E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

3 м/c,

вос.

745мм 43%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Религия интервью Викарий Екатеринбургской епархии: «Православная культура для школьников важнее иностранного языка»

Викарий Екатеринбургской епархии: «Православная культура для школьников важнее иностранного языка»

Владыка Евгений в интервью E1.RU рассказал, почему благодаря этому предмету в стране будет меньше наркоманов и больных ВИЧ

Владыка Евгений считает, что православную культуру можно внедрить в течение нескольких лет.

В середине прошлой недели стало известно, что у российских школьников может появиться новый обязательный предмет — «Православная культура». При этом преподавать его планируют в течение всех одиннадцати лет обучения, а не только в четвёртом классе, как есть сейчас.

Спустя некоторое время министр образования Ольга Васильева сообщила, что школьный курс основ православия и духовной культуры направлен на доработку, а программа будет лишь факультативной.

Она отметила, что курс основ православия и духовной культуры является одним из блоков федеральной программы, но при этом «факультативом». Министр напомнила, что факультативность предмета предполагает согласие родителей и согласие школы на проведение такого курса. По её словам, федеральный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» рассчитан на один час в неделю, начиная с четвертого класса.

Впрочем, всё это не исключает, что уже в ближайшие годы религиозный предмет будет преподаваться фактически в каждой школе с четвертого по одиннадцатый класс.

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии Евгений Кульберг в интервью E1.RU объяснил, почему религиозный предмет должен стать обязательным для всех школьников.

— Лично вас устраивает тот объём преподавания православной культуры, который есть сейчас в школе, когда её изучают только в четвёртом классе?

— Это абсурд. Можно ли выучить английский язык в течение одного года при одном уроке в неделю? Невозможно.

— Получается, что в вашем понимании православная культура, как иностранный язык?

— Да. У нас в школе нет предмета, который ответил бы человеку на ряд важных вопросов: почему нельзя совершать самоубийство, почему нельзя изменять мужу или жене и многие другие. Мы хотим воспитать человека, который был бы физически, психически и нравственно здоров. А кто может дать нравственную составляющую?

— Литература.

— Хорошо. Есть одна девушка, которая хорошо изучила литературу, историю, иностранный язык, поступила в МГУ, но после этого уехала в ИГИЛ. Её зовут Варвара Караулова. Громкая история. Получается, что у неё не было иммунитета.

Евгений Кульберг считает, что сейчас в школе нет предмета, который ответил бы человеку на ряд важных вопросов: почему нельзя совершать самоубийство, почему нельзя изменять мужу или жене.

— Вы уверены, если бы была православная культура в школе, то такая история не случилась бы?

— Речь не столько о православной, сколько о религиозной культуре. Понимание хотя бы одной из них помогает человеку не попасть в такую беду.

— Но вы приводите пример, который от меня, от наших читателей очень далёк.

— Недавний случай в Псковской области, когда школьники расстреляли наряд полиции, а затем покончили с собой. Они этим поступком показали, что они пренебрегают обществом, своей жизнью и идут на такие крайние меры. Если бы они изучали в школе религиозную культуру, то этого бы не могло случиться. Им бы рассказали о ценности жизни человека, что такое подвиг, патриотизм.

— Знаете, почему я думаю, что преподавание православной культуры не изменило бы положение дел? Всё дело в том, что в большинстве школ к этому предмету подходят формально. Вот надо прочитать определённое количество часов и всё. Как приём у врачей, которые на тебя даже не смотрят, но пишут, что ты здоров.

— Я готов подписаться под тем, что вы сказали. Сейчас очень много формального вокруг нас. Но мы уже многое делаем, чтобы изменить ситуацию. Мы работаем с учителями. В каждом районе есть человек, который отвечает за этот вопрос. Нельзя же ставить преподавать человека, который не понимает предмет. Мы понимаем, что в институте этому пока не учат.

— Как бы вы оценили уровень преподавания истории религий в школах?

— Есть школы, где делают это прекрасно, у людей глаза горят. В Екатеринбурге, на мой взгляд, такое положение дел в 35, максимум в 50 школах.

На хорошем уровне религию преподают лишь в 35–50 школах Екатеринбурга, считает владыка.

— Сколько лет всё-таки надо обучать православной культуре?

— Смотрите, математику преподают с 1-го по 11-й класс. Постепенно сложность повышается — от арифметики до высшей математики. Аналогичная ситуация должна быть и с православной культурой. Например, в начальной школе надо объяснять что хорошо, что плохо, как нужно относиться к людям, которые с тобой рядом, к родителям. На средней ступени образования надо говорить о том, почему не заводят двух жён, о патриотизме. В старшей же школе надо готовить человека и гражданина к семейной жизни. У нас в стране семьи распадаются очень часто. Всё потому что их не научили семейной жизни. Просто некому это сделать.

— На мой взгляд, этому можно научить только на примере семьи. Вот у меня так. Не понимаю, как церковь может научить человека семейной жизни, тому, что надо прожить вместе всю жизнь.

— Очень просто. Для человека очень важен пример. Открываем Священное Писание и смотрим на массу примеров верности, яркой любви, примеры, как надо бороться за свою семью. Это богатейший источник знаний и примеров. Где сейчас скажут ребёнку, что мальчик с мальчиком не должны вместе спать в полном смысле этого слова? В интернете скажут, что это нормально, а это не так.

— Но история про мальчиков — это другая тема. Давайте про семью: люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Но потом любовь проходит. У меня в окружении масса таких примеров. И они потом снова женятся и, может, даже до последнего мгновения будут вместе. Из ваших слов следует, что люди не имеют права на ошибку.

— Религиозная культура позволяет избежать подобных ошибок. Например, в христианской традиции не принято вступать в полноту супружеских отношений до вступления в брак. Это приучает человека, что ты должен получать не всё, что хочешь, а должен себя сдерживать. Если человек сумел проявить выдержку до того, как создал семью, то и потом сможет проявить выдержку, когда увидит симпатичную секретаршу. Он будет соблюдать заповедь, которая говорит, что нельзя так делать. Это такая точка опоры.

— Понимаете, одно дело рассказать, а совсем другое — поверить в это. Я вот физику не любил, сдавал тему и сразу же забывал. И вот точно так же будет с православной культурой в большинстве случаев.

— Поймите, что православная культура позволяет учителю выходить за рамки программы. Рассказать о своей жизни, о примере свои родителей. Этого нельзя делать ни на литературе, ни на истории. Так что формализма тут будет гораздо меньше.

Церковь должна создать среду, чтобы из преподавания предмета уходили люди, которые делают это исключительно ради денег. Именно поэтому у представителей религии есть возможность и право проверять, что именно преподают в школах.

Сейчас православную культуру изучают лишь в 7% екатеринбургских школ. 

— В каком проценте екатеринбургских школ сейчас преподают православную культуру?

— Тут очень многое зависит от того, какие учителя есть в школах. В Екатеринбурге основы православной культуры изучают в 7% школ, а в Свердловской области — в 13%. Основы ислама — меньше процента. Все остальные — светскую этику и основы мировых религиозных культур.

— Почему так мало?

— Да не достигаются те цели, которые ставились при введении этого предмета. Я говорю о воспитании нравственного человека. Светская этика не даёт ответа на нравственные вопросы.

— Не отражают ли эти цифры отношение родителей или школы к церкви?

— Нет, не отражают. Это говорит только о том, что не уделяется серьёзного внимания подготовке специалистов по предмету православной культуры. Мы очень интенсивно работаем с Министерством образования и муниципалитетами в вопросах повышения качества подготовки учителей.

— Получается, что сейчас попросту некому преподавать православную культуру в течение 11 классов.

— Да, так и есть. Мы и не говорим о том, что со следующего учебного года надо сделать этот предмет обязательным. К этому надо хорошо подготовиться. В педуниверситетах должны появиться кафедры теологии. В течение четырёх лет они смогут подготовить бакалавров, а те пойти работать в школу. Так что четыре-пять лет потребуется. Но уже сейчас есть ресурсы, чтобы преподавать с первого по четвёртый класс. Через четыре года можно ввести этот предмет в пятом классе. И так постепенно довести до всех 11 классов. Вообще, считаю, что надо преподавать православную культуру с детского сада до окончания аспирантуры.

— Простой вопрос — вместо какого предмета надо поставить православную культуру?

— Не буду отвечать. Пусть это решат специалисты, поскольку это очень тонкая тема — планирование.

— Но ведь всё равно какой-то предмет придётся урезать ради православной культуры?

— Конечно, мы это понимаем. Например, сейчас есть очень серьёзная теория, что учить иностранному языку с первого класса не очень эффективно.

— Не согласен — дети быстро впитывают языки. Я вот очень жалею, что учил не с первого класса.

— Я вам приведу пример. У меня есть знакомая, которая до семи лет жила в Латинской Америке. И хорошо знала испанский. Но когда её родители вернулись в СССР, то она очень быстро его забыла.

Владыка Евгений убеждён, что православная культура важнее иностранного языка. 

— Сейчас мир стал более открытым, и всегда есть возможность поддерживать знания языка.

— Это да. Но что для нас важнее: чтобы ребёнок знал два иностранных языка, но закончил свою жизнь в 20 лет от передозировки наркотиком или СПИДа, или, чтобы он, зная только русский язык, создал семью, вырастил внуков, реализовался в своей стране? Я за второй вариант. Нравственный фундамент, который мы можем реализовать при помощи преподавания православной культуры, важнее общей эрудиции.

— Получается, если православной культуре будут обучать в течение всех 11 лет школы, то в стране будет меньше проституции, пьянства, семьи станут крепче. Верно?

— Безусловно. Плюс к тому будет больше денег в стране, потому что содержать алкоголиков, наркоманов очень дорого. Деньги, которые вкладываются в обучение, а человек потом уходит на панель или уезжает за границу, — это деньги в никуда.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления