В Екатеринбурге готовы "Маски скорби" – мемориал авторства Эрнста Неизвестного, который должен быть установлен на 12-м километре Московского тракта, в месте массовых захоронений жертв политических репрессий. Ещё один шаг развития мемориального комплекса – это строительство музея.
В Музее истории Екатеринбурга ведут работу, связанную с созданием полноценной мемориальной экспозиции: так, собран материал для первой книги "Частные истории большого террора". Что же касается самого здания музея, то для него тоже уже создавались эскизы.
Актуальной в настоящий момент является разработка бюро "Гордеев-Демидов". Здание музея на мемориале обязательно нужно было запроектировать одноэтажным – чтобы не отвлекало на себя внимание от акцента – "Масок"; в то же время здание по проекту не имеет заглублённого фундамента, чтобы не строить "на костях" – оно располагается на угловых опорах.
Тем не менее сейчас, по всей видимости, наступил момент переосмыслить базовые идеи.
– Возникает ряд вопросов по удалённости объекта. Она уменьшает его посещаемость – например, для групп школьников сюда добраться сложнее, равно как и для членов семей репрессированных, многие из которых сейчас находятся в очень пожилом возрасте, – отмечает директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. – Учитывая эти обстоятельства, интересно было бы обсудить с горожанами, насколько, на их взгляд, целесообразно возводить музейный комплекс именно на 12-м километре, или имеет смысл "раздвоить" данную историю, чтобы музейная площадка находилась в городе, а там – поминальное место.
Необходимость подумать над этим вопросом вызывают ещё два немаловажных момента. Во-первых, границы территории массовых захоронений на Московском тракте всё ещё не определены до конца.
– Важно провести уточняющие археологические работы, чтобы точно определить "контуры" территории захоронения. Изначально здесь были проведены геофизические съёмки, но они, например, показали, что захоронения продолжаются на другой стороне тракта – и уходят в лес. Сейчас эта территория никак не маркирована, – констатирует Сергей Каменский.
И, во-вторых, решается вопрос с гипсовыми формами, с помощью которых отливали "Маски": если бы музей находился непосредственно в Екатеринбурге, то лучшего места, чем музей, для них подобрать было бы трудно.
При этом, если всё-таки будет принято решение создавать музейную площадку в городе, вряд ли пойдёт речь о строительстве отдельного здания – это должны быть уже существующие площади, отмечает Каменский.
Где будет уместнее создание мемориального музея жертв политических репрессий?