Все новости
Все новости

Как прокладывают дороги в небе и где нельзя летать: в Кольцово открыли новый центр авиадиспетчеров

Экскурсия по новому зданию, из которого контролируется воздушное пространство Урала

Здание имеет примечательную круглую форму

Поделиться

«Кольцо в Кольцово» — так назвал новое здание руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Здание «Аэронавигации Урала» имеет примечательную круглую форму, о ходе его строительства мы рассказывали раньше. Строили два года, и теперь укрупнённый центр единой системы организации воздушного движения полностью заселён сотрудниками и функционирует. Здесь рассчитывают траектории полётов над Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областями, Пермским краем и Удмуртией.

На карте эти воздушные дороги выглядят как ломаные линии со своими перекрёстками, только пространство у них трёхмерное, кстати, высоту полётов над Россией лишь недавно начали считать в футах, как во всём мире. Раньше это было дополнительной сложностью для авиации: высоту в футах пересчитывать на метры, пролетая над Россией, а потом обратно в футы.

Перед каждой сменой диспетчеры изучают эту карту — здесь видны все полёты в небе над Уралом и есть метеорологические данные

Перед каждой сменой диспетчеры изучают эту карту — здесь видны все полёты в небе над Уралом и есть метеорологические данные

Поделиться

Любой пользователь воздушного пространства, пролетая над регионом, который обслуживается «Аэронавигацией Урала», подаёт заявку, план полёта. Эксперты центра анализируют и дают разрешение на полёт по маршруту. Это касается не только полётов судов гражданской авиации, но и военных судов, экспериментальных полётов и даже беспилотников. Здесь, например, выдают разрешения и на полеты квадрокоптеров, с которых мы делаем красивые съемки

Наш центр обслуживает не только Свердловскую область, но и Челябинскую, Курганскую, Кировскую области, Пермский край и Удмуртию

Наш центр обслуживает не только Свердловскую область, но и Челябинскую, Курганскую, Кировскую области, Пермский край и Удмуртию

Поделиться

— Запросы о полёте обрабатываются, анализируются диспетчерами, и по каждому принимается решение — разрешить или не разрешить. Всего за сутки, вчера, например, было 1444 запроса, — рассказывает руководитель зонального центра Единой системы организации воздушного движения Сергей Левченко. — Основная масса полётов над Уралом — это транзитные полёты между Европой и Азией. Есть ещё относительно новое направление — маршруты, которые проходят через Северный полюс и связывают Индию и страны Ближнего Востока с Канадой и Японией, — так называемые кроссполярные маршруты.

За сутки поступает почти полторы тысячи запросов о полётах

За сутки поступает почти полторы тысячи запросов о полётах

Поделиться

Каждый диспетчер обслуживает в год около 400 тысяч полётов. Отдельная тема — беспилотники, число таких полётов растёт в геометрической прогрессии, хотя в общем числе их немного, но они очень трудоёмкие для авиадиспетчеров.

— Мы для них специально «нарезаем» воздушное пространство и должны убрать всех других пилотов, поэтому беспилотникам чаще приходится отказывать, — объяснил Сергей Левченко.

Каждый диспетчер обслуживает в год около 400 тысяч полётов

Каждый диспетчер обслуживает в год около 400 тысяч полётов

Поделиться

Пассажирские авиакомпании тоже иногда получают отказы, точнее, их просят изменить маршрут, высоту или время вылета — в том случае, если план полёта попадает под какой-то особый режим.

Эксперт показывает нам карту, на которой отмечены запретные зоны

Эксперт показывает нам карту, на которой отмечены запретные зоны

Поделиться

И есть над Уралом особые зоны, где полёты запрещены вообще. Как правило, это военные объекты либо какие-то территории, над которыми лететь опасно. Ближайшая к Екатеринбургу и самая крупная в регионе запретная зона расположена в Челябинской области, в районе ПО «Маяк».

— Река Теча, вы знаете, там радиоактивный фон, — разъяснил эксперт. — Если самолёт упадёт, будет катастрофа.

90 процентов авиадиспетчеров — мужчины

90 процентов авиадиспетчеров — мужчины

Поделиться

Большинство авиадиспетчеров, обслуживающих полёты, — мужчины. Женщин здесь всего процентов 10. Но сейчас они всё-таки есть, ещё несколько лет назад работали одни мужчины. Сотрудники «Аэронавигации Урала» связывают это с особенностями работы. Она слишком ответственная, от точности и реакции зависят жизни людей. При этом замечено, что женщины в стрессовой ситуации ведут себя не так хладнокровно. 

Но есть и девушки, одна из них даже стала победителем конкурса профессионального мастерства<br>

Но есть и девушки, одна из них даже стала победителем конкурса профессионального мастерства

Поделиться

Но тем не менее исключения есть, мало того, одна из девушек-диспетчеров из нашего зонального центра стала победительницей конкурса профессионального мастерства. Чтобы работать здесь и непосредственно заниматься обслуживанием полётов, придётся учиться за пределами Екатеринбурга — профессиональное высшее образование авиадиспетчеры могут получить только в Москве, Ульяновске и Санкт-Петербурге.

На открытие приехал министр транспорта России Евгений Дитрих

На открытие приехал министр транспорта России Евгений Дитрих

Поделиться

Торжественно перерезали ленточку. Здание построено за два года

Торжественно перерезали ленточку. Здание построено за два года

Поделиться

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2