
Сергей Ерженков уверен, что монастырь взяли штурмом по согласованию с РПЦ
Фото: Глеб Черный / E1.RU, Сергей Ерженков / Vk.com
Поделиться
За два дня до Нового года силовики взяли штурмом Среднеуральский монастырь и задержали скандального экс-клирика Сергия (Николая Романова). В чем его обвиняют и что ему грозит, мы разобрали с юристами.
А сейчас решили поговорить с режиссером Сергеем Ерженковым, который летом вместе с Ксенией Собчак приезжал на Урал снимать фильм о насилии над детьми в монастыре, пережил нападение сторонников Сергия, но вместе со своими коллегами так и не добился возбуждения уголовного дела.
У меня ощущение такое, как когда берут главу какой-то ОПГ, но только не за те преступления, которые он совершил, а, например, за ношение огнестрельного оружия. Что-то такое подбрасывают, что не требуется доказывать в суде — муторные процедуры проходить, привлекать свидетелей.
Реальные составы преступлений доказывать, я так понимаю, было проблематично. В том числе с нападением на нас. Мы получили отказ в возбуждении уголовного дела, но уже обжаловали решение, насколько я знаю.
Тут вопрос вызывает система. Потому что почти полгода прошло с тех пор, как с нами случилась эта история в монастыре, и я в течение этого полугода езжу в Следственный комитет по месту жительства, в люблинский, и отвечаю на одни и те же вопросы.
Впервые нас опросили в Первоуральске, потом я еще в Следственный комитет ездил три раза. И всё те же самые вопросы: с какой целью вы приехали, как вы узнали об этих детях, как вы проникли на территорию монастыря? Это такое переливание из пустого в порожнее.
И еще какие-то вопросы они прислали. Знаю, что первой по месту жительства Ксения должна прийти, а я еще раз буду давать показания уже после Нового года.
И я так понимаю, что насильственные действия в отношении детей они тоже особо не доказали. В этой связи они решили пойти по самому легкому пути, тем более что отец Сергий и его сторонники такую медвежью услугу оказали — выложили ролик на YouTube, сразу ваш детский омбудсмен подал заявление. А тут доказывать ничего и не надо, сам отец Сергий призывает фактически к суициду некоторых своих сторонников (дело возбуждено по статье 110.1 УК РФ).
Потом еще «Самоуправство» и «Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений». Итого: три довольно обтекаемые статьи. Я могу сказать, что по этим трем статьям можно смело всё руководство Русской православной церкви привлекать к ответственности. Что такое самоуправство? Это когда какой-то священнослужитель не послушал свое непосредственное начальство. Такие примеры сплошь и рядом происходят. То есть можно привлечь за самоуправство абсолютно любого представителя РПЦ.
А такие умозрительные статьи, которые ему сейчас предъявили, — их доказывать в общем не надо. Я солидарен с вашим журналистом Дмитрием Колезевым, которого я, пока ехал в машине, слушал на «Эхе», что дело, скорее всего, закончится принудительной психиатрической экспертизой и признанием, что Сергий является невменяемым человеком.
Это будет скрыто от глаз общественности. Не будет публичного суда, при котором его сторонники могли бы пикетировать здание суда, хотя их, конечно, значительно меньше в Москве, чем в Екатеринбурге. Просто тихо его признать невменяемым и отправить на принудительное лечение. Я думаю, что этим дело и закончится.
Я говорю про беспомощность правоохранительной системы и отсутствие профессионализма у людей, которые занимаются разбором этого дела.
Есть факт об истязании детей, и он, что называется, налицо, дети сами говорят об этом в фильме, их допрашивали следователи, но дальше нужно доказать эту цепочку. Непосредственно наказания, физическое воздействие на этих детей, применял не сам Сергий.
А доказать цепочку, что с подачи Сергия эти казаки или силовой блок, находящийся в монастыре, наказывали детей, оказывали на них физическое воздействие, — вот это будет сложно. Поэтому наши следователи подумали: «Зачем городить огород?» И решили такие легкие пути применить.
Я не исключаю, что недаром они изымали всю бухгалтерию и документацию. Скорее всего, там всплывут еще некоторые факты и обстоятельства, связанные, может быть, с экономическими даже преступлениями. Скорее всего, мы видим сейчас только верхушку айсберга и ему вменят еще несколько статей, но пока такая ситуация.
Полгода они пытались что-то доказать — не получилось, и решили упредительный удар нанести, потому что, действительно, его призывы к суициду могли привести к массовому самосожжению или каким-то другим необратимым последствиям. Я думаю, представители власти испугались просто-напросто, и, наверное, это [штурм] не без согласования с новым митрополитом Кульбергом произошло.
Предыдущий ваш митрополит был либеральных взглядов, а этот человек не стал миндальничать. Я не говорю, что он силовиков туда вызвал, но, наверное, не без согласования все произошло. Мы знаем, что Среднеуральский монастырь принадлежит РПЦ и без согласования правоохранительные органы туда бы не сунулись в час ночи.
Ничего не происходило, но, вот видите, произошло. Я думаю, что не без политической воли либо руководства епархии. Какой-нибудь первоуральский следак вряд ли сам бы решился целый полк Росгвардии отправить туда.
Хотя Виссариона, еще одного главу секты, брали эффектно — были задействованы вертолеты и автозаки. А тут обошлось без вертолетов.
Всю информацию о происходящем мы собираем в режиме онлайн.