E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как -4

5 м/c,

вос.

744мм 59%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Наука Учёные-иностранцы интервью Британский учёный в Екатеринбурге: «Я не знаю весь город, но могу показать, где «Кировский»

Британский учёный в Екатеринбурге: «Я не знаю весь город, но могу показать, где «Кировский»

За два года жизни на Урале Джеймс Уайт узнал, что такое «заоперный», медкомиссия и гречка.

Джеймс Уайт работает на истфаке уже два года.

Е1.RU начинает новый проект, в котором будет знакомить с иностранными учёными. Их в одном УрФУ больше сотни — это учёные из Индии, Японии, Турции, Китая, Польши, Германии и, конечно, из Великобритании. Расскажем о том, зачем иностранцы приезжают на Урал, чем они занимаются в вузе, что думают о российском образовании и Екатеринбурге вообще.

Наш первый герой — Джеймс Уайт — настоящий британский учёный. Он приехал в Екатеринбург из Бирмингема, чтобы изучать историю православия и старообрядчества. Уже два года он живёт в новой общаге УрФУ на Комсомольской, копается в архивах, пишет и редактирует научные статьи, в общем, занимается всем, чем полагается заниматься учёному.

Джеймс любит гулять по центру города, например, по проспекту Ленина, и приезжие иногда принимают его за местного — спрашивают, как куда-то пройти. Ещё иногда он ходит в английские пабы, говорит, что они в Екатеринбурге отменные — мясо отличной прожарки, а вот русская кухня нравится не вся. Джеймс не любит гречневую кашу, называет её «адская еда».

За несколько лет жизни в России (до Екатеринбурга он жил в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге) Джеймс стал неплохо понимать по-русски. Когда готовил магистерскую диссертацию, научился хорошо читать, но общаться на русском долгое время было не с кем, и разговорный язык до сих пор остался проблемой, поэтому мы попросили коллегу иностранца по истфаку побыть нашим переводчиком.

Много времени учёный проводит, копаясь в данных, которые нашёл в архивах.
По словам Джеймса Уайта, в Екатеринбурге, в отличие от Москвы, живут дружелюбные люди.

— Мой интерес к России появился с Достоевского, я читал много его произведений, параллельно интересовался периодом, когда писатель жил, писал. Когда я учился в университете Бирмингема, стал брать курсы по изучению русской истории, узнал, какое место занимает православие в русской истории, и стал писать докторскую диссертацию на эту тему, — рассказывает Джеймс Уайт.

Во время написания диссертации он познакомился с учёным из УрФУ Александром Палкиным, который изучал эту же тему, и он пригласил его сюда. Джеймс хорошо запомнил день, когда приехал в Екатеринбург.

— Была зима, январь, очень холодно. Сильно отличалась погода, которая была в Екатеринбурге и Англии, надо было срочно покупать тёплые вещи, с собой их просто не было, — рассказывает он.

До приезда в Россию иностранец думал, что здесь страшно выйти на улицу.
Любимые места учёного в Екатеринбурге — проспект Ленина, Плотинка и Дендрарий.

Особых отличий между екатеринбургским вузом и университетами Европы он не заметил.

— Я не являюсь штатным преподавателем, поэтому не могу говорить об отличии образовательного процесса. Что сильно удивило, так это то, что на первых курсах для студентов обязательна физкультура, в Англии этого нет, когда я сам учился, физкультуры не было, мне повезло, — шутит он.

До того, как приехать в Россию, Джеймс думал, что здесь очень опасно, страшно ходить по улицам, особенно иностранцам, — об этом пишут в британских СМИ.

— Но пока я жил в России, понял, что это очень дружелюбная страна и, можно сказать, безопасная, ходить по улицам я не боюсь, — рассказывает он. — В Екатеринбурге люблю гулять по Ленина, по Плотинке, особенно летом. Меня удивило, что Екатеринбург — очень зелёный город, нравится гулять по Дендропарку, другим паркам. Иногда ко мне подходят и спрашивают, как пройти, называя незнакомые улицы. И когда я отвечаю прохожим с акцентом, они очень удивляются. Но я могу показать дорогу к магазинам, которые хорошо знаю, например, где «Кировский», он недалеко от общежития.

Иногда к Джеймсу на улице подходят прохожие и спрашивают, как пройти, принимая его за местного.
Джеймс не очень хорошо говорит по-русски, и нам пришлось общаться с переводчиком.

Екатеринбуржцы Джеймсу нравятся, он говорит, что они сильно отличаются от москвичей.

— Мне кажется, что екатеринбуржцы более дружелюбные. Москвичи — отстранённые, холодные, как лондонцы. Они не стремятся выручить в сложных ситуациях. В Екатеринбурге это не так. В тех супермаркетах, куда я хожу, многие продавцы узнают меня и даже делают комплименты, как я говорю на русском, — делится Джеймс.

Прошлой осенью он начал вести семинар, который помогает студентам исторического факультета совершенствовать иностранный язык.

— Это семинар об английском языке, его особенностях. Обсуждаем полезные выражения, чтобы говорить и писать на английском. Студенты выступают со своими докладами, а я корректирую. А сейчас планирую запустить лекции по истории Британии. В остальное время занимаюсь изучением собранного материала в архивах, — рассказывает он.

В этом году Джеймс хочет запустить семинар по истории Британии, чтобы помочь студентам совершенствовать свой английский.

За время жизни в России у Джеймса было много анекдотичных историй, связанных с непониманием русского языка. В Нижнем Новгороде во время написания докторской диссертации, когда он работал в одном из архивов, он снимал квартиру с небольшим балконом.

— Я вышел покурить на балкон, выбросил окурок и зашёл в квартиру. Вскоре ко мне в дверь постучали, и русская женщина начала что-то быстро и эмоционально говорить, тогда я плохо понимал по-русски и не нашёл никакого другого ответа, как просто сказать «Да». Когда я закрыл дверь, я увидел пожар на балконе. Оказалось, что она пыталась объяснить, что на балконе что-то горит, — вспоминает учёный.

А в Екатеринбурге ему пришлось дважды проходить медкомиссию перед устройством на работу — он не понял, что анализы надо сдавать на голодный желудок, и позавтракал.

За 2 года работы на истфаке он узнал, что такое «заоперный».

— Я был там пару раз, когда мне рассказывали об этой традиции. Это было забавно, когда мы там сидели и говорили на английском, к нам подходили другие люди, подсаживались и просили поговорить с ними, чтобы улучшить английский язык, — говорит Джеймс.

Когда есть возможность, он путешествует по другим российским городам — Перми, Казани, а сейчас хочет поехать в Сибирь — увидеть Иркутск и Томск. В планах британского учёного — остаться в Екатеринбурге ещё на полтора года, написать книгу об истории Екатеринбурга на английском языке.

Иногда учёный ходит в английские пабы, говорит, что они в Екатеринбурге отменные — мясо отличной прожарки, а вот русская кухня нравится не вся, он терпеть не может гречневую кашу.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления