E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

переменная облачность, дождь

ощущается как +13

5 м/c,

ю-з.

727мм 68%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Он и она репортаж День в детском доме: как многонациональная семья борется с шовинизмом и плохим электроснабжением

День в детском доме: как многонациональная семья борется с шовинизмом и плохим электроснабжением

Любовь и Аман Жангауловы уверены, что душевного тепла им хватит на всех детей, а вот с теплом физическим пока проблемы.

Трехэтажный дом в поселке Медном – самый высокий и населенный

Трехэтажный дом в поселке Медном – на самой окраине – примечателен не только тем, что он, по-видимому, самый высокий в поселке. Здесь живет большая семья: у Амана и Любови Жангауловых сейчас 9 детей. Семеро из них – приемные. Аман и Люба для них – опекуны, которых все зовут мамой и папой.

Семья поселилась здесь в начале нулевых. О том, чтобы организовать семейный детский дом, Аман и Люба мечтали с юности.

– У нас даже интервью брали в ЗАГСе, в Семипалатинске, когда мы поженились, – вспоминает Аман. – И мы тогда сказали, что хотим большую семью, много детей. Я сам вырос в семье, где было 15 детей.

Из Казахстана они перебрались в Екатеринбург (еще Свердловск) в 80-е. Аман работал на стройках, Люба – чаще всего – с детьми. Своих воспитанников из детских приютов она приводила на выходные домой, к своим пятерым детям.

– Душевная потребность, – объясняет Люба. – Еще тогда мечтала переехать за город. Вы же понимаете, что такое много детей в квартире: кто-то бегает, кто-то учится на пианино играть, всем мешаем.

В какой-то момент они решились продать жилье в Екатеринбурге и переехать в пригород. Выбрали поселок Медный, он входит в черту Екатеринбурга. Построили просторный дом, с гостиной, подвалом, актовым залом.

Теперь размеры дома, которым так радовались раньше – детям есть, где бегать, играть, учиться, спать и собираться вместе – превратился в настоящую проблему.

Аман подводит нас к радиаторам. Они теплые – пока на улице затянувшаяся осень, в доме тепло. Газ к этим домам не подведен. Топить углем стало дорого и тяжело физически.

В доме есть гостиная, актовый зал и много-много детских спален

– Бывало, даже ночью вставал, чтобы уголь закинуть, – рассказывает Люба.

Помочь с отоплением взялись неравнодушные горожане. Однако, установив в доме электрический котел и дополнительное оборудование, хозяева обнаружили, что работать все это не может из-за проблем электрических сетей. Чтобы котел заработал, не хватает напряжения. Недостаточный уровень напряжения, не соответствующий ГОСТу, подтвердили замеры. Аман и Люба обращались в администрацию района, ЕЭСК и ЕМУ "МЭС". Последний ответ, из ЕМУП "МЭС", гласил, что для обеспечения нормального электроснабжения в Медном необходимо полностью менять его схему и строить новую трансформаторную подстанцию, а на это требуются время и средства.

– Стиральная машина тоже постоянно ломается, – пожаловалась многодетная мама. – А вы представляете, что это: остаться без стиралки хотя бы на день, когда такая семья? Катастрофа! Тащим ее в ремонт срочно!

Пока электрооборудование, которое с таким трудом удалось поставить на благотворительные средства, простаивает, дом отапливается дизельным котлом. Но, вопреки обещаниям установщиков оборудования, дизель оказался семье совсем не по карману. На него уходит почти 30 тысяч в месяц и около 180 тысяч рублей понадобится на весь отопительный сезон. Где взять такие средства, когда кончатся запасы топлива, Аман и Люба не знают, вновь обращаться с протянутой рукой к добрым людям им вовсе не хочется.

Раньше топили углем, теперь работает дизельный котел, который "съедает" весь семейный бюджет. Электрический котел простаивает

– Нам и так очень, очень помогли. Ни администрации, ни депутаты, которые много лет говорили: "Если не на что содержать, зачем вам столько детей?" А просто добрые люди, которые нас понимают. Нам ведь не деньги нужны. Нужно просто, чтобы здесь, в жилом поселке, электричество подавали так, как положено. На это любой житель имеет право.

Любовь и Аман вырастили пятерых родных детей. Они считают, что дети – их призвание. Их день начинается в 6 утра: нужно всех собрать, накормить, развезти в школы-садики. Некоторые дети занимаются музыкой. Родители стараются, чтобы каждый нашел себя. Устраивают для них игры, конкурсы, праздники. Иногда выезжают в город погулять, катают детей на аттракционах.

На наш вопрос, планируют ли они брать еще детей, Любовь Дюсембаевна вздыхает и кивает на младших. Шестеро детей, которые сегодня называют Любу и Амана мамой и папой, рождены одной матерью. Женщина, благодаря которой малыши появились на свет, выходит из мест не столь отдаленных вроде бы ненадолго, но за время своей последней вольницы родила двоих. Люба и Аман только крякнули: у них уже жили дети, брошенные этой родной матерью – их они забрали из приюта. Разлучать братьев и сестер не хотелось. И, хоть с их возрастом и здоровьем нянчить младенцев едва под силу, малышей – Максима и Валю – все-таки взяли.

Когда топят камин, становится светлее и уютнее

Их родная мама, совершив очередное преступление, вновь отправилась отбывать наказание уже беременной. Скоро, с грудным младенцем на руках, она должна выйти по амнистии. Куда она пойдет, неизвестно, но Люба и Аман предчувствуют, что ребенок тоже в конце концов окажется у них, и они боятся, что им трудно будет отказать. Сколько детей способна произвести на свет жизнелюбивая мать, которой сейчас немного за тридцать, трудно даже загадывать.

Сейчас с самыми младшими – Максимом и Валей – возится все семейство. Старшие наряжают малышку в кружевные платьица и подсовывают угощения. Вале два года. Она неплохо развита для своего возраста, бойкая, говорит фразами, любит петь и танцевать.

– Как вы про нее говорите детям? – спрашиваем у Любы о родной матери приемных детей.

– Мамаша, которая вас родила, – просто отвечает женщина. – А как, а что я должна говорить? Она иногда звонит даже, находит вдруг желание с детками пообщаться. Я не могу запрещать, ничего не говорю дурного.

Мама Люба и младшая девочка в семье – двухлетняя Валя

– Всегда мечтала дать детям все самое лучшее, – делится Люба. – Представляла себе большой дом, красиво сервированный стол…

Дом и стол есть. Еще есть кошка и несколько собак во дворе, ежедневные хлопоты, дикие пробки на въезде в город каждое утро. И недоверие, с которым они сталкиваются почти каждый день. Их угораздило быть очень интернациональной семьей. У самой Любы – украинско-китайское происхождение, а Аман – казах. Было время, когда в этой семье под одной крышей уживалось целых 9 национальностей.

Люба чувствует, что многие люди, считывая их неславянскую внешность, отмахиваются или думают кто что. Слышала даже, как говорили, что они гастарбайтеры, которые теперь набрали детей, чтобы получать льготы от государства.

Здесь любят собираться на праздники и помнят все дни рождения

На государство, впрочем, здесь особо не рассчитывают. Но и от того, что положено, не отказываются – ради детей.

– Вы напишите, что мы ничего не просим, – говорит Аман. – Мы просто хотим, чтобы условия жизни были нормальные. Чтобы электричество сделали. Фонарь вот чтобы повесили на улице – страшно ходить, темно.

Пишем. В поселке Медном в черте Екатеринбурга уровень напряжения не соответствует ГОСТу.

На официальные запросы приходят официальные ответы: мол, мы приложим все усилия. Но ситуация с электроснабжением не меняется
Фото: Артем УСТЮЖАНИН /E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления