
Поделиться
Когда идёшь по улице Малышева в районе Горького и Пушкина, невольно обращаешь внимание на витраж практически во весь дом № 58а – это старинное фотоателье, построенное в прошлом веке. Даже сейчас здесь вывеска "Фотосалон", правда, уже современная, но скоро и её демонтируют, чтобы заменить на новую: "Живой театр".
"Живой театр" существует около двух лет, но у него не было своего здания, и театралам приходилось кочевать по разным площадкам. Около года назад под камерный музыкальный театр выделили это фотоателье. В репертуаре театра – детские спектакли и мюзиклы. Художественный руководитель "Живого театра" – "дедушка уральского рока" Александр Пантыкин, а главный режиссёр – его сын – Сергей Пантыкин, он и показал нам, как идёт ремонт, и рассказал историю этого здания.
– Когда рассказываешь друзьям про это здание, то сразу: "а, так мы там фотографировались после школы на выпускном". Это фотоателье, как я понимаю, очень долго прослужило. Художественный руководитель театра, главный инициатор и лидер – Сан Саныч (Александр Пантыкин. – Прим. ред.) одобрил это здание по территориальному признаку, и нам очень нравится, что у здания есть своя история, – рассказал Е1.RU Сергей Пантыкин.

Поделиться
Если вспомнить историю, то фотоателье построили в 1924–1926 годах на средства городских фотохудожников Ф.С. Мурдасова и А.Ф. Кузнецова. В начале 1920-х годов они купили часть усадьбы Х. Полякова, что находится по соседству – на Малышева, 58. Фотохудожникам выдали земельный участок площадью 942,5 кв. м и одобрили проект фотоателье. Фасад памятника архитектуры сделан в духе эклектики с использованием приёмов "кирпичного" стиля.
Как и положено зданию, которое стоит почти век, оно хранит в себе тайны.

Поделиться

Поделиться
– Когда мы разобрали весь гипсокартон, то поняли, что пришли по адресу, и именно здесь должен располагаться наш театр. На первом этаже за гипсокартоном обнаружили старую-престарую печку. Мы её разобрали по той причине, что здесь мы планируем сделать, так скажем, актёрское фойе или игровую, в которой маленькие зрители смогут дожидаться спектакля, – пояснил Е1.RU главный режиссёр театра.

Поделиться
Печка была обита гипсокартоном, её построили вместе с фотоателье 90 лет назад. Тогда в домах было только печное отопление. Единственный источник тепла того времени уже демонтировали – архитектурной ценности печь не представляла. Ещё один сюрприз ждал театралов, когда разбирали гипсокартонный потолок на втором этаже.
– Мы нашли тайную комнату! Не знаю, для кого и для чего она была сделана. Но когда убрали гипсокартон, то увидели её – она прям нависала. Туда можно было подняться только по лестнице. Мы подумали: может, туда посадить оркестр, у нас ведь театр живой, мы всё играем без фонограмм, но по технике безопасности мы решили её убрать, – рассказал Е1.RU Сергей.

Поделиться

Поделиться
Сейчас, по словам главного режиссёра, в театре выполнено примерно 30% работы. Но сделано одно из главных дел – заменили витраж. Именно он делает фасад здания узнаваемым.
– Друзья надо мной смеялись, спрашивают: "а что у вас там с ремонтом?", а я им говорю: "вот, окно поменяли", они: "ха-ха, всего лишь одно окно?" – вспоминает главный режиссёр. – Здесь проделана большая работа. Это окно создаёт первоначальный вид, какое изначально было в фотоателье. Мы поставили деревянный стеклопакет. Окно недешёвое, если не ошибаюсь, на него ушло 800 тысяч рублей. Тогда витраж был необходимым источником света для фотографов. А мы хотим использовать его в спектаклях. Зрительный зал сделать мобильным, а пространство универсальным, – делится планами главный режиссёр.

Поделиться

Поделиться

Поделиться
В старинном здании есть несколько маленьких комнат-кладовок, театралы планируют хранить здесь реквизит, а вот изначально, по мнению архитекторов, эти крохотные комнаты использовались для проявки фотографий.
– Здесь было фотоателье полного цикла: там фотографировали, тут же фотопластинки проявляли – эти тёмные комнатки и приспосабливали под проявочные и хранение химических реактивов, там и раковина была. Нам было интересно работать над этим зданием, здесь и эклектика, и элементы модерна есть. А витраж в этом здании интересен тем, что он находится под наклоном, – рассказал Е1.RU директор архитектурно-реставрационного объединения "Ордер" Сергей Епифанов.

Поделиться

Поделиться
По оптимистическим прогнозам, ремонт планируют завершить в марте 2017 года. Скоро будут приступать к укреплению пола и балок над сценой и зрительным залом, а потом переходить к отделочным работам.
– Деревянные перекрытия родные, – показывая на потолок, рассказывает Сергей. – Рабочие нашли там большое количество земли, дело в том, что раньше здания утепляли землёй, и сейчас у нас над головой земля. Кстати, существует легенда, что здание построено раньше, якобы архитектура относится к XIX веку, но я думаю, что это просто красивая легенда, – смеясь, рассказал Сергей Пантыкин.
Деревянный балкончик тоже хотели приспособить – поставить глашатая, который смог бы приглашать людей в театр, но от этой идеи отказались – побоялись, что ветхий балкон просто не выдержит, и решили заменить глашатая на светодиодный экран. Когда театр начнёт работать, его установят на фасаде здания, на экране будут транслировать отрывки из спектаклей и афишу.

Поделиться
Театралы уже распланировали, что где будет располагаться. На первом этаже игровая, кассы и гардероб, на втором – зрительный зал и гримёрки. Актёры уже приходят в это здание на репетиции, сейчас работают над мюзиклом "Муравей Бигги". По словам главного режиссёра, актёрам уже не терпится сыграть для детей в новом доме театра.

Поделиться

Поделиться
В Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области рассказали, что фотоателье было построено между двумя старинными зданиями. По соседству (Малышева, 58) каменный трёхэтажный доходный дом второй половины XIX века, а с другой стороны (Малышева, 56) – здание гостиницы "Эрмитаж", в которой в 1928 году останавливался Владимир Маяковский (но это уже совсем другая история).

Поделиться

Поделиться
– Здание на Малышева, 58а – это объект культурного наследия регионального значения, поставлен на государственную охрану. Аналогичного здания в Екатеринбурге вообще нет. То, что сейчас проводятся работы по сохранению культурного наследия, заслуживает большого уважения. Хорошо, что здание будет приспособлено под детский театр, получается синтез духа старого здания и современной жизни. В старое здание вдыхается новая жизнь, которая не нарушает его старинный архитектурный облик, – рассказала Е1.RU начальник отдела Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Светлана Ильина.

Поделиться
Выходя из театра и закрывая дверь на замок, главный режиссёр "Живого театра" добавил:
– Здорово, что у этого дома есть такая история, теперь её продолжит наш театр.

Поделиться