E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

вос.

744мм 58%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Религия интервью «Один завис на Моргенштерне, другой — на трансгендерах»: большое интервью с митрополитом Евгением Кульбергом

«Один завис на Моргенштерне, другой — на трансгендерах»: большое интервью с митрополитом Евгением Кульбергом

В канун Рождества мы поговорили с владыкой о личных кризисах, вере и любви

Глава Екатеринбургской митрополии высказался о современной культуре, институте семьи, перезагрузке общества через гаджеты и спасении через любовь

Мы встретились с митрополитом в гуманитарном центре православной службы милосердия на Ботанике. Фасовали пакеты с продуктовыми наборами для малообеспеченных семей, а потом долго говорили о том, что действительно волнует каждого. Почитайте это интервью и, может быть, найдете ответы и на свои вопросы.

Про церковь и пандемию ковида

— Начнем с Рождества в пандемию: чем, кроме молитв, защищали народ от коронавируса? Как всё было организовано?

— За два года в этом смысле всё уже настроилось. Все изучили, что такое антисептики, что такое маски, как поберечь друг друга и по возможности не приближаться друг к другу. Всем этим мы пользуемся. Не скажу, что всё работает идеально. Часто люди, которые принципиально ездят без маски в автобусе, точно так же приходят и в храм, потому что это у них такая позиция. Мы не можем повлиять на человека, хотя, конечно, у нас висит этот наглядный информационный листок о том, что, пожалуйста, носите маски и перчатки. Не все понимают, как перчатки помогают, ведь в храме есть антисептики. Кроме всего прочего, идет тщательная обработка поверхностей, а в некоторых храмах установлены рециркуляторы воздуха.

— В декабре вы озвучили свою позицию по поводу QR-кодов, а следом губернатор объявил коронавирусные каникулы. Что будете делать, когда QR-коды вернутся?

— Как и прежде, ждать ответы на вопросы. С людьми нужно разговаривать и объяснять им. Мы сами ищем объяснения. Я прошу каждого врача, каждого ученого, который встречается на жизненном пути, пояснить и подсказать, и здесь у меня есть некое удивление, потому что даже среди врачей я не нахожу единомыслия, единогласия. Одни говорят, что та прививка хороша, другие — эта. Кто-то уверяет, что QR-коды эффективны, кто-то говорит, что их противоэпидемическая эффективность мала, но как социальный инструмент воздействия на общество они опасны.

Хотелось бы все-таки услышать официальную позицию, чтобы людям по-простому сказали: ребята, это мы вводим на такой-то такой период, посмотрите, вот такие-то цифры, вот там, где мы ввели QR-коды, это привело к такому-то снижению, там, где мы их не ввели, наоборот. Надеюсь, что такого рода внятное объяснение мы услышим, и всем будет более-менее понятно, ведь, когда люди понимают, зачем идти в атаку, они идут. Поэтому очень важно человеку объяснить, замотивировать его. В прошлые годы работала эта система, в том числе государственной пропаганды, которая очень ясно, доходчиво доносила, почему так, почему не так. Здесь нужно объяснять каждое решение логично, правильно, точно и научно.

— Пандемия много жизней унесла в епархии? Я помню, весной 2020-го, когда вся эта история с коронавирусом только начиналась, мы ездили в Верхотурье, где случилась первая в регионе массовая вспышка — 47 человек разом заболели, больше сотни изолировали как контактных.

— После той вспышки умер монах Верхотурского монастыря, он был немолодым и отягощенным дополнительными болезнями, поэтому не перенес этого. К сожалению, вот так. Братия переболели и вернулись в строй. У нас в митрополии пандемия унесла порядка пятнадцати священнослужителей либо насельников монастырей. Если в целом по стране, то опубликован такой общецерковный список-синодик тех клириков, кто умер от коронавирусной инфекции за всё время. Там 236 имен (по состоянию на 28 декабря 2021 года. — Прим. ред.).

Среди ушедших есть очень известные имена — например, любимый многими отец Димитрий Смирнов, который приезжал к нам неоднократно из Москвы в Екатеринбург. Церковь неотделима от народа, все болеют. Конечно, у нас такие же потери и утраты.

Крупная вспышка ковида в Свердловской области случилась весной 2020 года в монастыре Верхотурья

— Пандемия вообще изменила жизни и сознание многих людей. Что глобально изменилось в церкви?

— Я могу поделиться только своим опытом. Люди разделились на тех, кто отрицает, и тех, кто серьезно относится к тому, что происходит. Я свидетель тому, как авторитетные люди, которые отрицали и делали это публично, призывали лечиться полосканием и употреблением имбиря, потом сами попадали на реанимационную койку, и тем самым их отрицание обнулялось. Очень внимательно люди в церкви стали относиться к словам патриарха. Вы помните март 2020 года, когда он всех призвал остаться дома? Люди остались дома.

Сегодня патриарх снова обращается к людям, говорит, что при соблюдении всех правил нужно возвращаться в храм, и я вижу, что его призыв слышат. Людей в храмах стало меньше на 30%, эту цифру часто называют, она довольно справедлива. Но у тех, кто сейчас возвращается, я вижу желание помочь, желание не чихнуть, не кашлянуть, не смутить наличием или отсутствием маски или дезинфицирования рук. Такая человеческая солидарность образовалась. Это первое.

Второе: если говорить про нашу епархию, мы создали горячую линию помощи священнослужителям на базе службы милосердия. Если в семье священнослужителя кто-то заболел (не только коронавирусом), можно позвонить по этой горячей линии диспетчерам, у которых есть список специалистов и учреждений, которые готовы посмотреть, обследовать, взять вовремя в стационар. Вплоть до того, что могут приехать и забрать человека, привезти его в конкретную клинику.

У нас в марте-апреле произошла трагичная история. Был замечательный священник, супруга у него врач. Он болел-болел, вроде только температура, ничего серьезного, а потом у него резко упала сатурация, и все поняли, что счет идет на часы, и пока сориентировались, пока собрали и привезли его в ближайшую больницу, через два дня он умер. Вот тогда мы живо ощутили, что можно было немного раньше помочь и, возможно, спасти человека. И это не один случай, поэтому мы и открыли свою горячую линию. За первый месяц ее работы в ноябре у нас 14 человек уже получили поддержку, это результат. Я надеюсь, что масштаб будет наращиваться и мы сможем оказывать помощь не только священникам, но и сотрудникам приходов, а затем и прихожанам.

Про бывшего схиигумена Сергия

— Не могу не спросить вас про Сергия. За последние два года мы очень много писали и рассказывали о том, что происходило в Среднеуральском монастыре. Я сама ездила на службу к Сергию, чтобы разобраться в этой истории. Вы можете поделиться своим личным мнением?

— Скажу на примере болезни. Мы знаем, что температура — это тревожный знак и нужно смотреть и следить за общим состоянием, чтобы не пропустить момент, когда надо госпитализировать человека. В истории с бывшим схиигуменом Сергием такая ситуация. Да, были тревожные сигналы, да, была температура, но усилиями владыки Викентия и владыки Кирилла «температура» регулярно сбивалась, состояние человека стабилизировалось. Но потом произошел кризис. Что его подстегнуло? Внешние обстоятельства, связанные с вирусом, с ограничениями. Появилось осознание собственной значимости и непотопляемости какой-то. Давление повысилось, и человека понесло.

«Кто был советчиком здесь, для меня остается тайной. Человек ушел из повиновения, вылетел из системы, из этого организма»

У меня вчера состоялся интересный телефонный разговор. Один мой друг поехал на Афон и на радостях позвонил оттуда по видео. Рядом с ним оказался игумен монастыря, в котором он остановился. Мы с этим игуменом знакомы, и он мне говорит, что к нему приходили несколько человек из Среднеуральского монастыря, они нашли себе пристанище на Афоне. Они разговаривали про бывшего отца Сергия, и этот игумен им объяснял, что состояние, в котором находятся они и Николай Васильевич Романов (мирское имя Сергия. — Прим. ред.), плачевно, и единственное, что они могут сейчас сделать, — не внешне просить прощения, а принести очень глубокое внутреннее покаяние. Только тогда, по его мнению, возможна нормализация.

Про Моргенштерна и влияние гаджетов

— Вся эта информационная повестка, в которой мы находимся, настолько напряженная, что складывается ощущение, будто и внешние кризисы, и внутренний человеческий кризис — это диагноз вообще всего нашего времени, просто всего поколения. Что с этим делать, как бороться? Расскажите на своем жизненном опыте.

— Ох, сложно. Я знаю, что у тех людей, которые побывали на серьезной войне, которые видели смерть и кровь, после возвращения шрамы не только на теле от ранений — у них очень серьезные шрамы в сознании, в душе. Поскольку человек долгое время находился в очень агрессивной среде: и физически, и психологически.

Такое ощущение, что эта агрессивная среда сегодня вошла в каждый дом, в сознание каждого человека — с тем, что несут нам гаджеты. Как было раньше, до «информационного века»? Человек общался со своими знакомыми и друзьями, это был его мир, это был его социум. Это общение в нашей стране проходило в таком векторе — как было сказано в стихотворении Маяковского: что хорошо, а что плохо. Люди на это ориентировались и старались воплощать в среде своих друзей, близких и родных. Этот жизненный уклад вместе с системой ценностей передавался из поколения в поколение.

Митрополит сравнил влияние гаджетов на молодых людей с боевыми действиями на войне

Сегодня в нашу жизнь врывается информационный поток, который переворачивает сознание отдельно взятых, не сформировавшихся еще молодых людей. Врывается и какой-нибудь певец, который предлагает образец совершенно девиантного поведения, но молодые люди воспринимают это как норму.

— Как Моргенштерн, например?

— Например. В результате у молодого человека в мегаполисе или где-нибудь в отдаленном уголке страны формируется такое поведение, которое раньше не могло бы появиться в его окружении. Один посмотрел фильм про колумбайн, а потом погрузился в эту среду посредством гаджета и тех людей, которые это популяризируют. Так в какой-то момент в тихом, замечательном поселке вдруг появляется человек, который совершает дикие вещи.

Мы понимаем, что сегодня сознание конкретных людей подвергается такому обстрелу, как это бывает на войне. Но для этого не надо ехать в Сирию, Афганистан или Камбоджу — достаточно просто зависнуть в интернете, быть привязанным к информационному потоку, который идет в твоем гаджете. К сожалению, это касается каждого: один завис на Моргенштерне, другой — на трансгендерах, а третий — на АУЕ (деятельность запрещена на территории РФ в 2020 году. — Прим. ред.). Всё это накапливается.

«В результате у нас общество сходит с ума, и это происходит не в каком-то отдельном населенном пункте, а вообще везде»

— Так что с этим делать? Запретить интернет? Государство предлагает нам всё это ограничить.

— Я разговаривал со специалистами, которые понимают архитектуру построенного у нас в стране интернета. Они говорят, что это крайне сложная, практически невозможная задача — локализовать интернет, как это сделали в Китае. В Китае это сделали.

— Я была в Китае, и там прекрасно все устанавливают VPN, обходят все запреты и заходят на тот же YouTube, к тем же самым Моргенштернам. Я в принципе не верю в запретительную историю.

— В нашей Конституции написано, что у нас на государственном уровне запрещена идеология. При ее отсутствии всё это и идет к нам в дом. Надо, чтобы государственная идеология была и чтобы она была поддержана масс-медиа — чтобы массово производились и популяризировались созидательные информационные продукты. У нас же научились снимать мультфильмы. «Смешарики» — это хороший воспитательный проект. Даже «Маша и Медведь», там есть спорные мнения, но тем не менее это вполне себе живой и интересный продукт.

К сожалению, сегодня массово нет такого, чтобы молодой человек открывал гаджет и смотрел, что там снял «Мосфильм», какой трек, какой клип; чтобы медиапродукты несли не разрушение, а нормальные человеческие ценности: не убивай, не воруй, помоги слабому, поддержи того, кто нуждается в твоей помощи. Такие посылы если и присутствуют сегодня, то скорее в виде исключения. Мотиваторов очень мало, много демотиваторов. Может быть, ответ на этот вопрос в том, чтобы начать нести добро на государственном уровне через гаджеты, через телевизор и через Сеть городских порталов?

Про церковь и психологию

— Владыка, а как вы относитесь к психологии? Ходят ли священники к психологам? Я живу с таким ощущением, что многие мои знакомые живут в состоянии какого-то внутреннего раздрая. Сомневаюсь, что им нужно предлагать какую-то идеологию и рассказывать, как у Маяковского, что хорошо, а что плохо.

— У нас есть несколько священников, которые имеют психологическое образование, некоторые его сейчас получают, то есть в этом отношении свобода: хочешь познакомиться с основами психологии — знакомься. А то, что в определенной ситуации это может помочь, — безусловно, да. Когда священник работает с семьями или с людьми одинокими, лишившимися семьи, есть какие-то простые вещи, которые помогают снять напряжение, сформировать сознание в полном объеме. Все-таки тут нужно комплексное воздействие, чтобы священник как служитель на духовном поприще не делал ошибок с точки зрения психологии.

Но скажу из своего опыта: у меня есть две истории про сотрудников, которые решили заняться психологией и прямо по-честному пошли учиться. По-моему, это была гештальт-психология. Одна перестала ходить в церковь — сначала потому, что увлеклась, это стало ей очень интересно, а потом просто сломалась и ушла в запой. Мы помогли ей остановиться в этом падении. Потом она нашла спутника жизни, заняла свое место у плиты и счастлива. Другой человек, с высоким полетом ума, от воцерковленного человека, который интересуется психологией, пришел к отрицанию того, что есть в церкви. Сейчас он занимается психологией, уехал из страны, где-то практикует. Знаю, что при этом в его семье крайне сложная ситуация.

К чему эти зарисовки? Все-таки психология может быть лишь поддержкой, но при этом должна быть духовная основа. Нельзя полагаться целиком на психологические методы и пытаться заменить ими силу божественной благодати, которую дает церковь.

«Где-то на стыке веры и науки, науки и религии могут расти нормальные плоды»

У вас бывали в жизни периоды, когда вообще не понимаешь, кто, куда и зачем?

— Когда была ситуация со Среднеуральским монастырем, я видел, что происходит какое-то безумие, и у меня не было ответа, но это происходило не внутри меня, а вовне. Простите, та же самая ситуация на Майдане в 2014 году, я смотрел на это беснование и не понимал, что с ними произошло.

Что касается меня самого, то после того как я в возрасте 18–19 лет нашел в церкви ответы на волнующие меня вопросы, каких-то кризисных состояний, отчаяния уже не помню. Были испытания, когда даже физически было невозможно принять то, свидетелем чего я был. Не стану сейчас в обстоятельства погружаться. Такого кризиса или отчаяния я не наблюдал, вне зависимости от обстоятельств — связано ли это с потерей близкого человека, с трагедией в жизни близкого, с физической болью. В моей голове складываются пазлы, всё происходящее абсолютно вписывается в ту систему, которая сформировалась у меня как у христианина. Желания обратиться к психологу у меня не возникало.

Знаете, с чем еще это связано? У меня была возможность напрямую общаться с интересными, замечательными людьми, которым Бог дает такое понимание, что не знаю, какой уж психолог может дать такие ответы, как они. Очень важно, что эти ответы — это не просто набор словесных формулировок, а нечто, что несет в себе силу. Вот надо поступить так и так, ты начинаешь делать так и видишь, словно ветер дует тебе в паруса, понимая, что это у тебя получается. По-другому делать даже не хочется, потому что то, как ты поступаешь, приносит добро тебе и окружающим. Поэтому желания обратиться в службу психологической помощи у меня не возникло. Но когда я служил в Вознесенском храме, мы создали там на бесплатной основе кабинет психолога, и он до сих пор принимает людей, оказывая консультации. Я общался с теми людьми и вижу, что они получили некое вспомоществование. Очень важно, что этот психолог — тоже православный человек, он понимает некую границу: вот до сюда я помогаю, а дальше всё, иди.

— Они же не дают советы, они, скорее, помогают распаковать какие-то вещи.

— Есть и такие товарищи, которые начинают давать советы, начинают учить жить, вербуют в клан своих поклонников. Но куда всё это заводит — в усугубление проблем, потерю свободы личности.

Митрополит Евгений возглавил епархию в декабре 2020 года, на фоне кризисной ситуации в Среднеуральском женском монастыре

Про любовь, воспитание и разводы


— Как вы относитесь к разводам? Вообще считаете ли вы, что семья как некий институт тоже переживает какой-то кризис?

— Она переживает колоссальный кризис. По статистике некоторых муниципалитетов, в течение года на 100 заключенных браков 102 развода — это о чем-то говорит. Для меня это говорит о том, что люди приучаются к эгоизму. Многие ищут возможности только получать. Вступают в брак и думают: вот, за мной будут ухаживать, кормить, поить.

«А семья — это всегда жертва. Если ты себя отдаешь, жертвуешь собой, то можешь рассчитывать, что с той стороны тоже будет жертва»

В этой взаимной жертвенности рождается то тепло, то притяжение, которое дает людям возможность прожить много лет вместе в любви и радости. Но общество потребления приучает: бери от жизни всё. И если человек, вступая в брак, не получает этого, происходит разочарование: а давай-ка я попробую с кем-то другим, с кем-то третьим. Так, к сожалению, рассыпается семья. В России 120 лет назад развод — это было что-то из ряда вон выходящее.

Кризис семьи очевиден. Я понимаю, что это исходит от эгоизма, а еще от того, что не учат, не передают опыт. Я родился в то время, когда семейные ценности поддерживались, а сегодня что? Вот ребенок родился в семье у матери-одиночки, какой у него перед глазами образец? Он же не научен, поэтому повторяет путь своей мамы.

Если посмотреть черно-белые фильмы 40-х, 50-х, 60-х годов, там показаны очень яркие примеры правильных и неправильных семейных отношений, но настолько это тонко сделано, чтобы человек наглядно видел, что неправильная модель — это отрицательные герои, которые вызывают эмоции «это плохо, я так не хочу». Сегодня, к сожалению, понятия о норме, о том, что хорошо, правильно, а что нет, размываются. Возникают новые образцы однополых и прочих сожительств, и ребенок находится в разрушенной системе координат.

Даже на уровне детских игрушек: я помню из детства, что у девочек были куклы, с которыми они играли, одевали их, купали и так далее. Сегодня на полках «Детского мира» монстры с большими фиолетовыми глазами, с клыками. Я вижу и реакцию детей: не «прижать к себе и приласкать», а «бросить и взорвать». С куклами раньше закладывалось то ожидание, когда девочка сама станет мамой и начнет отдавать свою любовь. Но, бросая этих монстров и трансформеров, дети лишаются такого навыка и тяготятся этим.

— То есть кризис семьи глобально тоже идет из информационного поля и из упущений в воспитании? Какие самые роковые, убийственные ошибки мы можем совершить?

— Самая страшная ошибка — это когда человек не любит. Любовь важно беречь, для нее опасны и разрушительное информационное поле, и равнодушие.

— Но ведь любовь — это не воспитываемое чувство: она либо есть, либо ее нет.

— Знаете, есть такое интересное наблюдение. Был священник, который по стечению обстоятельств стал директором детского дома в Костромской области, находящегося в неблагополучном состоянии. Ожидалось, что этот детдом «развалится», и детей увезут куда-то в город. Однако священник за несколько лет так поспособствовал развитию этого дома, что он по сей день является образцово-показательным. Его воспитанники ходили в школу с «обычными» детьми, и «обычные» дети говорили: «Мама, отдай меня, пожалуйста, в детдом», потому что там была сформирована такая атмосфера, что все учились на четверки и пятерки.

Это чудо по сей день продолжается. Но в какой-то момент этот священник передал управление и уехал на Афон. Свое решение он объяснял так: «Я понял свое бессилие, потому что дети, которые поступают ко мне сегодня, 20 лет спустя, — совершенно иные; я вижу очевидную деградацию». Если ребенка мама оставляет прямо в роддоме, он не знает, что такое материнская ласка, ее тепло. Соответственно, у него не формируется в сознании эта ответная доброта. Он не знает, что такое любовь, что значит сопереживать, когда другому плохо. Это как зверек в человеческом обличии. Священник сказал: «Я пытался помочь всем своим сердцем, аккумулируя сердечное направление коллектива, но не смог ничего сделать; и это не у одного, двух или трех, а у каждого нового, кто ко мне поступал. Понятно, что это трагичные судьбы: сначала дом малютки, далее дом ребенка, а потом уже детский дом. И тут я понял, что могу только молиться… И ушел». Это не аномалия костромской глубинки — это тенденция современного общества.

— И это всё из-за недолюбленности?

— Да.

«Кстати, в Священном Писании, когда говорится о последних временах, один из самых явных признаков — это то, что в людях оскудеет любовь»

Если мы эту любовь будем сохранять в себе, то тем самым будем отодвигать конец света, а если сможем еще и делиться ею с людьми окружающими и учить этому, то это будет иметь космические масштабы. Поэтому преодолевать кризис семьи надо не во вселенском масштабе, а в масштабе тех людей, с которыми ты живешь, с которыми соприкасаешься, общаешься. Это возможно, если перенимать лучший опыт, учиться семейной жизни на примере действительно праведных семей. Кстати, царская семья является таким примером. Если прочитать дневники, письма, свидетельства очевидцев о взаимоотношениях в семье последнего российского императора, о том, как у них складывался быт, то понимаешь, что вот он, образец. И этот образец воспроизводить, ребята, возможно!

В ночь на 7 января митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) возглавил рождественскую литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Накануне Рождества активисты православной службы милосердия провели благотворительную акцию — во главе с митрополитом Евгением (Кульбергом) собрали продуктовые наборы для малоимущих семей.

А еще перед Рождеством митрополит вспомнил, как год назад едва не замерз на трассе после мелкого ДТП. По словам главы епархии, ему помогла молитва.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления