Корреспонденты E1.RU продолжают тестировать на себе необычные развлечения и разные виды спорта. Мы учились управлять парапланом в Башкирии, катались на гироскутерах и сегвеях, а также пробовали управлять картом. А в выходные решили не ходить далеко и отправились на Визовский пруд покорять (или покоряться) парусный спорт.
Если вы (как и я) никогда не занимались парусным спортом, но имеете твёрдое желание попробовать свои силы, вам необходимо разобраться с тем, как функционирует парусная лодка. Как бы ни был прекрасен ваш учитель, сначала он будет говорить с вами на абсолютно непонятном языке. Стаксель, спинакер, грот, рея, стаксель-шкот, грота-шкоты, спинакер-фал и подобные слова способны любого человека абсолютно дезориентировать в пространстве. Поэтому для начала два самых важных правила.
Первое. Когда шкипер командует "Поворот!", нужно как можно сильнее пригибаться. Иначе вы рискуете получить удар по голове здоровой железной балкой, которая помогает переместить один из парусов на другой борт и повернуть лодку (она называется гик). Если боитесь забыть об этом правиле, то наденьте на голову что-нибудь удароустойчивое.
Второе. Никогда не надевайте на гонку платье. Никогда не приходите с распущенными волосами. Никогда не надевайте непрактичную обувь. В общем, будьте готовы комфортно передвигаться по лодке, не рискуя при этом упасть.
Всего на лодке находятся 5 (иногда 6) человек – у каждого есть свой строгий функционал, и другие люди на борту, как правило, уже становятся лишними. Самый главный в экипаже – шкипер, в его распоряжении руль и команда. Он выбирается жеребьёвкой перед гонкой.
Второй по важности человек во время движения находится на носу лодки и выполняет львиную долю распоряжений шкипера. Ему приходится больше всех двигаться, и он-то уж точно должен знать названия каждой мелочи в лодке.
Ещё двое располагаются на корме: один отвечает за шкоты (верёвки, с помощью которых управляют парусами), а второй – баковый, он откренивает лодку своим весом. Шкипер по ходу движения может пересаживать людей с одного борта лодки на другой, управляя таким образом равновесием.
А пятый человек (обычно это самый неопытный член команды или даже ребёнок) помещается в трюм и помогает команде убирать внутрь спинакер (один из парусов) или оперативно его доставать. Также этому человеку доверяют следить за временем.
Вообще, слаженная работа команды – это половина успеха, вторую половину обычно относят к опытности шкипера. Участники регаты рассказывали друг другу байки о том, что несколько лет назад в клубе был один шкипер, который настолько выучил пруд, что стал непобедим с абсолютно любой командой.
Мы с командой оказались сборной солянкой и познакомились друг с другом только перед гонкой. Нам потребовалось много времени, чтобы наладить работу, и только через пару кругов мы сумели прийти не последними. И всё-таки в общем зачёте оказались заключительной, седьмой командой, но совершенно по этому поводу не расстроились.
С первой минуты заезда на лодке начинается такая суета, что нашему фотографу даже некогда было достать фотоаппарат и сделать пару снимков: его либо снесут, либо заставят работать. Несколько секунд спокойствия и правильно пойманного ветра – и шкипер снова командует что-то менять, чтобы сохранить лидерство.
Через некоторое время ты начинаешь понимать, что к чему, и каким-то образом догадываешься, в какой момент нужно поддержать балку, которой ловко орудует молодой человек на носу яхты, а в какой – помочь другим членам команды на корме натянуть одну из многочисленных верёвок, чтобы парус встал идеально по ветру.
Нам, к слову, очень повезло с погодой. К третьему заезду поднялся ветер, что подогрело интерес участников, а работать команда стала ещё в два раза активнее.
Наш вердикт: однозначно пробовать! Но куда идти? Рассказываем.
Яхтсмены советуют просто приехать в яхт-клуб "Коматек" (Кирова, 40) на пробное занятие и попроситься в какую-нибудь команду на ближайшую регату. Участники прошедшего заезда признались E1.RU, что стать заядлым гонщиком довольно просто, и на прошедшей регате было много новичков. Цена участия зависит от организаторов. На прошлой, например, оргвзнос с команды за 2 дня был 30 тысяч рублей.
– Главное правило, которое мы исповедуем, – это "яхтинг доступен каждому", – рассказал E1.RU организатор Юрий Матвеев. – Цена участия очень демократичная. За эти деньги вы получаете два дня гонок с профессиональным шкипером, с профессиональным судейством, с хорошим призовым фондом, фуршетами и прочими радостями. Мы стараемся сочетать и спорт, и шоу, приглашать на мероприятия спортсменов очень высокого уровня. Вот, например, сегодня с нами была Ирина Лоцманова – призёр Олимпийских игр, один из лучших яхтсменов России.
По словам Юрия, только такими способами можно заразить людей заниматься спортом не из-под палки, а ради удовольствия.