E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

переменная облачность, дождь

ощущается как +13

5 м/c,

ю-з.

727мм 68%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Недвижимость обзор У нас такой же будет: гуляем по копии будущего "православного" музея, который строят у цирка

У нас такой же будет: гуляем по копии будущего "православного" музея, который строят у цирка

Подобный проект появится во многих городах России, мы посмотрели на московский

"Россия – моя история" на ВДНХ.

Всё меньше и меньше времени остаётся до открытия в Екатеринбурге парка "Россия – моя история", для которого возле цирка уже построили собственное здание. В Екатеринбурге проект прозвали "православным музеем", поскольку создаются такие выставки при поддержке РПЦ (и спонсорстве Газпромбанка).

При этом в Москве на ВДНХ уже действует такой музей – здесь, на площади в 22 тысячи квадратных метров, в павильоне 57, раскинулось несколько экспозиций, посвящённых разным вехам нашей истории. И мы при случае заглянули туда – чтобы выяснить, что за проект будет работать в нашем городе.

От станции метро ВДНХ до самого павильона около получаса ходьбы, так что, если есть планы в один день осмотреть все достижения народного хозяйства и сам парк – скорее всего, от чего-то придётся отказаться – даже учитывая, что значительная часть ВДНХ на реконструкции.

Идём напрямую – мимо фонтана "Дружбы народов" и павильонов Карелии и Армении.
Добраться помогают указатели и реклама.
Парк на 22 тысячи "квадратов"
Для сравнения, так выглядит наш будущий парк "Россия – моя история". Его площадь в пять раз меньше – 4 тысячи квадратных метров.
Так выглядит ресепшн.
Сейчас в парке работают выставки "Романовы" и "Рюриковичи", хотя функционировали ещё две – посвящённые времени от 1917 года и до конца Великой Отечественной войны – и новому времени.

Проходим на ресепшн и выбираем выставку "Романовых". Цены вот такие: билет на одного обходится в 500 рублей (можно бесплатно посетить ещё одну выставку), плюс 100 за трёхмерную панораму "Москва. Контрнаступление" и 200 за аудиогид по "Романовым", то есть 800 рублей в целом. Аудиогид в двух вариантах, краткий на 45 минут и полный – на 2,5 часа. Мы выбрали краткий. Как выяснилось, не ошиблись, потому что если слушать весь аудиогид и заодно изучать всю экспозицию, то здесь спокойно можно провести весь рабочий день.

Парк изнутри: он двухэтажный и действительно похож на ангар-выставочник.
Выдают вот такие аудиогиды.

Каждому из Романовых здесь посвящён отдельный небольшой зал – и отдельная запись аудиогида. Зал "Смута" встречает нас алым освещением и потрескиванием анимированного огня на полотнах. Вообще анимация в музее, как правило, посвящена чему-то пылающему – реальной Москве времен польской интервенции или метафорам бунтов, войн и смены вех.

Зал "Смута". Это полотно пылает и потрескивает. 
Фотографировать в музее не запрещают.

Мужской выразительный голос аудиогида рассказывает о конце династии Рюриковичей, Лжедмитриях, Борисе Годунове, семибоярщине, интервентах, о Минине и Пожарском. Внимание сразу же привлекает то, что единственными "говорящими" персонажами – теми, чьи слова аудиогид процитировал – были патриархи Иов и Гермоген: слова первого – о том, что Лжедмитрия I признавать не следует, и второго – призывающего "стоять за православную веру против иноземцев", после чего поднялась первая волна народного ополчения против интервентов. Можно было предположить, что и дальше деятели церкви будут занимать большую часть аудиоповествования, но в следующих залах аудиогид рассказывал в основном о монархах, трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, и достижениях.

Панель, посвященная патриарух Йову. 
Итоги исторических периодов правления визуально показаны в количественно-территориальном аспекте: насколько стало больше (или, как в данном случае, меньше) территорий и населения.
Следующий зал посвящён первому Романову – Михаилу Фёдоровичу.

Около подсвеченных полотен размещены интерактивные экраны. Сразу скажем: тем, кто не любит читать, в музее придётся нелегко, потому что на полотне или на интерактивном экране, но ключевая информация в любом случае будет в виде текста. Пусть во многих случаях и не шире и не эмоциональнее той, что из учебника.

На экранах с "кратким содержанием" исторических периодов есть обязательная вкладочка – "Жизнь церкви", повествующая о её роли и взаимодействии её представителей с монархами.
Красным подсвечиваются полотна, посвящённые негативным с точки зрения церкви и монархии явлениям.
Эпоха Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича...
...переходит в эпоху первого российского императора – Петра I.
Как мы стали империей. 
Медный всадник – анимированное полотно. Здесь гремит гром и бьют молнии.
А вот и о нашей местности немного.
В структуре выставки есть небольшие панорамные кинозалы, где постоянно идут фильмы о каком-либо историческом явлении. Каждый из них длится несколько минут и потом – по новой, то есть опоздать на сеанс невозможно. Большая часть фильмов – там, где нет кинохроники  – это слайдшоу  из картин (иногда трехмерных)  и ифографики. 
Этот посвящён военным свершениям. Дальше есть и об искусстве, и о конкретных монархах.
Для продолжения осмотра нужно перейти этажом выше: вот так выглядит переход. Пандус – это хорошо, но в целом всё-таки странно.
Далее утилитарность перехода скрашивается цитатами известных личностей.
Зал Анны Иоанновны.
Полотнища богаты позолотой.
Зал всех монархов – и географии с дипломатией. Рядом – интерактивные панели. 
Их смысл в том, чтобы на всём земном шаре увидеть, какие события, связанные с Россией, и при каком монархе происходили.
Первое кругосветное Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Проходим в зал Елизаветы Петровны.
Ещё одна небезынтересная интерактивная панель на стене: монархи и мощные культурные явления в период их правления. Нажимаешь на монарха – видишь, что самого важного создали при нём. 
Петергоф у одного царя… 
...и работы Кандинского у другого. 
Екатерина II.
Павел I.
Вот такие  панели, посвященные развитию быта,  на стенах тоже подобраны для большинства монархов. Почему-то самое интересное всегда внизу.
Пешеходы, автомобилисты и урбанисты, помните, всё это началось при Петре III.
Проходим в зал Александра I.
И следом – Николай I.
В качестве стенда "адского пламени" на территории Николая I выступает восстание декабристов. Правда, в формулировке "заговор", хотя аудиогид придерживается старой школы и говорит всё же о восстании.
На инфостенде особое внимание уделяется покаянию декабристов.

Николай I, как мы помним, был противоречивым правителем. Аудиогид так и сказал – "Ни современники, ни потомки не сумели дать однозначной оценки его жизни и деятельности, не решив, кем он был для России – деспотом или ангелом-хранителем". Дальше аудиогид процитировал Пушкина:

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

А дальше переключился на перечисление событий эпохи – создание жандармерии и Собственной его величества канцелярии, военному образованию – появлению 11 кадетских корпусов, 10 тысяч километров шоссейных дорог, первые железные дороги, две тысячи километров телеграфных линий, первый завод по изготовлению подсолнечного масла, открытие сберегательных касс. "Время Николая Первого считается золотым веком русской культуры и литературы – достаточно вспомнить имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Белинского, Тургенева", – сообщил торжественно аудиогид. Достаточно ли?

"Так называемых декабристов".
Находим информационную панель с великими открытиями и изобретениями – тут не по царям, а по выдающимся деятелям.
Глава государства, при котором важную вещь открыли, всё равно обозначен.
Переходим к Александру II.
Герань и конка.
Отмена крепостного права.
Стенд, посвящённый убийству царя-освободителя.
Зал его наследника – Александра III.
Здесь "алый стенд" выглядит вот так.
Следуем дальше – к последнему царю Николаю II.
На отдельном стенде – показатели роста экономики Российской империи в период его правления.
Искусство вообще и "Серебряный век" в частности.
Встречаются по-настоящему пронзительные вещи.
В небольшом кинотеатре транслируются фильмы о Николае II и Первой мировой.
И о том, кому она оказалась выгодна в итоге.

"С самого начала своего правления Николаю Александровичу пришлось столкнуться с негативной общественной оценкой из-за давки на Ходынском поле во время коронации. Молодой царь был прозван "Николаем Кровавым". Либеральные газеты и поднявшие свои головы революционеры не скрывали своей ненависти к монархии в целом и государю в частности. Начало ХХ столетия отмечено небывалым разгулом террора. По разным оценкам, было убито и ранено свыше 17 тысяч человек. На пике политического насилия погибало до 18 человек в день, но, как это ни странно, в падении империи главную роль сыграли не революционеры, а предательски настроенные элиты. Предательство элиты с одной стороны, экономические трудности и утомление от войны привели к революции", – так описывает причины произошедших трагедий аудиогид.

Персонажи "адского стенда" здесь – трагические обстоятельства.
Ближе к выходу – цитаты наших современников в контексте того, что мы только что увидели и услышали.

После более чем трёхчасового путешествия отправляемся к панораме "Москва. Сорок первый. Контрнаступление". Это не интерактив и не высокие технологии – это воссоздание обороны села Иваново под Волоколамском в декабре 1941 года, когда оно в течение нескольких дней трижды переходило из рук в руки от фашистов к советским войскам, которые держали оборону против танкового наступления. Одно из центральных действующих лиц – церковь села Ивановское, разорённая и перестроенная, но всё равно остающаяся оплотом и укрытием для раненых бойцов. И это почему-то работает куда лучше, чем высокие технологии и позолоченные полотна.

Фото: Алёна БАТАЛОВА / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления