Транспортная реформа в Екатеринбурге похожа на байку о снежном человеке. Ее периодически рассказывают, но никто не верит в ее реальность. В мэрии не раз подчеркивали, что сложившееся мнение о том, что завтра мы проснемся в новых транспортных реалиях, ошибочно. Никто не собирался и не собирается радикально вмиг менять концепцию городского транспорта. Слишком высока социальная значимость пассажирских перевозок, чтобы ставить над ними эксперименты, не будучи уверенным в положительном результате.
Еще летом этого года мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что первый этап транспортной реформы уже идет, хотя и незаметно для горожан. По сути, началось все с передачи выгодных маршрутов от частников к муниципалам из Гортранса. В интервью с вице-мэром Алексеем Бубновым мы решили узнать, что же изменилось в сфере перевозок за последнее время и чего ждать горожанам в обозримом будущем. Ключевые вопросы — когда транспорт станет новее, удобнее и насколько подорожают билеты?
— Минувшим летом состоялись торги на право обслуживания городских маршрутов. При этом конкурсы были разыграны таким образом, что маршруты попадали в один большой тендер, под условия которого подходил только муниципальный перевозчик. Например, № 19, 27 и 37 отошли Гортрансу. Частным компаниям достались менее выгодные контракты. Насколько справедлива эта ситуация?
— Если говорить о 27-м маршруте, идущем через центр, то я напомню, что до 2006 года он был муниципальным. Основной задачей было пересадить горожан с маленьких автобусов на более комфортный транспорт повышенной вместимости. Под него и собирались лоты.
— Что от этого выиграл ЕМУП «Гортранс»?
— Скажем так. В первый день запуска из 135 тысяч перевезенных Гортрансом пассажиров 21 тысяча пришлась на маршрут № 27. Это очень существенные цифры. В этом году мы также откорректировали маршруты 57 и 57А (на замену отмененной со скандалом маршрутки № 024). Сменили маршрут троллейбуса № 15, который заменил коммерческий автобус № 2.
— Мэр Александр Высокинский неоднократно говорил, что муниципальных перевозчиков нужно спасать из-за убытков, которые они несут. Насколько в настоящее время удалось выправить ситуацию?
— В целом эти изменения пошли на пользу муниципальному предприятию. Конечный результат мы будем смотреть по итогам текущего квартала. Но цифры будут сильно смазаны из-за летних ремонтов улично-дорожной сети. Мы надолго закрывали улицу Советскую, где транспорт не ходил вообще. В частности, самый выгодный троллейбусный маршрут № 4, частичное закрытие было и на улицах Смазчиков и Щербакова. В настоящее время закрыт перекресток Фронтовых Бригад — Старых Большевиков, который также повлиял на трамваи и троллейбусы. Все это получилось не в пользу муниципального перевозчика.
— Когда нам ждать повышения цен на проезд?
— Мы стремимся к тому, чтобы не было увеличения цен для пассажиров. Это наша основная задача. Проезд в 2019 году был повышен только в метрополитене — после реконструкции составов и закупки новых поездов. Реновация в подземке была связана с окончанием срока эксплуатации старых поездов. С Гортрансом ситуация другая. Да, подвижной состав не новый, но он находится в исправном техническом состоянии. И не имеет жестких регламентированных сроков эксплуатации.
— Какие еще коммерческие маршруты в перспективе могут быть заменены муниципальными? Если не в 2019-м, так в последующие годы?
— Пока таких планов нет. Да и самоцели забрать что-то у коммерческих перевозчиков мы не ставили. Мы смотрели по обстоятельствам и принимали решения в зависимости от условий. Необходимо следить за финансовым состоянием Гортранса. Поймите, что в совокупности это семь тысяч рабочих мест, а также потребности горожан в удобных перевозках. Кстати, за техническим состоянием машин, за процедурами выхода на линию, за медосмотрами в муниципальном предприятии следят лучше, чем у частников. Да и налоговые поступления от Гортранса больше. Мы очень надеемся, что коммерческие предприятия тоже будут дотягиваться до заданных стандартов. Например, за соблюдением графиков. Лично был свидетелем, как коммерческий автобус, в котором я ехал, догнал машину со своего же предприятия, а с остановки еще и устроил гонки с коллегой. Согласитесь, такого быть не должно в принципе.
— Ранее вы говорили, что к осени проанализируете перемещение пассажирских потоков в Екатеринбурге. И, отталкиваясь от этих данных, будете планировать дальнейшую транспортную реформу. Какие результаты есть сейчас?
— Мы провели научно-исследовательскую работу по анализу и прогнозу пространственного выявления населения города (по перемещению людей из района в район. — Прим. ред.) на перспективу до 2035 года. Посмотрели матрицу корреспонденций, изучили данные социологических опросов, сотовых операторов, «Яндекса». Сейчас все еще идет анализ данных. Но есть и очевидные рекомендации. Исследование, например, показало, что ряд троллейбусных маршрутов ходит сейчас практически впустую. Например, если автобусы № 27 перевозят 21 тысячу человек в день, то некоторые троллейбусные маршруты — всего 500–800 человек! Это например № 17, 18.
Их судьбу недавно рассматривали на экспертном совете. Были предложения убрать их с линии вовсе. Но пока от отмены отказались, чтобы не вызывать социальной напряженности. Сначала надо попробовать альтернативные решения. А еще исследование показало, что не все так просто и правильно было в данных, предоставленных организацией «Город.PRO». Тем исследованием, например, не были охвачены некоторые зоны с наличием пассажиров. Например, у них выпала Старая Сортировка и еще ряд районов. Пользоваться схемой «Город.PRO» в том виде, в каком она есть, нельзя.
— Так в чем же выразится транспортная реформа?
— Если делать все правильно, то речь будет идти о кардинальном изменении маршрутов автобусного движения в Екатеринбурге. Понятно, что троллейбусный и трамвайный каркас мы серьезно не изменим. Просто в силу расположения существующей инфраструктуры. Ведь рельсы и провода не перенести. Но и там будут некоторые новшества. В частности, соединение двух колец на Уралмаше. Также в приоритете проектирование и строительство трамвайной ветки в Академический и достройка линии в Пышму.
— Мэр на недавней пресс-конференции уточнил, что электротранспорт в Екатеринбурге будет обновляться путем концессии (договор государства с частным бизнесом на эксплуатацию муниципального предприятия) Когда и как начнется ее реализация?
— Сейчас мы просчитываем с экономистами и специалистами транспортной сферы все нюансы будущего соглашения. Нужно понять, какие подводные камни есть в этом вопросе и как их обойти. Специфика концессии в том, что на территории России это очень редкая практика. Кроме того, после принятия концессии ее параметры менять нельзя. К примеру, если после подписания соглашений вылезут какие-то моменты, связанные с дополнительными расходами, мы не в состоянии будем решить эти проблемы. Выход будет один — отменять концессию. Запускать конкурс заново.
— Кто вступит в концессионеры?
— По закону будет объявлен конкурс. Кто его выиграет, тот и будет осуществлять. Все это будет сделано публично. Состав желающих я бы оглашать не стал, поскольку переговоры и подготовка документации сейчас в процессе.
— Какой транспорт приобретет Екатеринбург по договору концессии?
— Первоначально говорилось только об электротранспорте. Городу нужно поменять почти все трамваи. Подвижной состав чешских Tatra уже достиг возраста 30 лет. Все троллейбусы также подлежат замене. А теперь к модели концессии стали «прикручивать» и закупку автобусов. Но на параметры концессии может сильно повлиять еще один фактор. Дело в том, что недавно к вопросу обновления муниципального транспорта подключилась федерация. Речь идет о проекте ВЭБ, который планирует обновить транспорт в регионах на средства Фонда национального благосостояния. Но там сейчас все на уровне старта. Недавно нам прислали проект документа для публичного обсуждения. В нем речь шла о субсидировании покупок транспорта для российских городов. Но никакой конкретики мы пока не услышали, хотя получить ответы очень хочется. С поддержкой федерации новые трамваи, троллейбусы и автобусы обойдутся нам намного дешевле. Если мы решим сами закупать транспорт, федеральные средства сильно изменят стоимость денег, серьезно облегчив нагрузку на городской и областной бюджеты.
— Насколько реален проект ВЭБ для Екатеринбурга? Не обойдет ли он нас стороной в итоге?
— Его авторы проводили свои исследования. В частности, ездили и смотрели на состояние подвижного состава у нас. И получилось так, что мы живем в городе, который первостепенно претендует на пилотный проект. Мы подходим по всем параметрам. Остается только ждать, когда все это заработает.
— Если проект ВЭБ затянется, не затормозит ли он обновление транспорта у нас?
— Я не думаю, что пилотный проект на 20 крупных городов затянется. Он назначен с 2020 по 2024 год. Со своей стороны мы будем очень стараться, чтобы привлечь федеральные средства.