В Екатеринбурге проходят общественные обсуждения нового генерального плана развития города до 2035 года. Вчера обсуждения по поводу строительства многоэтажек вместо частного сектора на Уралмаше закончились ничем — мнение жителей, которые были против, не учли.
Изменения в генплане коснулись не только строительства жилых домов. Мы рассказывали, как изменится транспортная система Екатеринбурга в ближайшие 15 лет. Урбанист Владимир Злоказов рассказал, почему в транспортном отношении новый генплан — это революция. Публикуем его мнение полностью.
Несмотря на то что общественные обсуждения носят рекомендательный характер, думаю, что нужно воспользоваться предложением заместителя главы города по вопросам капитального строительства и землепользования Алексея Бирюлина, который призвал всех желающих присылать предложения и замечания. По крайней мере это хорошее упражнение для ума — попытаться сформулировать, каким мы сами хотим видеть наш город.
Я взялся проанализировать ту часть генплана, которая касается развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также сформулировать предложения к документу.
Начать, на мой взгляд, следует с признания того, что в транспортном отношении новый генплан — это революция. Он без преувеличений является революционным с точки зрения подхода к развитию транспортной системы. Если мы посмотрим на предыдущий генплан Екатеринбурга (до 2025 года), что мы там увидим? Мы увидим тотальное приспособление города к автомобилизации. Предполагалось расширение проезжих частей улиц и строительство транспортных развязок на разных уровнях даже в центре города! Например, развязки предполагалось построить на Московской — Ленина, Московской — Куйбышева, Ленина — Восточной и т. д.
Появилась в результате только одна — на Московской — Большакова — Фурманова. Можно с уверенностью сказать: «Спасибо, что только ее!» Даже по ней можно судить о потенциальном масштабе бедствия, если бы предыдущий генплан реализовался полностью. Хотя лучше бы и ее снести, и, возможно, для этого появится повод. Но об этом позже.
В генплане до 2025 года также на полном серьезе было прописано строительство автомобильных транспортных тоннелей, пересекающих центр города.
Предполагалось строительство десятков внеуличных — надземных и подземных — переходов. В частности, подземные переходы планировалось построить на перекрестках 8 Марта — Малышева, 8 Марта — Ленина, Восточной — Малышева, Восточной — Куйбышева и т. д.
Все это подавалось, разумеется, под соусом заботы о безопасности пешеходов, но понятно, что реальной целью было убрать пешеходов с проезжей части, чтобы они «не мешали движению транспорта». В этой парадигме были построены подземные переходы на Вайнера — Малышева и Вайнера — Радищева, а также убраны наземные пешеходные переходы при строительстве входов на станции метро.
Предыдущий генплан декларировал необходимость приоритета общественного транспорта, но фактически не предусматривал никаких мер для обеспечения этого приоритета. В нем нет упоминания выделенных полос или обособления трамвайных путей в центре города, хотя последняя мера впоследствии появилась в стратегическом проекте «Удобный общественный транспорт».
Весьма специфический подход был к развитию трамвая. С одной стороны, декларировалась важность трамвая как основного вида наземного транспорта, но в то же время предполагалось снятие трамвайных путей с улицы 8 Марта под предлогом того, что трамвай на ней «дублирует метро». Сегодня мы знаем, что у трамвая на этой улице есть своя роль и факт некоторого дублирования метро не является проблемой, но тогда это казалось самоочевидным: зачем вам трамвай, когда есть метро?
Новый генплан подходит к вопросам транспорта совершенно иначе. Нет, он не запрещает автомобили, но он признает, что город не может развиваться с опорой на личный автотранспорт. Поэтому приоритет отдается общественному транспорту, пешеходам и немоторизованным способам передвижения (велосипедам, электросамокатам и т. п.)
В новом генплане по-прежнему предусмотрено много дорожного строительства, но в основном оно сосредоточено в периферийных районах. Никаких многоуровневых развязок в центре города.
Большое внимание уделено развитию трамвайной системы. Например, не только не ликвидируется линия по улице 8 Марта, но и предполагается ее восстановление на участке между Радищева и Ленина, а также продление по Ельцина до Челюскинцев.
Впервые в генплане не только есть упоминание о приоритете общественного транспорта, но также приводятся конкретные улицы, на которых должны появиться выделенные полосы. Список этих улиц не слишком длинный, но само его наличие — это уже хорошо.
Наконец, впервые в генплане есть целый раздел, посвященный пешеходному движению и немоторизованному транспорту — велосипедам, электросамокатам и т. п. Эти способы передвижения не рассматриваются как какое-то историческое недоразумение, которое скоро прекратит свое существование, но, напротив, заявляются как приоритетные! Я думаю, только за одно это разработчиков нового генплана можно похвалить!
После моей похвалы новому генплану вы, возможно, скажете: «Ну, если все так хорошо, то, наверное, и не нужно ничего добавлять?» Не совсем так. Новый генплан в том, что касается транспорта, хорош на концептуальном уровне. Очень здорово, что нам не нужно будет бороться с идеей города-автостоянки с многоуровневыми развязками и подземными переходами на каждом шагу. Есть города, например, соседний Челябинск, где ситуация именно такова и там активистам приходится бороться с развязками и подземными переходами.
Мы сегодня оказались в гораздо более благоприятной ситуации, когда мы в целом согласны с направлением развития транспортной системы и можем обсудить, что конкретно имеет смысл сделать в ближайшие годы, чтобы в этом направлении продвинуться. Этим мы в ближайшее время и займемся.
Согласны с автором?
Напомним, мэрия опубликовала генплан города до 2035 года и предложила его обсудить. До 2035 года несколько кварталов Екатеринбурга застроят высотными домами. Мы уже рассказывали, какие крупные спортивные и культурные объекты появятся в городе в ближайшие годы и что будет с транспортом.