Всё меньше и меньше времени остаётся до открытия в Екатеринбурге парка "Россия – моя история", для которого возле цирка уже построили собственное здание. В Екатеринбурге проект прозвали "православным музеем", поскольку создаются такие выставки при поддержке РПЦ (и спонсорстве Газпромбанка).
При этом в Москве на ВДНХ уже действует такой музей – здесь, на площади в 22 тысячи квадратных метров, в павильоне 57, раскинулось несколько экспозиций, посвящённых разным вехам нашей истории. И мы при случае заглянули туда – чтобы выяснить, что за проект будет работать в нашем городе.
От станции метро ВДНХ до самого павильона около получаса ходьбы, так что, если есть планы в один день осмотреть все достижения народного хозяйства и сам парк – скорее всего, от чего-то придётся отказаться – даже учитывая, что значительная часть ВДНХ на реконструкции.
Проходим на ресепшн и выбираем выставку "Романовых". Цены вот такие: билет на одного обходится в 500 рублей (можно бесплатно посетить ещё одну выставку), плюс 100 за трёхмерную панораму "Москва. Контрнаступление" и 200 за аудиогид по "Романовым", то есть 800 рублей в целом. Аудиогид в двух вариантах, краткий на 45 минут и полный – на 2,5 часа. Мы выбрали краткий. Как выяснилось, не ошиблись, потому что если слушать весь аудиогид и заодно изучать всю экспозицию, то здесь спокойно можно провести весь рабочий день.
Каждому из Романовых здесь посвящён отдельный небольшой зал – и отдельная запись аудиогида. Зал "Смута" встречает нас алым освещением и потрескиванием анимированного огня на полотнах. Вообще анимация в музее, как правило, посвящена чему-то пылающему – реальной Москве времен польской интервенции или метафорам бунтов, войн и смены вех.
Мужской выразительный голос аудиогида рассказывает о конце династии Рюриковичей, Лжедмитриях, Борисе Годунове, семибоярщине, интервентах, о Минине и Пожарском. Внимание сразу же привлекает то, что единственными "говорящими" персонажами – теми, чьи слова аудиогид процитировал – были патриархи Иов и Гермоген: слова первого – о том, что Лжедмитрия I признавать не следует, и второго – призывающего "стоять за православную веру против иноземцев", после чего поднялась первая волна народного ополчения против интервентов. Можно было предположить, что и дальше деятели церкви будут занимать большую часть аудиоповествования, но в следующих залах аудиогид рассказывал в основном о монархах, трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, и достижениях.
Около подсвеченных полотен размещены интерактивные экраны. Сразу скажем: тем, кто не любит читать, в музее придётся нелегко, потому что на полотне или на интерактивном экране, но ключевая информация в любом случае будет в виде текста. Пусть во многих случаях и не шире и не эмоциональнее той, что из учебника.
Николай I, как мы помним, был противоречивым правителем. Аудиогид так и сказал – "Ни современники, ни потомки не сумели дать однозначной оценки его жизни и деятельности, не решив, кем он был для России – деспотом или ангелом-хранителем". Дальше аудиогид процитировал Пушкина:
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
А дальше переключился на перечисление событий эпохи – создание жандармерии и Собственной его величества канцелярии, военному образованию – появлению 11 кадетских корпусов, 10 тысяч километров шоссейных дорог, первые железные дороги, две тысячи километров телеграфных линий, первый завод по изготовлению подсолнечного масла, открытие сберегательных касс. "Время Николая Первого считается золотым веком русской культуры и литературы – достаточно вспомнить имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Белинского, Тургенева", – сообщил торжественно аудиогид. Достаточно ли?
"С самого начала своего правления Николаю Александровичу пришлось столкнуться с негативной общественной оценкой из-за давки на Ходынском поле во время коронации. Молодой царь был прозван "Николаем Кровавым". Либеральные газеты и поднявшие свои головы революционеры не скрывали своей ненависти к монархии в целом и государю в частности. Начало ХХ столетия отмечено небывалым разгулом террора. По разным оценкам, было убито и ранено свыше 17 тысяч человек. На пике политического насилия погибало до 18 человек в день, но, как это ни странно, в падении империи главную роль сыграли не революционеры, а предательски настроенные элиты. Предательство элиты с одной стороны, экономические трудности и утомление от войны привели к революции", – так описывает причины произошедших трагедий аудиогид.
После более чем трёхчасового путешествия отправляемся к панораме "Москва. Сорок первый. Контрнаступление". Это не интерактив и не высокие технологии – это воссоздание обороны села Иваново под Волоколамском в декабре 1941 года, когда оно в течение нескольких дней трижды переходило из рук в руки от фашистов к советским войскам, которые держали оборону против танкового наступления. Одно из центральных действующих лиц – церковь села Ивановское, разорённая и перестроенная, но всё равно остающаяся оплотом и укрытием для раненых бойцов. И это почему-то работает куда лучше, чем высокие технологии и позолоченные полотна.