E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

746мм 94%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Недвижимость Храм-на-Драме мнение «Этот храм не для простых верующих»: урбанист — о стройке на месте сквера у Театра драмы

«Этот храм не для простых верующих»: урбанист — о стройке на месте сквера у Театра драмы

Публикуем колонку Владимира Злоказова о том, почему зону отдыха на набережной нужно сохранить

Урбанист Владимир Злоказов считает, что храм на месте сквера у Театра драмы строить нельзя

В Екатеринбурге не утихают споры по поводу строительства храма святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы. В городе хотят устроить референдум по этому вопросу. На прошлой неделе мы публиковали мнение политолога о том, почему строительство храма все-таки должно состояться. А в этот раз приводим колонку урбаниста Владимира Злоказова, который считает, что строить храм нельзя.

По роду своей деятельности я часто изучаю процессы, происходящие в разных городах по всему миру. Они необязательно напрямую транслируются на наш город, однако в их контексте наша реальность становится более объемной и выразительной. Одним из городов, за которым интересно наблюдать, является столица Колумбии — Богота.

У нас этот город до сих пор ассоциируется с бедностью, насилием и наркоторговлей, но это наследие 80-х и начала 90-х годов. С конца 90-х Богота значительно преобразилась: улучшился транспорт, появились общественные пространства, снизился уровень преступности. Одним из мэров, который запустил процесс трансформации, был Энрике Пеньялоса (мэр в 1998–2000 годах, 2016–2019 годах). Менее известным за пределами Колумбии его проектом является инициатива по превращению элитного загородного клуба в городской парк.

Клуб когда-то был построен на окраине города, но в эпоху бурной урбанизации застройка обступила его со всех сторон. В то же время в результате плохого планирования эта часть города осталась без озелененных общественных зон.

Такой храм хотят построить перед Театром драмы

Что делает мэр Пеньялоса? Замечу, не социалист, а представитель консервативной правой партии на тот момент. Сначала он пытается выкупить клуб в пользу города, но владельцы не соглашаются. После долгих и безуспешных переговоров мэр издает указ об изъятии территории для муниципальных нужд — и парк все-таки строят. Владельцы идут в суд, выигрывают его и получают денежную компенсацию.

Можно не согласиться с методами Пеньялосы (уж больно они похожи на нашу историю с новым зданием филармонии), но в данном случае более интересна сущностная сторона вопроса: муниципалитет пытается получить землю, эксклюзивно используемую городской элитой, чтобы сделать из нее общедоступный парк! На этой почве Пеньялоса перессорился со многими влиятельными людьми города, которые были членами того элитного клуба.

В принципе так и должна работать демократия: вы — мэр, вы понимаете, что у тех, кто вас выбрал, есть запрос на доступ к природе, и вы используете имеющиеся у вас инструменты, чтобы этот запрос удовлетворить.

Звучит разумно, но для сегодняшнего Екатеринбурга это как будто история с другой планеты, поскольку у нас происходит нечто совершенно противоположное. С самого начала идея строительства храма святой Екатерины у нас обрела форму изъятия общественной территории у горожан в пользу элитной группы интересов. При Мишарине они хотели отобрать у нас площадь Труда, затем при Куйвашеве Городской пруд и вот теперь — сквер у Театра драмы.

Такой была первоначальная идея — построить храм святой Екатерины на акватории Городского пруда, но часть горожан выступила против

Почему я говорю об элитной группе интересов? Потому что, как ни крути, православие сегодня стало частью государственной идеологии, и храм этот нужен не для простых верующих, а именно для обслуживания интересов этой идеологии и ее функционеров. Надо же нашим чиновникам и депутатам где-то стоять с торжественными лицами по церковным праздникам.

Кто-то скажет: «Ну, все равно это общественное здание — любой сможет зайти». Да, конечно, будет какая-то часть этого здания, куда сможет зайти любой. Но все эти трапезные, конференц-залы, мини-кухни, парковки для своих, о которых мы читали в описании проекта, — это все тоже общественные функции? Кроме того, смочь-то сможет, но захочет ли? Если человек не верующий или является приверженцем другой конфессии, что ему делать в православном храме?

С тем же успехом вместо сквера можно построить 20-этажную гостиницу: там будет большое лобби на первом этаже, куда можно будет зайти попить кофе и с кем-нибудь встретиться. И это будет более демократичное здание, чем храм, поскольку войти сможет любой, независимо от вероисповедания!

Примечательно, что сквер у Театра драмы во многом был создан теми же методами, которыми создавал парк мэр Пеньялоса в Боготе. Раньше вдоль улицы 9 Января (нынешней Ельцина) была плотная историческая застройка, которая была полностью снесена для начала строительства нового общественного района — со зданием правительства, театром и парадным парком напротив него. Сегодня мы бы назвали это варварским сносом исторической среды, а тогда это было в порядке вещей.

Можно сожалеть об утрате исторической среды (я лично сожалею), но сегодня мы имеем то, что имеем, и это — совершенно невоспроизводимая ситуация. Вспомните хотя бы один случай за последние 20 лет, когда у нас снесли какие-нибудь здания — не для того, чтобы построить новые повыше, а чтобы разбить на их месте парк? Единственный такой пример в России — это, пожалуй, парк «Зарядье» в Москве, но, чтобы он появился, потребовалось прямое указание президента страны. Это исключение, которое лишь подтверждает правило!

Парк «Зарядье» в Москве — пример, когда здания снесли, чтобы посадить деревья, а не наоборот

Общественные пространства, особенно в центре, — это невосполнимый ресурс. Один раз их потеряв, их уже практически невозможно вернуть назад. С ростом же населения и плотности застройки возрастает и нагрузка на общественные пространства, которые остаются неизменного размера. Причем запрос на общественные пространства и зеленые зоны есть у всех горожан, неважно, верующих или нет!

Города по всему миру оберегают свои общественные пространства — парки, скверы, площади — как зеницу ока. Наши же депутаты и чиновники сегодня хотят изъять у нас значительный кусок общественного пространства в центре города!

Их личные мотивы можно понять: для большинства из них город — не среда для жизни. Многие из них живут вовсе за городом, ездят на машине с водителем и могут себе позволить регулярный отдых на природе в любой климатической зоне на их вкус. Для них город — это просто парадная картинка, в которую они хотят вставить кусочек имени самих себя. Что им до интересов людей, которые гуляют в городских парках?

Эта ситуация говорит нам о том, что они совершенно оторвались от интересов людей, которых они как бы должны представлять. К сожалению, сегодня они представляют только самих себя и интересы коммерческих структур, с которыми они связаны.

Завтра депутаты городской думы будут решать вопрос о референдуме по строительству храма на Драме, и сегодня всё говорит о том, что решение будет отрицательным. Им кажется, что они всё уже решили за нас, и мы с этим покорно согласимся. Что ж, мы не согласились с застройкой площади Труда в 2010-м, не согласились с застройкой пруда в 2017-м. Не согласимся и с попыткой отнять у нас сквер у Театра драмы сегодня.

Ближайшая перекличка всех, кто готов защищать сквер, состоится 2 марта в 16 часов в самом сквере.

Дорогие читатели, а вы что думаете об этом? Отстоять сквер или построить храм? Ждем ваших комментариев на форуме.

Фото: проектная документация, zaryadyepark.ru, департамент информационной политики губернатора Свердловской области
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления