согласно Жилищному кодексу, собственникам должна быть компенсирована рыночная стоимость квартиры плюс убытки, которые они понесли из-за изменения места проживания.
В Постановлении администрации Екатеринбурга также говорится, что Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку должен обеспечить отселение граждан на основании договоров социального найма с предоставлением им благоустроенных жилых помещений.
Напомним, часть жильцов "аварийных" хрущёвок уже пошли на условия застройщика и переехали, другие пытаются отстоять статус домов, чтобы получить более адекватную выкупную стоимость.
– Предлагали 3,5 миллиона, – рассказывает Анна. – За эту стоимость "двушку" на Ботанике не купить. Нас тут устраивало всё – хороший двор, парковка, метро рядом. Мы понимаем, что город развивается, и эти земли понадобились, мы не против переехать, но наши дома – не аварийные, мы хотим просто справедливой оценки.
По словам тех, кто ещё остался жить в этих домах, они живут с ощущением полной неразберихи. С одной стороны, дома не числятся на балансе управляющих компаний, но в то же время и вода, и отопление есть. Вероятно, платить за ресурсы надо поставщикам, но никаких договоров с ними пока не заключали. При этом риелторы, через которых расселяют дома, "давят" на собственников специфическими аргументами: вас всё равно снесут и все коммуникации отключат, как вы тут жить собираетесь?
– Один дом уже превратился в бомжатник, – рассказывает жительница дома № 256, – стоит постоянно с открытой дверью. Я в своём доме осталась почти одна, стараюсь следить за порядком.
Жилищный кодекс указывает на то, что в случае несогласия с выкупной стоимостью жильцы могут провести независимую оценку и оспорить сумму через суд.
Напомним, застройщик проекта нового транспортного узла – компания "Малышева, 73" – утверждает, что предлагает собственникам вполне достойные суммы компенсаций.
– Цена выкупа выше рыночной, "премия к рынку" в каждом случае составляет более 1 миллиона рублей, – комментировал ранее официальный представитель общества "Малышева, 73" Илья Клюжин. – Люди переезжают в гораздо более комфортное жильё, в том числе на Ботанику – в дома такого класса, который без отселения они вряд ли могли бы себе позволить.