Когда автобус 016-го маршрута проезжал в районе ВИЗа, возникла небольшая заминка: машина замедлилась и стала прижиматься к обочине. Колеса уже начали вязнуть в грязном снегу: возникло ощущение, что одно из них сдулось. Но нет, оказалось, что машина замедлилась не из-за поломки. Просто ее водитель что-то сосредоточенно печатал на телефоне, поэтому отпустил педаль газа и смотрел куда-то под руль, а не на дорогу. Пассажиры молчали: не отвлекать же человека от такого важного дела...
До этого эпизода с мобильным телефоном поездка проходила по всем законам жанра: к примеру, по улице 8 Марта водитель некоторое время ехал с открытыми дверями, рассчитывая, что кто-то из отстающих пассажиров запрыгнет к нему в салон на ходу. Перекресток Ленина и Московской автобус, урча, промчался на красный свет.
Но главный дорожный триллер был на проспекте Ленина. Там водитель 016-го устроил гонку со своим коллегой с 012-го маршрута. Причем последний вырулил на проспект Ленина, умудрившись сделать левый поворот из правого ряда. А на остановке возле «Пассажа» водитель 012-го так спешил вырваться вперед конкурента, что впопыхах зажал дверью одного из пассажиров.
Все эти дорожные нарушения аккуратно фиксировали сотрудники ГИБДД, которые тайно сидели в автобусах, одетые в гражданскую одежду. Под проверку полицейских попали наиболее аварийные городские маршруты: 012-й, 016-й, 014-й и 57-й (муниципальный).
Разбор полетов водителям маршруток устроили на конечных остановках. На вопрос, почему гоняли на красный и болтали по телефону во время движения, водители только виновато пожимали плечами. Один из них в районе цирка умудрился подъехать к остановке по тротуару. Но своеобразным героем дня стал некий Отабек. Тот самый водитель, что прижал пассажира дверью в автобусе № 012.
— Водитель ехал в наушниках, постоянно слушая песни, — рассказал инспектор, который был в этом автобусе. — В районе площади [1905 года] высадил студентов, не доехав до остановки метров тридцать, То есть люди у него вышли там, где с одной стороны ограждение, с другой впритык идет транспортный поток. Машину на конечной остановке проверили — у нее кнопки сигнала для водителя не работают, аптечки нет, огнетушитель — просроченный.
О статистике
К чему приводят регулярные нарушения правил водителями маршруток в погоне за пассажирами и выгодой? В ГИБДД по Свердловской области предоставили следующие цифры: по итогам 11 месяцев 2019 года на территории региона зарегистрировано 137 ДТП, произошедших по вине шоферов автобусов. В этих дорожных происшествиях четыре человека погибли и еще 198 получили травмы различной степени тяжести.
Число нарушений со стороны перевозчиков и их водителей растет, хотя штрафы не самые маленькие: за движение по тротуару — 2 тысячи рублей, за разговоры по мобильнику без гарнитуры — 1,5 тысячи рублей, за непредоставление преимущества в движении пешеходам — 1,5–2,5 тысячи рублей. За проезд на красный — лишение водительских прав, если нарушение происходит повторно.
А штрафы для юридических и должностных лиц (и механиков, и руководителей автотранспортных предприятий) и вовсе могут исчисляться более крупными суммами. Например, за выпуск неисправной машины на линию предприятию грозит штраф от 5 до 8 тысяч рублей. Но, по признанию автоинспекторов, у каждой второй маршрутки есть недостатки в технической части.
— К сожалению в крупных городах области мы фиксируем увеличение числа инцидентов с автобусами по сравнению, например, с прошлым годом. Многие ДТП связаны с падениями пассажиров в салонах машин (мы публиковали красноречивую подборку видеозаписей на эту тему), — подчеркнул старший инспектор группы технического надзора УГИБДД по Свердловской области Борис Черных.
По его словам, за последние годы уровень мастерства водителей у перевозчиков поменялся.
— За рулем часто можно увидеть иностранцев, которые имеют немалый опыт и работают годами, — отметил Черных.
Напомним, что мы ведем рубрику «Шайтан-"Богдан"», посвященную нарушениям в сфере пассажирских перевозок.
Если вы сняли на видео, как водители автобусов нарушают ПДД, болтают по телефону на ходу или хамят пассажирам, присылайте записи нам на почту news@corp.e1.ru с пометкой «Шайтан-"Богдан"». Обязательно укажите номер маршрута, время, когда была сделана запись, и регистрационный номер машины, так будет легче отыскать нарушителя и наказать. Можно прямо во время записи нарушения проговорить вслух госномер автобуса и его маршрут. Не оставайтесь безучастными!
Ранее гаишники рассказали о том, что в 2019 году произошел рост количества тяжелых аварий в Екатеринбурге. За одиннадцать месяцев в городе случилось больше тысячи ДТП, в которых погибли 67 человек, еще 1340 пострадали.